Русь в международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 15:46, доклад

Краткое описание

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Русь в международных отношениях.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

 

Киевская Русь – одно из самых  больших государств средневековой  Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые  социальные явления, характерные для классового общества.

В связи с тем, что центром  этого могущественного государства  на протяжении нескольких веков был  Киев, в исторической литературе оно  получило название Киевской Руси.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи.

На международной арене Древнерусское  государство занимало одно из ведущих  мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями.

 

Глава 1. Становление  древнерусской дипломатии

 

Освоение торгового  пути «из варяг в греки». Содержание и значение русско – византийских договоров Олега и Игоря

 

С середины IX века севернее Смоленска  в Новгороде образуется центр  под предводительством Рюрика. Особое внимание, созданное государство  стало уделять международным  связям с южными странами. Уже в 866 году Аскольд и Дир предпринимают  поход на Константинопль, который не приносит им успеха.

 

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, уже князь Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. (Для слайда: Успех Олега в Черном море открыл дорогу русской торговле, оживив коммерческое взаимодействие между русскими и греками, что создавало основу благосостояния для княжества.) 

После смерти Олега, наступившей по сообщению “Повести временных лет” в 912 г., князем на Руси стал Игорь (912—945 гг.). В годы княжения Игоря у южных границ Руси впервые появились печенеги. В 915 г. они заключили с Киевом мир и откочевали к Дунаю. Однако в 920 г. это соглашение было нарушено. Византийские источники позволяют заключить, что в обострении русско - печенежских отношений повинна прежде всего византийская дипломатия. Империя не была заинтересована в чрезмерном усилении Киевской Руси и пыталась оказать нажим на нее посредством угрозы печенегов. Коварство императорского двора не сразу было раскрыто в Киеве, и вплоть до 30-х годов Х в. Русь продолжала оказывать военную помощь Византии, русские в составе императорской армии принимали участие в войнах в Италии. В 941 г. в отношениях между Киевской Русью и Византией наступил разрыв. Игорь, воспользовавшись тем, что Византия вела войну с арабами, выступил на кораблях в Константинополь. В походе приняло участие 10-тысячное войско. Вблизи Константинополя русский флот был встречен византийским и сожжен “греческим огнем”. В 944 г. Игорь осуществил второй поход на Константинополь. Предупрежденный корсунцами, византийский император выслал навстречу русским войскам послов и попросил мира. Был заключен договор, который, хотя и подтверждал основные торговые интересы Руси в Византии, не принес ей тех выгод, какие давали предыдущие. Он упразднил ряд преимуществ для русских и накладывал на них больше обязанностей: русские купцы должны были выплачивать Византии пошлину, Игорь обязывался не пропускать к византийским владениям в Крыму болгар, не нападать самому на византийские земли. Вывод.

Договоры киевских князей с Византией  показывают, что Киевская Русь не была еще прочно спаянным единым государством.

Внешнеполитические мероприятия  первых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение сбыта товаров, собранных во время полюдья, с другой - это уже чисто государственные акты, имеющие и политическую подоплеку. Именно такой характер носили походы Олега и Игоря.

 

Внешнеполитический курс Древней Руси в период правления Святослава. Дипломатии князя – воина.

                   Сын Ольги и Игоря Святослав (945-972) - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Традиционно войны Святослава оценивались как захватнические.

 

(Традиционно историки выделяют три этапа во внешнеполитической деятельности Святослава:

Походы против своих ближайших  соседей;

Дальние походы на восток - река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, река Дон;

Походы на юг - Русское море, Болгария, Византия.)

 

В X веке на степных просторах южнее Киева  кочевало воинственное племя печенегов. Они часто нападали на русские  города и постоянно держали Киевскую Русь в состояние напряженности. Святославу удалось  наголову разгромить их и таким образом, надолго лишить охоты и намерения вторгаться в земли киевского князя. Далее, Святослав повёл своё войско на восток с целью разгрома Хазарского каганата. Даже при Святославе Киевская Русь продолжала платить дань хазарам. Кроме того, торговый путь из Киева в Азию, через реку Итиль и Хазарское море, был для русских купцов не только трудным, но и весьма опасным. Очень часто хазары грабили их и убивали. Поэтому победа над хазарами была Киеву просто необходима. Так и произошло: он очистил русским купцам торговый путь на Восток и даже воссоединил Тмутаракань с Русской землей. После этих ударов Хазарский каганат прекратил свое существование.

 Но главный  и наиболее опасный противник  Киевской Руси был на юге,  в лице пока еще могущественной  Византийской империи. Византия в то время владела южным берегом Крыма (область Климаты, город Херсонес), вела затяжную войну с болгарами и с помощью богатых подачек направляла воинственных печенегов на Киев. После дошедших до Константинополя сведений о восточном походе Святослава у Византии возникло естественное желание столкнуть Русь с Болгарией, а потом, когда они обескровят друг друга, уже поодиночке подчинить их своему диктату. Святослав решил идти в Болгарию, но только совсем с другим намерением. Там он вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но не в интересах Византии, а на стороне болгар-патриотов. Святослав быстро занял ряд городов по Дунаю. Византийский трон захватил новый император - Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. Воинственный и решительный, Цимисхий не мог смириться с присутствием русских дружин в Болгарии и немедленно выступил против Святослава. Однако в первой же битве Святослав (правда, не без помощи болгар и угров) разгромил Цимисхия и обратил его в бегство. Испытывая страх за судьбу империи, Цимисхий обратился к Святославу с предложением о мире. Киевский князь охотно согласился на мир и с основной частью своих дружин снова вернулся в устье Дуная. Мир под Адрианополем был заключен осенью, а весной, перед днем Христова воскресения, после лихорадочной подготовки к новой схватке с русскими Цимисхий нарушил его. Но он не смог одолеть русско-болгаское войско и снова был вынужден предложить Святославу мир. Силы Святослава тоже были на исходе, поэтому почетный мир вполне его устраивал.

