Верхнекамский филиал
Негосударственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Пермский институт муниципального управления
(Высшая школа приватизации и
предпринимательства)»
НОУ ВПО ПИМУ (ВШПП)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
Тема «Русско-Японская
война 1904-1905 год»
Выполнил:
студент
гр. ПБГ-13-5
Полякова Т.А.
Проверил:
к.ф.н.
Кайгородов А.Г.
Дата сдачи________
Оценка__________
Березники 2013г.
Введение
Правящие круги Японии, опираясь
на поддержку великих держав, в первую
очередь Англии, открыто шли на развязывание
войны с Россией, считая, что наступил
для этого удобный момент. Чтобы замаскировать
интенсивную подготовку к развязыванию
военного конфликта и захвату Кореи и
Маньчжурии, Япония летом 1903 г. предложила
России начать переговоры о разграничении
сфер влияния на Дальнем Востоке. В ходе
переговоров Япония, получив заверения
Англии и США о ее поддержке, ужесточила
свои претензии к России. Немалое значение
имело и то, что Россия к тому времени оказалась
в дипломатической изоляции. О своем
нейтралитете в назревавшем военном конфликте
заявили Германия и даже союзник России
Франция (последняя на том основании, что
заключенный в 1893 г. русско-французский
договор не распространялся на Дальний
Восток).
31 декабря 1903 г. Япония направила
российскому правительству ноту,
содержащую ультимативное требование
подписать соглашение, по которому
ей предоставлялось бы исключительное
право "покровительства" Корее. На
собравшемся 2 января 1904 г. под председательством
Николая II совещании было решено
принять японский ультиматум, за
исключением условия о Корее,
ибо принятие этого условия
означало превращение ее в
плацдарм для нападения Японии
на Россию. Японии предлагалось "не
пользоваться никакой частью
корейской территории в стратегических
целях". Две недели спустя Япония
в жестко ультимативной форме
потребовала от русского правительства
безоговорочного принятия всех
ее условий, а также и признания
ее "прав" на Маньчжурию. При
этом ею было недвусмысленно
заявлено, что неуступчивость России
или даже затягивание с ответом
могут послужить поводом к
началу военных действий. Демагогически
Япония заявляла, что все ее
действия продиктованы защитой
интересов Китая.
В то время, когда еще велись
русско-японские переговоры, Япония приступила
к мобилизации своих вооруженных сил.
В начале января 1904 г. в японском порту
Сасебо было подготовлено 60 транспортов
для переброски войск в Корею. Эти приготовления
стали известны в штабе наместника Дальневосточного
края адмирала Е.И. Алексеева. Допуская
возможность войны в самое ближайшее время,
Алексеев обратился к царю с просьбой
объявить мобилизацию на Дальнем Востоке.
12 января царь отдал распоряжение перевести
на военное положение Владивосток и Порт-Артур.
Однако в правящих кругах России
сохранялась еще надежда на то, что Япония
не решится начать войну. Эту надежду разделял
и Николай II. Когда в конце января 1904 г.
стала уже очевидной неизбежность войны,
российское правительство предприняло
последнюю попытку если не предотвратить,
то хотя бы оттянуть. 22 января 1904 г. в Токио
была направлена телеграмма с предложениями
мирного разрешения спорных проблем. Текст
телеграммы был также вручен и японскому
послу в Петербурге. Посланная в Токио
телеграмма была умышленно задержана
в Нагасаки на двое суток, а русский посланник
в Токио ее получил лишь 25 января. Но еще
22 января, до получения телеграммы из Петербурга,
под председательством японского императора
собрался Большой совет, который принял
решение разорвать дипломатические отношения
с Россией под предлогом "медлительности"
российского правительства на требования
Японии и начать военные действия. 23 января
японский посол по полученным из Токио
инструкциям вручил министру иностранных
дел В.Н. Ламздорфу ноту о разрыве дипломатических
отношений Японии с Россией и выехал из
Петербурга.
Российская медлительность
с ответом на ультиматум, была названа
Японцами «наглой провокацией с отсрочкой
ответа на самые простые вопросы, жизненно
важные для благосостояния и существования
Японии». И не найдя более лучшего повода
японцы начали войну.
6 февраля 1904 г. Объединенная
Японская эскадра под командой вице-адмирала
Того оставила Сасебо и выдвинулась в
Корейские воды. По дороге был захвачен
российский торговый пароход под многообещающим
названием «Россия» (удивительное предзнаменование).
