Рыночные реформы в России в 90 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 04:49, реферат

Краткое описание

В России сложилась весьма непростая история развития рыночных отношений. Эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX – начале ХХ в. В это время прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897 г. ввести золотой стандарт. Однако во время Гражданской войны 1918-1921 гг. народное хозяйство пришло в состояние упадка и разрухи, а рыночные связи были фактически свернуты. Рынок вновь возник весной 1921 г. Проводимая советской властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия.

Содержание

1. Причины перехода к строительству экономики рыночного типа………3
2. Основные направления реформирования российской экономики
в 90-е годы………………………………………………………………….6
3. Изменение стратегии реформ после кризиса 1998 г……………………13
4. Перспективы экономического возрождения России…………………...15
Список литературы………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Рыночные реформы в России в 90 годы.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Средние цены на отдельные виды продовольственных  товаров в России (руб. за кг, на конец  года)

Продовольственные товары

1990 г.

1992 г.

1997 г.

Говядина (кроме бескостного мяса)

2,3

222

15787

Колбаса вареная

2,8

271

26767

Молоко цельное, за литр

0,3

22

3627

Сахар-песок

0,9

136

4326

Хлеб и хлебобулочные изделия  из пшеничной муки высшего сорта

0,4

43

5686

Картофель

0,4

36

1871

Яблоки

1,6

106

6985


 

Во втором случае инфляция выражается в том, что обменный курс национальной валюты возрастает по отношению к более устойчивым валютам других стран [5].

В России приватизация часто проводилась  с нарушениями нормальных условий  ее проведения. В чем заключались  эти нарушения?

Во-первых, приватизацию можно считать, по-видимому, достаточно обоснованной, если ее масштабы соответствуют степени  реального обобществления хозяйства, не разрушают технического, технологического и организационно-экономического единства и целостности какого-то звена производства. Но это условие в нашей стране нередко не учитывалось.

Во-вторых, границы разгосударствления собственности определяются общегосударственными интересами и условиями национальной безопасности. Приватизации не должны подвергаться стратегически важные объекты народного хозяйства. Однако в первые годы реформ такие требования часто нарушались. Это нанесло большой ущерб оборонно-промышленному комплексу, призванному обеспечивать надежную обороноспособность страны.

В-третьих, сроки разгосударствления имущества должны устанавливаться с учетом необходимости разобраться с каждым предприятием, как говорится, поштучно. Но в нашей стране приватизация проводилась бешеными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий. В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (она часто продавалась по остаточной стоимости – по стоимости полностью износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры [2].

Приватизация в нашей стране началась с октября 1992 г. На первом ее этапе, так называемой ваучерной  приватизации, ставилась задача покончить  с господством государственной собственности.

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество  государственных и муниципальных  предприятий должно продаваться  за деньги.

В качестве первостепенных выделяются следующие цели денежной приватизации:

1) повышение эффективности экономики  в целом и деятельности отдельных  предприятий;

2) формирование широкого слоя  собственников и содействие процессу  образования стратегически частных  собственников;

3) привлечение в производство  инвестиций, в том числе иностранных;

4) содействие в реализации мероприятий  по социальной защите населения  и прав частных собственников  [4].

Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую  целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.

Среди способов денежной приватизации наибольший  интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

Особое внимание на втором этапе  приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся на арене; земельные  участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные  гражданам и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости.

Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного  положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства.

Из-за длительного спада производства многие промышленные предприятия перестали  получать прибыль. В то же время степень  выгодности торгового бизнеса в  середине 1990-х гг. достигла 500%. И это не случайно. Процветанию многих торговых предприятий способствовали главным образом следующие условия:

1) либерализация цен (по существу  ценовой беспредел) и высокая  инфляция;

2) монополизация рынка;

3) ликвидация государственной монополии  внешней торговли и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти, металла, леса и т. д.) на мировом рынке по более высоким ценам;

4) закупка за границей многих  видов дешевых товаров недостаточно высокого качества и перепродажа их в России по высоким ценам [1].

 

 

 

 

 

 

4. Изменение стратегии  реформ после кризиса 1998 г.

 

В 1990-х гг. наше общество находилось в самом начале пути к новой  системе регулирования национального  хозяйства. В связи с этим приходится говорить о нерешенных задачах.

Исходной является задача выбора макроэкономического  регулятора. Выбор был сделан в  пользу самого быстрого перехода от одной  крайности (командной системы) к  противоположной (свободной рыночной экономике, основанной на частнокапиталистическом предпринимательстве).