Вывод: завоеваниями Святослава для Руси был обеспечен выход к Каспию, к восточным торговым путям, к Черному морю и главному торговому пути Восточной Европы - Дунаю, оказавшемуся под контролем русских князей. Киевская Русь за несколько лет укрепила свои позиции в Северном Причерноморье, на торговых путях на Балканах, стала крупной торговой державой, соперничавшей с самой Византией.

 

Христианизация Руси и её последствия: укрепление международных  позиций Руси

 

В IX веке в  Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Международный авторитет этой державы возрастал с каждым годом, налаживались контакты с окружающими народами, достигла расцвета торговля. В то же время крупнейшие государства того периода не хотели считаться с северным соседом из-за приверженности населения Руси старым традиционным языческим культам.

Первыми христианами на Руси стали  славянские купцы - изменение веры во многом способствовало развитию их торговли, чем они часто пользовались, крестившись подчас по нескольку раз: обрадованные купцы-христиане подчас отдавали новообращенному в христианскую веру купцу-славянину свой товар в пол - цены.

Первая попытка крещения русов  произошла в 866 году. Связана она  с неудачным походом на Византию, распространением болезней в стране и миссионерской деятельностью епископа, присланного императорским двором. Попытка была неудачной и вторая произошла в промежутке между 872 и 877 годами. В конце X - начале XI века Русь постепенно христианизируется. При появлении крестителей большая часть народа соглашалась принять обряд, но как только княжеские власти уходили, "все возвращалось на круги своя". В ряде областей насаждение новой веры встретило активный отпор со стороны местного населения. Отдельные районы продолжали исповедовать старые языческие традиции вплоть до XII - XIII веков.

В целом, принятие христианства в качестве официальной религии способствовало развитию феодализма в Киевской Руси. Обращаясь к народу, христианские священники, в противовес языческим  волхвам, проповедовали смирение, безропотное  подчинение, отказ от накопления богатств и заботы о завтрашнем дне, ради "спасения души". Казалось бы, подобные проповеди должны были вызвать апатию у свободолюбивых язычников, но философская гибкость христианского богословия со временем сделала свое дело.

Вывод.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства имело и негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

 

Глава 2. Дипломатический  курс Древней Руси в XI – начале XII веков

Поиски новых путей  укрепления международных позиций  Руси. Династические браки правящей династии

 

Династические браки были не редкостью  в Киевской Руси. Еще Владимир посылал  часть своего воска на выручку  Византийской империи от мятежников, требуя взамен руку младшей сестры Василия и Константина (императоры Византии). Киевский князь прекрасно понимал, что ему представляется редчайший случай породниться с правителями Византийской империи.

Но, все же, наибольшее развитие династические  браки получили при правлении  Ярослава Мудрого. Чем же были обусловлены действия Ярослава Мудрого при выборе династий для установления родственных связей?

 

Одним из критериев выбора невесток  стало стремление великого князя  скрепить мирные договоры узами брака. По такому принципу была подобрана  жена для четвертого сына – Всеволода  Ярославича. Ею стала византийская принцесса  Анна, дочь Константина Мономаха. Другой сын Ярослава Мудрого – Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде-Елизавете, которая впоследствии помогла ему возвратить потерянный киевский престол.

Другие три сына Ярослава были женаты на католичках – немецких принцессах, но значительного сближения христианской Руси с католической Германией не последовало. Если рассматривать других детей Ярослава Мудрого, то наибольший интерес для рассмотрения представляют собой браки его дочерей.

Дочери Ярослава Анна, Елизавета и Анастасия гораздо более выгодным образом заключили браки, став королевами Франции, Норвегии и Венгрии.

Подводя итоги, можно выявить следующие  преимущества династических браков Ярослава и Ярославичей:

- Материальная поддержка Руси

- Укрепление международных отношений

- Урегулирование конфликтов между  государствами

- Увеличение влияния киевского  княжеского дома среди государств  Европы.

 

Древняя Русь и Византия. Особенности русско-византийских контактов  в эпоху Ярослава Мудрого.

           На протяжении X в. Византия имела возможность не раз убедиться в опасности нарушения мира с Русью, когда многочисленное войско "тавроскифов" неожиданно оказывалось у границ империи или под стенами столицы. Обращение императора Василия II в критический момент восстания Варды Фоки за военной помощью к киевскому князю Владимиру Святославичу, взятие Херсонеса и женитьба Владимира на Анне, сестре императоров Василия и Константина, крещение Руси - все эти факты политической истории Византии и Киевской Руси имели для них важные последствия. Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные кампании в Малой Азии, Сицилии и Болгарии.

Информация о работе Русь в международных отношениях