7 числа эскадра разделилась. Основная
часть под командой Того пошла в Порт-Артур.
Другая же часть, под командой контр-адмирала
Уриу, направилась в Чемульпо для блокады
«Варяга» и «Корейца» и высадки десанта
в этом порту.
8 февраля 1904 г. нападение
на Порт-Артур. Ночью того же
дня без предварительного объявления
войны японские миноносцы предприняли
нападение на Порт-Артурскую эскадру.
Внезапное нападение эскадренных миноносцев
было важнейшим звеном всего стратегического
плана японцев. Суть идеи внезапного нападения
была в том, чтобы вывести из строя как
можно больше русских кораблей и, связав
эскадру «хвостом» из изуродованных судов,
заставить его надолго остаться в Порт-Артуре.
Географические особенности этой базы
— длинный извилистый выход, доступный
только в большую воду, наличие неподалеку
возможностей для создания наблюдательных
постов и передовых пунктов снабжения,
способствовали осуществлению блокадных
действий.
Благодаря ошибкам русского
военно-морского командования (вице-адмирал
О. Старк) японцам удалось в полной мере
использовать эффект внезапности. Русский
флот понес значительные потери. Были
повреждены и надолго вышли из строя лучшие
русские броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич»,
а также крейсер «Паллада». «Полтава»,
«Диана», «Аскольд» и «Новик» получили
пробоины ниже ватер-линии, но остались
на плаву. Досталось и флагманскому кораблю
«Петропавловск»
.
На следующее утро японский флот под командованием
вице-адмирала Хэйхатиро Того, появившись
в районе Порт-Артура, с дальней дистанции
начал обстрел русской эскадры и береговых
укреплений. Этими действиями адмирал
Того оценивал результаты атаки и демонстрировал
уверенность в своих силах. Поскольку
русский флот не решился выйти в открытое
море и действовал только в зоне прикрытия
своих береговых батарей, стало ясно, что
он привязан к крепости. С этого момента
Япония захватила господство на море и
получили возможность начать десантные
операции.
Затем адмирал Того приложил усилия к
созданию временной передовой базы флота
на островах Элиот и организации тесной
блокады Порт-Артура.
Порт Чемульпо 8 февраля 1904 г. был блокирован
японской эскадрой под командованием
контр-адмирала Уриу в составе 2 броненосных
и 5 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев.
9 февраля адмирал Уриу предъявил капитану
Рудневу ультиматум, в котором, угрожая
применением силы, потребовал, чтобы русские
корабли покинули Чемульпо. Не имея возможности
маневрировать на фарватере капитан Руднев
тем не менее вывел корабли из Чемульпо
и принял бой, пытаясь прорваться в Порт-Артур.
В течение 45 минут по противнику было выпущено
1 тысяча 105 снарядов, нанесших японской
эскадре существенный урон. Однако «Варяг»
получил тяжелые повреждения. Была выведена
из строя почти вся артиллерия, через подводные
пробоины поступала вода, был ранен командир
в бою, и от ран после боя погибло 33 человека,
около 120 человек было ранено (из-за отсутствия
броневых щитов больше всего пострадала
орудийная прислуга). Русские корабли
вышли из боя и вернулись в Чемульпо, где
«Кореец» был затем взорван на внешнем
рейде, а «Варяг» затоплен во внутренней
гавани (чтобы мощным взрывом не повредить
стоявшие поблизости иностранные корабли).
Экипажи были приняты на борт кораблей
нейтральных держав: 28 человек поднялись
на французский крейсер «Паскаль», 30 на
британский военный корабль «Телбот»,
остальных приняла итальянская «Эльба».
Впоследствии русские моряки возвратились
на родину (требование японцев о выдаче
русских моряков в качестве военнопленных
было решительно отклонено). В память
о Чемульпинском сражении установлены
памятники во Владивостоке на морском
кладбище (куда в 1911 г. были перевезены
из Кореи останки погибших) и на родине
капитана Руднева-в Туле (1956 г.) .
10 февраля 1904 г. Объявление войны.
13–14 февраля 1904 г. Вторая атака Порт-Артура.