Правительство России в 1993 г. признало, что в итоге преобразований государственные  предприятия оказались неподконтрольны  ни рынку, которого еще не было, ни плану, которого уже не стало, ни государству  как собственнику. Надо было искать выход из этой тупиковой ситуации, прибегая прежде всего к экономическим методам регулирования хозяйственной деятельности [3].

Но отсутствие научного прогнозирования  не позволило разработать долгосрочную экономическую стратегию. Особенно в 1992-1995 гг. не удавалось обуздать инфляцию. В результате стали применяться такие методы регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики:

1) для покрытия большого бюджетного  дефицита государство ввело огромный  инфляционный налог;

2) высокие налоги подорвали нормальную  заинтересованность предпринимателей.

Необходимо также отметить следующее:

Во-первых, в это время не был  преодолен кризис недопроизводства. В 1999 г. объем промышленного производства составил  к уровню 1990 г. (100) 51% и объем продукции сельского хозяйства – 58%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения Россия опережает Индию и Китай, но отстает от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия.

По объему промышленного производства Россия находится на 5-м месте  в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако по такому объему в  расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку. В то время как пороговое значение экономической безопасности нашей страны по объему валового внутреннего продукта в целом составляло 100% от среднемирового уровня, в 1998 г. фактически этот объем достигал лишь 25% среднемирового уровня.

Во-вторых, внешне наблюдаемое течение  кризиса недопроизводства несколько  изменилось. С одной стороны, в  результате быстрого инфляционного  роста цен покупательная способность  населения резко снизилась и  стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта зарубежных товаров.

В-третьих, если на Западе во время  кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1996 гг.) государство фактически самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал [1].

Российская экономика требует  оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной  деятельности.

Путь к новой системе регулирования  российской экономики состоит из нескольких направлений:

1. Экономическая стабилизация:

- полностью преодолеть кризисное  падение производства (первые шаги  в этом направлении были сделаны  начиная с 1999 г);

- накопить значительные валютные  резервы (в 1998 г. резервные активы  составили в России 7,8 млрд. долл.);

- снизить инфляцию (в 1998 г. индекс потребительских цен составил 1,8; в 1999 г. - 1,4; в 2000 г. – 1,2; в 2001 г. – 1,18; в 2002 г. – 1,15);

- преодолеть очень сильную зависимость  бюджета страны от доходов,  получаемых в результате продажи  нефти и других сырьевых ресурсов  на мировом рынке.

2. Созидательная деятельность.

3. Повышение роли государства  и рынка.

4. Сбалансированные действия государства  и рынка [4].

 

5. Перспективы экономического  возрождения России

 

Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государству необходимо осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

1) привлечь внутренние и зарубежные  источники накопления для расширения  и качественного обновления производства;

2) изменить всю воспроизводственную  структуру макроэкономики (поднять  сельскохозяйственное производство, создать высокоразвитый индустриальный потребительский сектор, проводить конверсию оборонной промышленности, значительно развить сферу услуг);

3) оказать всемирную помощь отечественным  товаропроизводителям в увеличении  выпуска высококачественных предметов потребления;

4) наладить устойчивый рост макроэкономики  на основе всесторонней интенсификации, эффективного использования новейших  достижений НТР.

Начальные шаги в этих направлениях были сделаны в 1999-2002 гг.[1].

С начала 2001 г. проводится новая бюджетная политика:

а) снижение налоговой нагрузки на экономику;

б) упорядочение государственных обязательств с учетом реальных возможностей бюджета  и при твердой гарантии социальной поддержки наиболее нуждающихся  граждан;

в) концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;

г) снижение зависимости бюджетных  доходов от изменения мировых  цен, поддержка предприятий, выходящих  на мировой рынок с готовой  продукцией высокого качества;

д) создание эффективной системы  управления государственными финансами.

На основе новой бюджетной политики впервые достигнут бюджетный  профицит. Это позволяет государству  полностью выполнять все бюджетные  платежи, а дополнительные доходы направлять на решение первоочередных задач [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория. – М.: Изд-во Проспект, 2005.–544 с.

2. Курс экономической теории/ Под  ред. М.Н. Чепурина, Е.Н. Киселевой.-Киров:  АСА,1995.-485с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая  теория. Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФРА-М,1998.-456с.

4. Учебник по основам экономической  теории / Под ред. В.Д. Камаева. -М.: Наука, 1998.-380 с.

5. Экономика: Учебник  / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1999.-816с

6. Экономическая теория: Учебник  / Под ред. В.И. Видяпина,                    А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М,2000.-714с.

 

 

 


Информация о работе Рыночные реформы в России в 90 годы