Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 04:49, реферат
В России сложилась весьма непростая история развития рыночных отношений. Эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX – начале ХХ в. В это время прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897 г. ввести золотой стандарт. Однако во время Гражданской войны 1918-1921 гг. народное хозяйство пришло в состояние упадка и разрухи, а рыночные связи были фактически свернуты. Рынок вновь возник весной 1921 г. Проводимая советской властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия.
1. Причины перехода к строительству экономики рыночного типа………3
2. Основные направления реформирования российской экономики
в 90-е годы………………………………………………………………….6
3. Изменение стратегии реформ после кризиса 1998 г……………………13
4. Перспективы экономического возрождения России…………………...15
Список литературы………………………………………………………….17
Средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в России (руб. за кг, на конец года)
Продовольственные товары |
1990 г. |
1992 г. |
1997 г. |
Говядина (кроме бескостного мяса) |
2,3 |
222 |
15787 |
Колбаса вареная |
2,8 |
271 |
26767 |
Молоко цельное, за литр |
0,3 |
22 |
3627 |
Сахар-песок |
0,9 |
136 |
4326 |
Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта |
0,4 |
43 |
5686 |
Картофель |
0,4 |
36 |
1871 |
Яблоки |
1,6 |
106 |
6985 |
Во втором случае инфляция выражается в том, что обменный курс национальной валюты возрастает по отношению к более устойчивым валютам других стран [5].
В России приватизация часто проводилась с нарушениями нормальных условий ее проведения. В чем заключались эти нарушения?
Во-первых, приватизацию можно считать,
по-видимому, достаточно обоснованной,
если ее масштабы соответствуют степени
реального обобществления хозяйства,
не разрушают технического, технологического
и организационно-
Во-вторых, границы разгосударствления собственности определяются общегосударственными интересами и условиями национальной безопасности. Приватизации не должны подвергаться стратегически важные объекты народного хозяйства. Однако в первые годы реформ такие требования часто нарушались. Это нанесло большой ущерб оборонно-промышленному комплексу, призванному обеспечивать надежную обороноспособность страны.
В-третьих, сроки разгосударствления имущества должны устанавливаться с учетом необходимости разобраться с каждым предприятием, как говорится, поштучно. Но в нашей стране приватизация проводилась бешеными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий. В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (она часто продавалась по остаточной стоимости – по стоимости полностью износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры [2].
Приватизация в нашей стране началась с октября 1992 г. На первом ее этапе, так называемой ваучерной приватизации, ставилась задача покончить с господством государственной собственности.
С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап
приватизации, во время которого имущество
государственных и
В качестве первостепенных выделяются следующие цели денежной приватизации:
1) повышение эффективности
2) формирование широкого слоя
собственников и содействие
3) привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;
4) содействие в реализации
Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.
Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся на арене; земельные участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные гражданам и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости.
Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства.
Из-за длительного спада производства многие промышленные предприятия перестали получать прибыль. В то же время степень выгодности торгового бизнеса в середине 1990-х гг. достигла 500%. И это не случайно. Процветанию многих торговых предприятий способствовали главным образом следующие условия:
1) либерализация цен (по
2) монополизация рынка;
3) ликвидация государственной
4) закупка за границей многих
видов дешевых товаров недостат
4. Изменение стратегии реформ после кризиса 1998 г.
В 1990-х гг. наше общество находилось
в самом начале пути к новой
системе регулирования
Исходной является задача выбора макроэкономического регулятора. Выбор был сделан в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы) к противоположной (свободной рыночной экономике, основанной на частнокапиталистическом предпринимательстве).
Правительство России в 1993 г. признало,
что в итоге преобразований государственные
предприятия оказались
Но отсутствие научного прогнозирования
не позволило разработать
1) для покрытия большого
2) высокие налоги подорвали
Необходимо также отметить следующее:
Во-первых, в это время не был
преодолен кризис недопроизводства.
В 1999 г. объем промышленного
По объему промышленного производства Россия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако по такому объему в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку. В то время как пороговое значение экономической безопасности нашей страны по объему валового внутреннего продукта в целом составляло 100% от среднемирового уровня, в 1998 г. фактически этот объем достигал лишь 25% среднемирового уровня.
Во-вторых, внешне наблюдаемое течение
кризиса недопроизводства несколько
изменилось. С одной стороны, в
результате быстрого инфляционного
роста цен покупательная
В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1996 гг.) государство фактически самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал [1].
Российская экономика требует
оптимального сочетания государственного
и рыночного регулирования
Путь к новой системе
1. Экономическая стабилизация:
- полностью преодолеть
- накопить значительные
- снизить инфляцию (в 1998 г. индекс потребительских цен составил 1,8; в 1999 г. - 1,4; в 2000 г. – 1,2; в 2001 г. – 1,18; в 2002 г. – 1,15);
- преодолеть очень сильную
2. Созидательная деятельность.
3. Повышение роли государства и рынка.
4. Сбалансированные действия
5. Перспективы экономического возрождения России
Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государству необходимо осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:
1) привлечь внутренние и
2) изменить всю
3) оказать всемирную помощь
4) наладить устойчивый рост
Начальные шаги в этих направлениях были сделаны в 1999-2002 гг.[1].
С начала 2001 г. проводится новая бюджетная политика:
а) снижение налоговой нагрузки на экономику;
б) упорядочение государственных обязательств с учетом реальных возможностей бюджета и при твердой гарантии социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан;
в) концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;
г) снижение зависимости бюджетных доходов от изменения мировых цен, поддержка предприятий, выходящих на мировой рынок с готовой продукцией высокого качества;
д) создание эффективной системы управления государственными финансами.
На основе новой бюджетной политики
впервые достигнут бюджетный
профицит. Это позволяет государству
полностью выполнять все
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Изд-во Проспект, 2005.–544 с.
2. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.Н. Киселевой.-Киров: АСА,1995.-485с.
3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФРА-М,1998.-456с.
4. Учебник по основам
5. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1999.-816с
6. Экономическая теория: Учебник
/ Под ред. В.И. Видяпина,