Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:55, контрольная работа
Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр I воспитал как привилегированную «опору» самодержавия, взявшую на себя право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее «возлюбленный император».
Отчужденность народных масс от политики и их пассивность служили благоприятной почвой дворцовых интриг. В значительной степени дворцовые перевороты были спровоцированы нерешенностью проблемы престолонаследия в связи с принятием Указа 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Русь в период правления Екатерины I …………………………………………..5
2. В период правления Анны Иоанновны……………………………………….....8
3. Русь при Елизавете Петровне ……………………………………………….13 Заключение……………………………………………………………………….....22
Список литературы…………………………………………………………....……23
Год спустя Миних взял Очаков. Оставив там гарнизон, он двинулся на юго-запад, одержал победу при Ставучанах, захватил турецкую крепость Хотин. Вступив в Яссы, генерал-фельдмаршал принял от светских и духовных чинов Молдавии изъявление покорности императрице Анне.
Эти победы давались дорогой ценой: войска не только несли огромные потери во время боев, но и страдали от нехватки разного рода припасов, медикаментов, одежды - в казне не хватало денег. Солдаты, измученные длительными переходами по дикой, безлюдной местности, из-за отсутствия воды и дров не могли готовить горячую пищу. Свирепствовала малярия, больных и раненых негде было оставить. Обремененная огромным обозом, армия с трудом продвигалась вперед. Тем временем султан окончил войну с Персией и получил возможность двинуть все свои войска навстречу русским, стремительно терявшим боеспособность. Австрия, союзник России, за три года достигла больших успехов в военных действиях против турок и сумела в 1739 г. в Белграде заключить с Турцией выгодный сепаратный мир. России ничего не оставалось, как также подписать мир, но на невыгодных для себя условиях. По Белградскому мирному договору к России переходили Азов и Таганрогский порт, которые не должны были укрепляться и обустраиваться. Россия не могла иметь свой флот на Черном море, но ей разрешалось использовать для торговых перевозок турецкие корабли. Россия получила право построить крепость на донском острове Черкасск, а Турция - на Кубани.
Страна с трудом переносила эти испытания. Взрослое население Российской империи сокращалось, тяжелые подати и повинности разоряли людей, заставляя их покидать обжитые места. Правительство пыталось так или иначе стабилизировать положение и, прежде всего, наладить отчетность, ибо "сполна ли в сборе и что в доимке осталось - неизвестно, потому что из многих губерний и провинций рапортов не прислано".
С момента вступления Анны Иоанновны на престол ее беспокоил вопрос о престолонаследии. Незадолго до кончины она объявила наследником престола младенца Иоанна Антоновича - сына своей племянницы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского (ребенок родился 12 августа 1740 г.). Вскоре после этого она почувствовала себя дурно. Лечивший ее врач объявил, что положение императрицы безнадёжно. Анна Иоанновна позвала к себе Бирона и, показав ему документ, по которому он становился регентом при младенце-императоре, сказала, что, по ее мнению, это его смертный приговор. Утром 17 октября императрица велела позвать духовенство и попросила читать отходную. "Простите все", - сказала она и испустила дух.
Анна Иоанновна придала своему двору пышность, построила императорский дворец, пополнила гвардию Измайловским и Конногвардейским полками, значительно увеличила артиллерию, содержала в изрядном состоянии войско. Умирая, она оставила в государственной казне 2 млн. рублей наличными. Большинство историков XIX и XX вв. представляли десятилетие правления Анны Иоанновны как самый мрачный период в истории России. Им не нравилось все: она сама, ее приход к власти, нравы и обычаи двора, внешняя и внутренняя политика. Между тем современник Анны Иоанновны историк М. М. Щербатов писал о ней: "Ограниченный ум, никакого образования, но ясность во взглядах и верность в суждениях; постоянное искание правды; никакой любви к похвале, никакого высшего честолюбия, поэтому никаких стремлений делать великое, создавать, устанавливать новые законы; но известный методический ум, большая любовь к порядку, постоянная забота никогда ничего не делать поспешно и не посоветовавшись со знающими людьми, принимать всегда разумные и мотивированные решения; достаточная для женщины деловитость, довольно сильная любовь к представительству, но без преувеличения"
Вскоре
императрица умерла. Согласно манифесту,
изданному Анной Иоанновной в 1731 г., Иоанн
Антонович стал самодержцем всероссийским
Иоанном VI.
