Русь и Золотая Орда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:19, реферат

Краткое описание

Когда из-за вершин далеких гор выглянуло солнце, шаманы слаженно ударили в бубны. Длинные ряды собравшихся в ожидании рассвета людей пришли в движение. Молящиеся снимали шапки, расстегивали и набрасывали на шеи пояса и принимались бить поклоны в сторону восхода. Так по заведенному здесь ритуалу в Каракоруме – столице монгольской империи – начинался очередной курултай (съезд знати). Шел 1235
год. По призыву главного хана Угэдэя, сына и приемника Чингисхана. На монгольском престоле, со всех концов огромной державы собрались наместники и военачальники. Правящей верхушке империи предстояло обсудить планы дальнейших завоеваний.

Вложенные файлы: 1 файл

Русь и Золотая Орда.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

      Из  княжеств, оставшихся без крова, потянулись в степь обозы с пушниной и серебром, вереницы невольников. В рабство забирали тех, кто не мог заплатить «выход».

      Русские  князья по большей части осознавали  могущество Золотой Орды  и старались пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством удержать свой народ от гибели или угона в рабство. Начало такой примирительной политики положил Ярослав Всеволодович. Его сын Александр Невский продолжил ее. Князь Александр неоднократно ездил в Орду, побывал в Монголии и сумел расположить к себе монгольскую знать. Так как хан считался государем Руси, вопросы очередности при получении ярлыков решались при ордынском дворе. Нередки были интриги между князьями, задаривание высокопоставленных монгольских чиновников, клевета и оговоры соперников. Правительство Золотой Орды было заинтересовано в раздувании этих раздоров. Ведь чем больше слабела княжеская власть на Руси, тем большим авторитетом становился хан при разборках конфликтов. Постепенно ханы настолько уверились в покорности Руси и ее князей, что в начале XIV в. отозвали своих представителей в русских княжествах - баскаков. Отныне русские сами должны были собирать дань и привозить ее в Орду.

        В 1327г. московский князь Иван Данилович Калита, умный и изворотливый политик, при поддержке монгольской армии подавил антиордынское восстание в Твери. Благодарный хан  (им был тогда Узбек, праправнук Бату) даровал Колите ярлык на Владимирское княжение и право сбора «выхода»  во всей Руси. У московских властей появилась возможность накапливать средства для привлечения сторонников. Великокняжеский ярлык с тех пор почти без перерывов сохранялся за московскими князьями .     

     С ослаблением Орды во второй половине XIV в. иго стало менее тяжелым. Начавшая дробиться степная держава уже не могла организовывать большие нашествия на Русь, а частые набеги разрозненных кочевых отрядов на пограничные области русские научились отбивать.

      В 1380 году  попытка карательного похода  против Московского княжества  закончилась разгромом ордынских  войск на Куликовом поле.

         Постепенно  московские князья стали распоряжаться  во внутренних делах без оглядки  на ханов. Выплата дани происходила  не регулярно. Переход престола  теперь определялся завещанием: Дмитрий Иванович Донской передал княжение своему сыну без разрешения хана.

       В течении XV в. зависимость Руси от Орды становилась все призрачнее. В 1480г. великий князь московский Иван III  отверг требования хана Ахмата восстановить выплату «выхода»  и выступил против него в поход. На противоположных берегах реки Угры ордынские и русские войска стояли несколько месяцев, вступая в мелкие стычки, но не решаясь дать генеральное сражение. Наконец хан отступил. Это событие принято считать окончанием ордынского ига. Тогда современники не восприняли это событие , как освобождение  от зависимости. Лишь в 1502г., когда крымские татары разрушили столицу Золотой Орры, изгнали, а частью истребили правившую там ханскую фамилию, естественно отпала необходимость поездки туда за ярлыками и посылки дани. Золотая Орда рухнула окончательно, и эпоха монгольского завоевания Руси завершилась.

     За этот долгий  период невзгод и лишений, наш  русский народ научился извлекать  пользу из тесных отношений  с Ордой, воспринимая завоевание  как неизбежное, но временное  зло.  Русские перенимали некоторые  боевые навыки, тактические приемы  военных действий. Кое-что перешло  в Россию и из ордынской  экономики:  слово «таможня» происходит  от ордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само  слово «деньги» пришло к нам  в те годы с Востока.

      Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки. Нередко русские юноши – москвичи, новгородцы, рязанцы – женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркских семей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет – ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для некоторых княжеских родов.  Позднее после падения Золотой Орды, татарские вельможи стал переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых, Глинских, Тургеневых, Шереметьевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVII в. никто не считал их потомков татарской знатью.

 

                                           

 

 Во времена своего наивысшего могущества Золотая Орда простиралась от сибирской реки Обь на востоке до Дуная на западе и от заволжских лесов на севере до Азербайджана и Хорезма на юге. На этой огромной территории обитали многие народы, говорившие в основном на тюркских языках. Общим названием кочевых жителей Золотой Орды стало слово  «татары». Кроме татар ордынским ханам подчинялись башкиры и ханты, молдаване и волжские булгары, марийцы и мордва, удмурты и народы Северного Кавказа; вассальным владением Орды стали русские земли.

       Первоначально  Золотая Орда (Улус Джучи) входила в состав громадной Монгольской империи. Ханы Золотой Орды в первые десятилетия ее существования считались подчиненными верховному хану в Каракоруме. Как русские князь я ездили к ним за ярлыками, так и сами ордынские правители получали в Монголии ярлык на право царствовать в Улусе Джучи. Однако  со временем империя распалась на несколько враждующих государств-улусов. Хан Улуса Джучи  Менгу-Тимур в 1266г. впервые приказал отчеканить на монетах свое имя вместо имени главного всемонгольского государя. С этого времени можно отсчитывать самостоятельное существование Золотой Орды.

      Во главе  западной части этого государства  стоял хан из потомков Бату, на востоке  правили зависевшие  о него наследники Орду ( брата  Бату). Русь непосредственно соприкасалась  и контактировала с западной  половиной Улуса Джучи.

      Сначала  монголы организовали управление  этой подвластной им территории  в соответствии со своими привычными  порядками.

      Завоеванные  степи были распределены между  братьями Бату и превратились  в удельные владения. Удельные  правители выставляли у ханского  войска определенное количество вооруженных всадников и отчисляли в ханскую казну часть податей, собираемых с населения удела.     В XIV в. Золотая Орда была разделена на четыре большие провинции, которые тоже назывались улусами. Наместники этих провинций (улусбеки) являлись командирами больших армий и одновременно ведали всеми вопросами управления  в подвластных районах.

        Всей ордынской армией командовал военачальник - беклярибек. Он считался главой кочевой знати, и иногда его влияние могло превышать власть хана. Нередко это приводило к кровавым междоусобицам. 

          По мере развития государственного  строя в Золотой Орде усиливалось  чиновничество. В этой части своей  империи монголы взяли за образец  администрацию мусульманских государств  Средней Азии. В соответствии  с этими образцами при хане  появился везир, отвечающий за все сферы невоенной жизни государства. Везир и возглавляемый им диван (государственный совет) распоряжались налогами, финансами, торговлей.   

          Именно в канцелярии дивана хранились девтери – податные списки, по которым взимался «выход» с русских княжеств.

          Внешней политикой занимались  обычно хан и его ближайшие  советники. Золотая Орда долгое  время была самым сильным государством  в Восточной Европе, поэтому от нее зависели судьбы многих стран. С ханским двором пытались завязать дружественные отношения европейские короли и Папы римские, византийские императоры и турецкие султаны. А в захваченном монголами Иране образовался Улус Хулагу, который начал оспаривать у Золотой Орды право владеть Закавказьем. Таким образом, главным внешним противником Орды  стала не соседняя чуждая держава, а такой же улус Монгольской империи. Много  раз войска этих монгольских государств сходились на поле брани, иранские и золотоордынские монголы то теснили друг друга, то контрактовали… В таких войнах пострадавшей стороной часто оказывались народы Азербайджана и Грузии. В итоге ни та, ни другая сторона не одержала победы. В борьбе против Улуса Хулагу Золотая Орда заручилась поддержкой Египта. На протяжении почти полутора столетий он оставался верным союзником наследников Бату.

    Периодически золотоордынские полчища вторгались на Балканы, в Литву и Польшу. Целью этих походов было не завоевание, а ограбление соседей.

     Огромная территория, многочисленное население, сильная  центральная часть, большое войско, умелое использование торговых  караванных путей, выколачивание  дани с покоренных народов  – все это создавало мощь  ордынской державы. Она крепла  и усиливалась и в первой  половине XIV в. пережила апогей своего могущества. Расцвет государственности и культуры Золотой Орды связан с именами ханов Узбека (1312-1342гг. правления) и его сына Джанибека (1342-1357гг. правления). Важной мерой укрепления Золотой Орды стало ее обращение в ислам.

     Основатель  монгольской империи Чингис-хан завещал терпимо относиться к представителям всех вероисповеданий. Его потомки старались выполнять этот завет. Так, в землях, подчинявшихся Улусу Джучи, христиан не подвергали никаким религиозным притеснениям. В столице Золотой Орды Сарае открывались храмы разных конфессий. В 1261г. там возникла православная епархия. Однако сами монголы в своем большинстве оставались язычниками-шаманистами. Если же кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов и начинал покланяться Христу или Аллаху, это никого не задевало и считалось частным делом. 

        Но  в начале XIV в. ситуация в Золотой Орде изменилась. Наиболее дальновидные представители правящих кругов чувствовали, что регулировать жизнь обширной державы по старым монгольским   традициям уже невозможно. Управлять страной становится слишком сложно. Необходимо было привлечь грамотных людей, понимающих толк в экономике и финансах. Самыми подходящими для этой цели были чиновники  из Средней Азии. К тому же торговля Золотой Орды давно уже находилась в руках мусульманских коммерсантов. Интенсивные отношения с Ираном и Египтом требовали привлечения знатоков арабского и персидского языков. Кроме того, общая , единая для всего государства религия помогла бы сплотить подданных вокруг хана-единоверца.  В 1314г. Узбек объявил ислам официальной религией Золотой Орды и сам стал мусульманином. Его знатные родичи, которые  пытались воспротивиться такому нарушению старо-монгольских традиций, были истреблены.

       Эпоха  Узбека отмечена и широким  городским строительством. К  середине  XIV в. в золотой Орде существовало около ста городов. Некоторые из них были старыми поселениями, основанными еще до монгольского нашествия. Завоеватели их разрушали и перестраивали заново, т. к. эти города стояли, как правило, на торговых путях. Ордынское правительство было заинтересовано в бесперебойном движении караванов.

        Другие города были основаны самими монголами. В Орде становилось все больше чиновников, которые не могли кочевать вслед за ханскими стойбищами. Работа над финансовыми делами требовала спокойной обстановки и места для хранения документов, а походные юрты не очень-то подходили для этого. Обычно для такого города выбирались местности, где хан останавливался на зимовку. Таким образом был построен город Сарай      («сарай»по-тюркски дворец), основанный при Бату и Новый Сарай, построенный при Узбеке. Некоторые города, построенные в ордынский период, до сих пор существуют в России: Тула, Тюмень, Азов, Астрахань и др.

       При Узбеке и Джанибеке города Золотой Орды пережили расцвет. Возведенные трудами тысяч невольников дворцы, мечети, караван-сараи (торговые постоялые дворы) и др. постройки превращали в средоточие экономической и культурной жизни. Сарай и Новый Сарай принадлежали к числу крупнейших городов  мира.

           Процветание ордынского государства  понемногу пошло на убыль после  смерти Джанибека. Правители разных уделов враждовали из-за престола. Трон переходил из рук в руки. Держава начала дробиться и разваливаться. В конце XIV в. примерно лет на пятнадцать ее вновь сумел объединить энергичный хан Тохтамыш. Но именно с его правлением связаны события, которые оказались роковыми для судьбы государства.

           Тохтамыш поссорился с правителем  Средней Азии Тимуром. Грозный  сосед вторгался во владения Улуса Джучи трижды. Почти все крупные города были разрушены им. Торговые пути, идущие на территории Золотой Орды, переместились на юг, во владения Тимура (это и была одной из целей его войны с Тохтамышем). Хотя Тимур и не присоединил Орду  к своей империи, но разграбил и окончательно обессилил ее. Она не смогла оправиться после этих ударов и в первой половине  XV в. распалась на отдельные независимые ханства. Крупнейшими из них были: Крымское, Казанское, Сибирское, Узбекское (Казахское) ханства и Ногайская Орда.

         Наследницей  Золотой Орды формально считается  Большая Орда в низовьях Волги. Ханы Большой Орды продолжали  требовать дань с Руси и  пытались убедить князей приезжать  к ним за ярлыками.   В 1502г. союзник Ивана III крымский хан Менгли-Гирей сжег Сарай  (Новый Сарай был уничтожен Тимуром в 1395г.). Последнего полновластного хана Ахмата, бежавшего в степи убили ногаи. Так закончилось существование  Улуса Джучи – одного из самых обширных и могущественных государств средневековья.

      

                                           

                                                   

                                                                                                                  Все, что может испортиться  -

портится,

                                                                                                             Что испортиться не может, 

                                                                                                                                  портится тоже.

    

  Любые связи, общения, отношения людей или государств, на мой взгляд, не могут не оставить какого-либо следа, будь это спорт, культура, мирное общение или военные действия. Всегда происходит  воздействие или взаимовоздействие, взаимообмен, независимо от времени, будь это день, месяц, год  и тем более столетия…

Информация о работе Русь и Золотая Орда