В ночь на 14 февраля японская флотилия
снова подошла к Порт-Артуру. Но плохая
погода и начинающийся шторм помешал активным
боевым действиям. На атаку в таких тяжелых
условиях решились только два миноносца
«Хайатори» и «Асагири». Торпеды, выпущенные
с этих кораблей, причинили повреждения
злополучному «Петропавловску» и эскадренному
броненосцу «Севастополь».
24 февраля 1904 г. Попытка заблокировать
Порт-Артур. Чувствуя, что внезапные атаки
на Порт-Артур не имели ожидаемого, ошеломляющего
успеха и Русская эскадра все еще представляла
собой боевую силу, японцы предприняли
неудачную попытку заблокировать вход
в Порт-артурскую гавань. Для этого были
отобраны старые транспортные пароходы
«Тенши-Мару» ( водоизмещением 2,943 тонн),
«Хококу-Мару» (2,766 тонн), «Енсен-Мару»
(2,331 тонны), «Бую-Мару» (1,163 тонн), и «Бушу-Мару»
(1,249 тонн), чтобы затопить их при входе
в гавань. Команда для этих судов подбиралась
из числа добровольцев. Операцию возглавил
капитан Арима с «Микасы». Под прикрытием
флотилии миноносцев в 2 часа 30 минут транспорты
приблизились к внешнему рейду Порт-артурской
гавани. Береговые батареи открыли сильный
огонь. Из за этого затопление транспортов
прошло не совсем удачно. Из пяти судов,
только одно — «Хококу-Мару» затонуло
в горловине входа, одно было подбито береговой
артиллерией, а «Тенши-Мару», отклонившись
от курса сел на мель. Командам транспортов
удалось спастись .
В последующие дни происходили небольшие
перестрелки между русской и японской
эскадрами, не причинивших особого вреда
ни той, ни другой стороне. Русские флот
по-прежнему не решался выходить в открытое
море, а японцы не шли на сближение, опасаясь
огня береговых батарей и минных заграждений.
8 марта – 13 апреля 1904 г. Военно-морские
действия в районе Порт-Артура. Чтобы принять
командование флотом на Дальний Восток
прибыл энергичный и способный адмирал
Степан Осипович Макаров (8 марта). Он стал
настойчиво готовить эскадру к генеральному
сражению, чтобы «попробовать взять море
в свои руки». 24 марта была отбита очередная
попытка японцев заблокировать вход в
Порт-артурскую гавань. На этот раз японцы
снарядили четыре транспорта, под сопровождением
двух флотилий из 17 миноносцев. При входе
в гавань японцев встретили русские миноносцы,
завязался бой в ходе которого один из
транспортов был торпедирован, другие
же отклонились от курса и затонули в неудачных
местах. Блокада опять не удалась.
26 апреля–7 мая 1904 г сражение на реке Ялу.
Выйдя к реке Ялу в районе Тюренчэна, 34-тысячная
японская 1-я армия под командованием фельдмаршала
Тамесады Курски была встречена Восточным
отрядом русской армии под командованием
генерала М.И. Засулича (около 19 тысяч человек)
1 мая разгорелся жаркий бой у Тюренчэна.
Русская артиллерия была подавлена. Японцы
обошли русские войска на левом фланге.
По вине Засулича отряд вовремя не отступил.
Эта первая неудача русских войск на суше
открыла противнику дорогу в Маньчжурию.
Стратегические последствия сражения,
как первого сражения войны, были весьма
значительны: подорвано моральное состояние
русских войск, побережье Ляодунского
полуострова открывалось для беспрепятственной
высадки японских армий.
Поражение на Ялу произвело тяжелое впечатление
на русскую армию, Куропаткин вновь требует
от войск «всеми мерами избегать решительного
боя» до отхода «на главные силы нашей
армии». Царю Куропаткин доложил, что «бой
у Ялу явился случайным, как для начальников,
так и для войск». С поражением отряда
Засулича обстановка на театре войны улучшается
для противника. По сути дела, японцы завладели
стратегической инициативой.
21 февраля – 10 марта 1905 г. Мукденское сражение.
Обе войсковые группировки, численностью
приблизительно по 310 тысяч человек каждая,
окопавшись, встретились друг с другом
на линии, протяженностью 65 км. Стараясь
окружить русских, маршал Ояма приказал
3-й армии генерала Маресукэ Ноги попытаться
обойти их справа. К концу первого дня
сражений правый фланг русских — армия
А.В. Каульбарса — был отброшен назад и
с юга переместился на запад. Атаки и контратаки
быстро сменяли одна другую; генерал-адъютант
А.Н. Куропаткин стягивал резервы, чтобы
залатать рушащийся правый фланг. И хотя
через две недели яростных сражений японские
солдаты вошли в Мукден, попытка маркиза
Ивао Оямы окружить русских успеха не
имела. Подтянув резервы, японский фельдмаршал
усилил 3-ю армию генерала Ноги, дав ему
возможность еще раз попытаться окружить
армию генерала А.В. Каульбарса. Через
3 дня боев правый фланг русских был отброшен
назад так далеко, что генерал Куропаткин
стал бояться за свои линии коммуникаций.
Он искусно вышел из боя и отошел к Телину
(175 км севернее Мукдена) и Харбину, побежденный,
но не обращенный в бегство. В ходе сражения
пало почти 100 тысяч русских и было брошено
множество снаряжения. Японцы потеряли
70 тысяч (или более) человек. После Мукденского
сражения активных действий на суше больше
не предпринималось.
27 мая 1905 г. Цусимское сражение. Флот вице-адмирала
Зиновия Петровича Рожественского вошел
в пролив развернутым строем. С северо-запада
похожим строем подходил японский флот
под командованием вице-адмирала Хэйхатиро
Того. Оба адмирала возглавляли ядра своих
сил - Рожественский на эскадренном броненосце
«Князь Суворов», а Того - на эскадренном
броненосце «Миказа».
«Миказа» — спущенный на воду в ноябре
1900 года, этот эскадренный броненосец
был последним, построенным в рамках японской
кораблестроительной программы 1896 года.
Будучи флагманским кораблем адмирала
Того, участвовал во всех крупных морских
сражениях русско-японской войны, но в
конце 1905 года из-за взрыва боеприпасов
в погребе затонул в гавани Сасебо. Поднятый
и отремонтированный в 1907 году, он вернулся
в строй, а в 1921 году был переквалифицирован
в броненосец береговой обороны, в каковом
качестве и прослужил вплоть до 1923 года,
когда сел на мель и из-за полученных повреждений
был исключен из состава ВМФ.
Надеясь воспользоваться превосходством
в скорости и рассечь Т-образный строй
русских, японцы повернули к северо-востоку.
Чтобы не попасть под обстрел продольным
огнем, адмирал Рожественский сменил курс
на северо-восточный, а затем на восточный.
Сражение началось вскоре после полудня,
когда флоты отстояли друг от друга приблизительно
на 6 км. На скорости в 15 узлов флот адмирала
Того обогнал идущих на 9 узлах русских
и менее чем за 2 часа вывел из строя крейсер
и два броненосца. Он блестяще маневрировал
своими значительно более быстроходными
силами вокруг несчастных русских, чьи
потери стремительно росли. К наступлению
ночи адмирал Рожественский был ранен,
3 броненосца (включая его флагман) были
потоплены, а уцелевшие русские корабли
- теперь во главе с адмиралом Небогатовым
в смятении бежали. В ночную погоню за
истощенными русскими силами адмирал
Того отправил броненосные крейсеры адмирала
Камимуры, а также отряд миноносцев. На
следующий день разгром завершился. Одному
крейсеру и двум эсминцам удалось прорваться
и достигнуть Владивостока; 3 эсминца добрались
до Манилы и были интернированы. Оставшаяся
часть русского флота попала в плен или
была потоплена. Японцы потеряли 3 миноносца.
Жертвы русских достигли 10 тысяч человек
(совокупно убитыми и ранеными); японские
же потери не достигли и 1 тысячи.
Поскольку к этому времени 1-я Тихоокеанская
эскадра, блокированная японцами в Порт-Артуре,
уже прекратила существование. Поэтому
перед вице-адмиралом З.П. Рожественским
встала одна задача - прорваться во Владивосток.
Для прорыва был выбран кратчайший путь
через Корейский пролив, т.е. в непосредственной
близости от главных баз противника. В
120 (222 км) милях к югу от корейского порта
Мозампо была развернута цепь японских
дозорных крейсеров. Шедший в походном
строю флот вице-адмирала Рожественского
14 мая в 4 ч. 25 мин. был впервые обнаружен
японским вспомогательным крейсером «Синано-мару».
В 6 ч. 30 мин. японский крейсер «Идзумо»
занял место для наблюдения в 40-50 кабельтовых
на правом траверзе русского флота. В 7
ч. 00 мин. вице-адмирал Рожественский перестроил
свои главные силы в одну кильватерную
колонну.
В начале 9-го часа Небогатов повернул
на роковой курс NO 23 (на Владивосток) и
по не вполне ясным причинам перестроил
русский флот в две колонны. Главные силы
японцев, державшиеся севернее острова
Окиносими, подошли в 13 ч. 30 мин. с юго-запада.
Русские корабли вновь перестроились
в одну колонну. Применив отработанный
еще во время войны с Китаем маневр охвата
головы колонны противника и сосредоточения
всего огня на его головном корабле, главные
силы японского флота пересекли курс русских
и вышли на левую от них сторону, ложась
сперва на встречный курс русского флота,
и затем еще влево ни сходящийся курс.
Вице-адмирал Того поднял сигнал: «Судьба
империи зависит от этого боя». Японские
крейсерские отряды пошли ни юг с целью
атаки русских крейсеров и транспортов.
Эскадренный броненосец «Князь Суворов»
(командир-капитан I ранга В.В. Игнициус)
в 13 ч. 49 мин. с расстояния в 38 кабельтовых
открыл огонь по «Миказе». Сократив дистанцию
до 35 кабельтовых, в 13 ч. 52 мин. «Миказа»,
а затем и остальные японские корабли
начали отвечать, сосредоточив огонь на
«Князе Суворове» и «Ослябе» (командир-капитан
I ранга В.И. Бэр). В 14 ч. 30 мин. «Князь Суворов»
с заклиненным рулем под сильным огнем
противники вышел из строя, а в 14 ч. 50 мин.
«Осляба» затонул, получив несколько пробоин
в носовой части около ватерлинии в небронированном
борту. Линию повел эскадренный броненосец
«Император Александр III» (командир-капитан
I ранга Н.М. Бухвостов), склоняясь к востоку.
Фактически проиграв первую фазу сражения,
русский флот полностью утратил инициативу
и, ведомый поочередно «Императором Александром
III» и эскадренным броненосцем «Бородино»
(командир-капитан I ранга П.И.Серебренников),
малоуспешно маневрировал, пытаясь выйти
из сферы действия огня японской артиллерии.
Русский флот фактически остался без командования:
раненный вице-адмирала Рожественский
вместе со штабом был снят с пылающего
«Князя Суворова» в 17 ч. 30 мин. миноносцем
«Буйный» (командир-капитан II ранга Н.Н.
Коломейцев). Контр-адмирала Н.И. Небогатов
так и не смог осуществить командования
разрозненными частями флота. В 18 ч. 50 мин.
погиб «Император Александр III», в 19 ч.
00 мин. – «Князь Суворов», в 19 ч. 10 мин. –
«Бородино», с которого спасся только
один матрос. С наступлением темноты вице-адмирал
Хэйхатиро Того отвел главные силы к острову
Дажелет и бросил в бой миноносцы. В ночном
бою русский флот потерял эскадренный
броненосец «Наварин» (командир-капитан
I ранга Б.А. Фитингоф): в свою очередь, русские
корабли потопили 2 и повредили 12 японских
миноносцев.
Утром 15 мая команды затопили свои корабли:
тяжело поврежденный эскадренный броненосец
«Сисой Великий» (командир-капитан I ранга
М.В. Озеров), крейсеры «Владимир Мономах»
(командир-капитан I ранга В.А. Попов) и
«Адмирал Нахимов» (командир-капитан I
ранга А.А. Родионов). В 8 ч. 00 мин. героически
погиб крейсер «Дмитрий Донской» (командир-капитан
I ранга И.Н. Лебедев). в 11 ч. 06 мин .- крейсер
«Светлана» (командир-капитан I ранга С.
П. Шеин), в 17 ч. 00 мин. - броненосец береговой
обороны «Адмирал Ушаков» (командир-капитан
I ранга В.Н. Миклуха). Крейсеры «Олег» (командир-капитан
I ранга Л.Ф. Добровольский, флаг контр-адмирала
О.А. Энквиста), «Аврора» (командир-капитан
I ранга Е.Р. Егорьев, пал в бою), «Жемчуг»
(командир-капитан II ранга П.П. Левицкий)
прорвались в Манилу. Миноносец «Бодрый»
(командир-капитан II ранга П.В. Иванов)
ушел в Шанхай. Во Владивосток прорвались
только крейсер «Алмаз» (командир-капитан
II ранга И.И. Чагин), миноносцы «Бравый»
(командир-лейтенант П.П. Дурново) и «Грозный»
(командир-капитан II ранга К.К. Андржеевский).
В 10 ч 15 мин. 15 мая остатки русского флота
под командованием контр-адмирала Н.И.
Небогатова (эскадренные броненосцы «Орел»,
«Император Николай I», броненосцы береговой
обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал
Апраксин», крейсер «Изумруд») были окружены
превосходящими силами противника. Несмотря
на готовность русских кораблей к сопротивлению,
адмирал Небогатов отдал приказ о сдаче.
Приказу не подчинился только крейсер
«Изумруд» (командир-капитан II ранга В.Н.
Ферзен), который прорвал строй японских
кораблей и ушел, но 17 мая погиб на камнях
в бухте Владимир. Миноносец «Бедовый»
(командир-капитан II ранга Н.В. Баранов),
куда с «Буйного» перешел раненый вице-адмирал
З.П. Рожественский вместе со штабом, был
захвачен японцами в 16 ч. 00 мин. 15 мая в
районе острова Дажелет. Это трагическое
поражение русского флота оказало решающее
влияние на исход войны. Впоследствии
адмиралы З.П. Рожественский и Н.И. Небогатов
предстали перед военно-морским судом.
Рожественский, которому вменялась в вину
только сдача противнику миноносца «Бедовый»,
был оправдан ввиду героического поведения
в бою, личного мужества и тяжелого ранения.
Небогатов, которому инкриминировалась
сдача остатков обеих эскадр, был признан
виновным и приговорен к смертной казни,
замененной десятью годами заточения
в крепости. В 1909 году, как и сдавший японцам
Порт-Артур генерал-лейтенант А.М. Стессель,
контр-адмирал Н.И. Небогатов был освобожден.
Мирный договор между России
и Японией был подписан 23 августа 1905 году.
":Статья III.
Россия и Япония взаимно обязуются: 1)эвакуировать
совершенно и одновременно Маньчжурию,
за исключением территории, на которую
распространяется аренда Ляодунского
полуострова, согласно постановлениям
дополнительной I статьи, приложенной
к сему договору. 2) Возвратить в исключительное
управление Китая вполне и во всем объеме
все части Манчьчжурии, которые ныне заняты
русскими или японскими войсками или которые
находятся под их надзором, за исключением
вышеупомянутой территории.
СтатьяV.
Российское императорское правительство
уступает императорскому японскому правительству,
с согласия китайского правительства,
аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих
территорий и территориальных вод, а также
все права, преимущества и концессии, связанные
с этой арендой или составляющие её часть,
и уступает равным образом императорскому
японскому правительству все общественные
сооружения и имущества на территории,
на которую распространяется вышеупомянутая
аренда:
Статья VI.
Российское императорское правительство
обязуется уступить императорскому японскому
правительству, без вознаграждения, с
согласия китайского правительства, железную
дорогу между Чан-чун(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром
и все её разветвления со всеми принадлежащими
ей правами, привилегиями и имуществом
в этой местности, а также все каменноугольные
копи в названной местности, принадлежащие
означенной железной дороге или разрабатываемые
в её пользу:
Статья IX.
Российское императорское правительство
уступает императорскому японскому правительству
в вечное и полное владение южную часть
острова Сахалина и все прилегающие к
последней острова, равно как и все общественные
сооружения и имущества, там находящиеся.
Пятидесятая параллель северной широты
принимается за предел уступаемой территории..."
Заключение
Несмотря на упорную оборону, Порт–Артур
как приморская крепость не обеспечил
флоту безопасность. Флот же в свою очередь
из–за бездарности руководителей не сумел
завоевать господство на море, а позднее
прорвать блокаду японцев и отдал все
свои ресурсы для обороны военно–морской
базы, значительно удлинив этим сроки
ее сопротивления.
Руководители армии и флота не поняли
значения флота в происходившей войне.
Они забыли, что основные боевые силы флота
предназначаются не для обороны баз, а
для борьбы с врагом главным образом на
море.
Порт–Артур стоил противнику колоссальных
жертв. Действовавшая на Квантунском полуострове
японская армия, начиная с высадки в Бицзыво
и до конца осады, потеряла убитыми, ранеными
и выбывшими из строя свыше 110 тыс. человек,
из них до 10 тыс. офицеров.