3. Русь при Елизавете Петровне
Дочь Петра I и будущей императрицы Екатерины Алексеевны появилась на свет 18 декабря 1709 г. В этот день русские войска, победители в Полтавском сражении, развернув знамена, торжественно вступали в Москву. Получив радостное известие о рождении дочери, Петр устроил в ее честь трехдневное празднество. Царь очень любил свою вторую семью. Привязанность к близким у него, человека властного и сурового, принимала порой трогательные формы. В письмах к жене он передавал привет "четверной лапушке" - это было семейное прозвище Елизаветы в ту пору, когда она еще ползала на четвереньках. Летом 1710 г. Петр плавал по Балтике на паруснике "Лизетка" - так он называл крошечную цесаревну. В возрасте двух лет она вместе с четырехлетней сестрой Анной присутствовала на свадьбе своих родителей. Петр рано начал отдельно писать царевнам, поощряя их подобным образом к овладению грамотой. Елизавета научилась читать и писать, когда ей не исполнилось и восьми лет. Петр I видел в своих дочерях орудие дипломатической игры и готовил их к династическим бракам, чтобы укрепить международное положение России.
А потому он прежде всего обращал внимание на изучение ими иностранных языков. Елизавета в совершенстве знала французский, говорила на немецком и итальянском языках. Кроме того, царевен обучали музыке, танцам, умению одеваться, этикету. С детства Елизавета страстно полюбила танцы, и в этом искусстве ей не было равных.
Еще
в 1720 г. отец попытался устроить брак
Елизаветы с французским
Анну
Иоанновну тревожили права
И тем не менее опасения Анны Иоанновны не были лишены основания хотя бы потому, что дочь Петра I любили в гвардии. Она часто посещала казармы Преображенского и Семеновского полков. Знакомые гвардейские офицеры и солдаты нередко просили Елизавету быть крестной матерью их детей, и она охотно выполняла их пожелания. Именно в среде гвардии Елизавета нашла своих горячих сторонников, с помощью которых в ноябре 1741 г захватила власть в государстве.
С первых дней правления Елизаветы при императрице сложился круг ее давних приверженцев, занявших все важнейшие государственные и придворные посты. Страстная любовь к народным песням стала причиной внимания Елизаветы к Алексею Григорьевичу Разумовскому. Украинский казак, редкостный красавец, он попал в Петербург благодаря своему великолепному басу. Его взяли в придворные певчие еще в 1731 г. Взойдя на престол, Елизавета Петровна пожаловала безродному Разумовскому графский титул и звание генерал - фельдмаршала, а в 1742 г., как утверждают многие историки, тайно с ним обвенчалась. Слухи об этом браке неизбежно рождали и легенды о якобы существовавших детях Елизаветы и Разумовского - например, княжне Таракановой и даже о целой семье Таракановых. Одним из ближайших помощников императрицы был Михаил Илларионович Воронцов. Вице-канцлер с 1744 г., он сменил А. П. Бестужева на посту канцлера империи в 1758 г. Государыня вернула из ссылки и приблизила к себе оставшихся в живых князей Долгоруковых, графа П. И. Мусина-Пушкина и нескольких других русских вельмож, пострадавших во времена правления Анны Иоанновны. Елизавета убрала иностранцев со всех ключевых постов в государстве, и вовсе не собиралась изгонять из страны иностранных специалистов, в которых остро нуждалась Россия.
Разработка внешнеполитической программы и русская дипломатия елизаветинской эпохи в основном связаны с именем проницательного и опытного государственного деятеля канцлера Алексея Петровича Бестужева. По его инициативе весной 1756 г. для рассмотрения вопросов внешней политики и руководства боевыми действиями во время общеевропейской Семилетней войны 1756-1763 гг. был учрежден новый правительственный орган - Конференция при высочайшем дворе (постоянное совещание высших сановников и генералитета в составе десяти человек). В августе 1743 г. в Або (Финляндия) был подписан мирный договор: шведское правительство подтвердило условия Ништадтского мира, заключённого Петром I. Семилетняя война, в которой Россия с целью территориальных приобретений сражалась на стороне Франции и Австрии против Пруссии и Великобритании, после отставки Бестужева велась уже при М. И. Воронцове - его преемнике. В начале 1758 г. русские войска вошли в Восточную Пруссию и заняли Кенигсберг. В августе следующего года в сражении при Кунерсдорфе прусская армия потерпела поражение, a в сентябре 1760 г. русские войска вступили в Берлин, который затем вынуждены были покинуть из-за несогласованности действий союзников. Победы русской армии имели решающее значение для разгрома Пруссии, чьи вооруженные силы считались тогда лучшими в Европе.
Вступая на престол, Елизавета провозгласила себя продолжательницей дела своего великого отца. Следование петровским "началам" обусловило, в частности, интерес императрицы к экономическим вопросам, развитию промышленности и торговли. Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела в 1753 г. учредить Дворянский заемный банк, выдававший ссуды помещикам под залог земли. В 1754 г. был основан Купеческий банк. Быстрыми темпами создавались новые мануфактуры (промышленные предприятия). В Ярославле и Серпухове, Иркутске и Астрахани, Тамбове и Иванове, в дворянских имениях мануфактуры производили сукно и шелк, парусину и канаты. В помещичьих хозяйствах широкое распространение получило винокурение.
Важные
последствия имело решение
Елизавета значительно расширила права и вольности дворян. В частности, она отменила закон Петра I о недорослях, по которому дворяне должны были начинать военную службу с юных лет солдатами. При Елизавете детей записывали в соответствующие полки уже с рождения. Таким образом, в десять лет эти юнцы, не зная службы, становились сержантами, а в полк являлись уже 16-17-летними капитанами. В период правления Елизаветы Петровны сложились благоприятные условия для развития русской культуры, прежде всего науки и образования.
Академия наук участвовала в организации географических экспедиций на Дальний Восток с целью подробного изучения северо-восточных границ Российской империи. В середине XVIII в. появились четырехтомное сочинение натуралиста И. Г. Гмелина "Флора Сибири" с описанием 1 200 растений и первый в России этнографический труд "Описание земли Камчатки", принадлежавший перу С. П. Крашенинникова.
Указ 1744 г. "О соединении в губерниях школ в одно место и обучении в них всякого чина людей..." облегчил доступ в училища детям из непривилегированных слоев населения. В 40-50-е гг. к существовавшей с 1726 г. первой гимназии в Петербурге прибавились еще две - при Московском университете (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1752 г. Навигацкую школу, основанную Петром I, реорганизовали в Морской шляхетскии кадетский корпус, где готовили офицеров российского военно-морского флота. 25 января 1755 г.
Елизавета подписала указ об основании Московского университета. Распространение университетского образования в России было заветной мечтой российского ученого и просветителя М. В. Ломоносова. Склонив на свою сторону вице-канцлера М. И. Воронцова и еще более влиятельного фаворита И. И. Шувалова, Ломоносов составил проект открытия университета в Москве. В одном ряду с этим событием стоит учреждение в 1756 г. русского профессионального театра Федора Волкова и Александра Сумарокова, а в 1758 г. - Академии художеств.
Возникновение интереса к изящным искусствам в русском обществе времен Елизаветы Петровны напрямую связано со страстным увлечением ими самой императрицы. Можно сказать, профессиональный театр, опера, балет, хоровое пение вышли из стен ее дворца. Даже в тяжелые для молодой Елизаветы годы правления Анны Иоанновны при "малом дворе" цасаревны ставилось множество спектаклей. Участвовали в них ее придворные и певчие. Пьесы были "на злобу дня". В аллегорической форме они рассказывали о печальной судьбе царевны, политическом положении в стране. Интерес к театру Елизавета не утратила и будучи императрицей. Она наслаждалась спектаклями, даже если видела их неоднократно. Особенно популярны в России середины XVIII в. были пьесы А. П. Сумарокова. Не только торжества и праздники, но и обычные застолья Елизаветы Петровны обязательно сопровождались игрой оркестра и пением придворных музыкантов. Как пишет известный историк Е. В. Анисимов, "в елизаветинское время музыка стала составной и непременной часть" жизни дворца и петербургского дворянства". Императорский оркестр из высокопрофессиональных итальянских и немецких музыкантов исполнял произведения западноевропейских композиторов. Давались и концерты, рассчитанные первоначально на придворное общество, они позже стали публичными. Посещать их могли и горожане. На этих концертах русские слушатели познакомились с арфой, мандолиной, гитарой.
Информация о работе Русь в период правления Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны