СССР в 1953 – 1964 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Сразу же после смерти Сталина в своей экономической политике новое руководство приступило к решению назревших, требующих неотложного разрешения задач. Было очевидно, что развитие производства страдает прежде всего от сверхцентрализованного управления промышленностью, мелочной регламентации деятельности предприятий, дутого бюрократического аппарата, обилия бумаг и указаний. В 1954 г. административно-управленческий персонал составлял 6,5 млн. человек, поэтому проводились меры по сокращению центрального аппарата. По 46 министерствам было упразднено 200 главков и управлений, 4,5 тыс. контор и организаций, более 4 тыс. мелких управленческих структур.

Содержание

Задание 1…………………………………………………………………………..3
1.1 Альтернативы социально-экономического развития СССР в 1953 – 1964 годах………………………………………………………………………………3
1.2 ХХ съезд КПСС: начало критики сталинизма, ее ограниченный характер…………………………………………………………………………..6
1.3 «Великое десятилетие»: итоги и уроки……………………………………..8
Задание 2…………………………………………………………………………13
2.1 Реформаторские проекты Берии, Маленкова, Хрущева………………..13
2.2 Основные направления внешней политики СССР в 1953 – 1964 годах…16
2.3 Развитие отечественной науки и культуры в 1953 – 1964 годах……….18
Задание 3…………………………………………………………………………21
Определение понятий…………………………………………………………..21
Библиографический список…………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Критика «культа личности» не могла не разрушить одномерности и восприятии прошлого, канонов «Краткого курса истории ВКП(б)» и не порождать новых критических оценок. С доклада Н. С. Хрущева на XX съезде началось очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. Вместе с тем доклад положил начало крупному расколу в международном коммунистическом движении. 1'ашенчание Сталина стало детонатором для антикоммунистических выступлений в Польше. Кризисная ситуация сложилась в Венгрии, где под влиянием решений XX съезда КПСС шла активная критика строго руководства Венгерской партии трудящихся и просоветской ориентации страны.

Советское руководство видело причину кризиса  в происках спецслужб и контрреволюционеров в самой Венгрии. Кризис был разрешен восстановлением советского влияния в Венгрии вводом войск и подавлением всех очагов сопротивления новому Временному революционному правительству во главе с Я. Кадаром, образованному 3 ноября 1956 г. Ряд партий осудили доклад Хрущева на XX съезде как ревизионистский. Критика сталинизма болезненно встречена в Китае, проявившим в этой связи претензии на руководство в мировом коммунистическом движении; в Албании, КНДР, Румынии, где в тот период утверждались собственные «культы личности».

Политические  итоги 1956 г. Президиуму ЦК КПСС пришлось пришить плохими. Об этом свидетельствовало письмо ЦК КПСС партийным организациям от 19 декабря. Оно имело характерный заголовок «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». И сообщало о многочисленных фактах распространения «расширительной» критики «культа личности», об антисоветских выступлениях среди молодежи в Москве, Свердловске, Каунасе, Таллине, Ереване; о воздействии на общественное сознание мнений злобно настроенных против Советской власти амнистированных и реабилитированных. Письмо призывало «своевременно пресекать преступные действия», но зачастую стимулировало оппозиционные настроения в среде рядовых коммунистов.

 

 

1.3 «Великое  десятилетие»: итоги и уроки

 

Со второй половины 1953 г. по конец 1950-х гг. в СССР были проведены хозяйственные реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Однако они не были подкреплены демократизацией политической системы. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускорениe развития сельского хозяйства и производства предметов потребления. Н.С. Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать следует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). В целом, крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни; отменили налог на ЛПХ и разрешили в 5 раз увеличить его размер; провозгласили принцип планирования снизу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать паспорта колхозникам; колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953-1958 гг. составил 34% (по сравнению с предыдущим пятилетием). Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы НЭПа.

Однако с  конца 1950-х гг. экономическое реформирование перешло в административную тряску. Освободив приусадебное хозяйство от налогов, объявили курс на его свертывание, т.к. оно будто бы тормозит окончательную победу социализма на селе. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С. Хрущева. Пленум принял решение поручить государственным органам в 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь. Началось новое раскрестьянивание селян. В 1930-е годы их освободили от земли, теперь от коровы, кормилицы крестьянской семьи. В результате, к середине шестидесятых годов ЛПХ деревенских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 1950-х гг. Аграрная политика государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху. В 1959 г., находясь в США, Н.С. Хрущев пришел к выводу, что поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та в свою очередь упирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Однако чудо не наступило, и в 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах.

Было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению.

Семилетний  план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного  производства был провален. Вместо плановых 70 % рост составил лишь 15%. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на группу "А", производство средств производства, которое составило к началу 1960-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х - первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз). Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40%, в сельском хозяйстве - 75%). Эти проблемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КПСС, посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено - химия.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. Покорение космоса  требовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес.

Крупнейшей  хозяйственной реформой, проведенной  во второй половине 1950-х годов, была реформа управления гражданской  промышленностью и строительством (1957 г.). В развитие реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик и мест, которая была значительно ограничена союзным правительством еще в конце 1930-х гг. Однако реформа ударила по единой технической и технологической политике, развивать которую намеревались в 1955 г., принимая решения по НТП. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, порождая местничество. Чтобы преодолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу - стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим.

Темпов, которыми велось жилищное строительство в  первой половине 1960-х годов, наша страна не знала ни до, ни после этого  периода. Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. был переход от пятилетнего к семилетнему планированию. Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, семилетний. Семилетка- 1959-1965 гг. - охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%. Однако предприятия группы "Б" план не выполнили.

XX съезд КПСС  состоялся в феврале 1956 г. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956-1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны "в краткие исторические сроки". Планы были сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю благодаря докладу, сделанному Н.С. Хрущевым на последнем закрытом заседании,  "О культе личности и его последствиях". С него началось, хотя и трудно и медленно, очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он положил начало крупному расколу в международном коммунистическом движении. Ряд партий объявил его ревизионистским. Спустя много лет, вспоминая 1956 год, Н.С. Хрущев признавал: "Мы давали партии и народу неправильные объяснения и все свернули на Берия... Мы создали версию... о роли Берия. Он, мол, полностью отвечает за злоупотребления, которые были сделаны Сталиным... Мы никак еще не могли освободиться от того, что Сталин - друг народа, отец народа... Простые люди молились на Сталина..." Инициатор борьбы с культом личности Сталина так и не смог или не захотел понять, что истоки государственного террора уходят в политическую систему общества, которая позволяла одному человеку сосредоточивать в своих руках безграничную власть. XX съезд КПСС положил начало широкому процессу реабилитации репрессированных в 1930-х - начале 1950-х гг.

В 1956 г. XX съезд  КПСС поручил ЦК партии подготовить  проект новой партийной программы - программы строительства коммунизма в СССР. В октябре 1961 г на XXII съезде КПСС была принята новая, третья, программа партии. Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма; в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всесторонне развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами. В начале 1960-х гг. образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами, которые партия, обязывалась решить, используя государство как орудие. Эти программы были включены в партийную программу по настоянию Хрущева. Вызвавшие энтузиазм народа, веру в то, что "хотя бы дети наши будут жить по человечески", социальные программы-обязательства сводились к следующему: во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального питания; во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления; в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную благоустроенную квартиру; наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве. В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, лишившей их материальной базы.

 

 

 

Задание 2

2.1 Реформаторские  проекты Берии, Маленкова, Хрущева

 

Реформатор

Предлагаемые  проекты

Берия

Первые реабилитации незаконно репрессированных при Сталине, включая прекращение дела врачей и мингрельского дела.

Массовая амнистия заключённых и смягчение уголовного законодательства.

Запрет «мер физического воздействия» (пыток) при допросах (4 апреля 1953 года).

Ограничение прав Особого совещания при МВД СССР (окончательно оно было упразднено 1 сентября 1953 года).

Передача из МВД в другие министерства строительных главков.

Прекращение ряда масштабных строек, в том числе гидротехнических.

Упразднение паспортных ограничений, с целью облегчить возможность освободившимся из заключения гражданам находить работу в крупных городах (постановление принято 20 мая 1953 года). Эти ограничения по прописке оставляли в 1943—1953 годах за пределами больших городов и других «режимных областей» приблизительно 3,9 миллионов человек.

Свёртывание строительства социализма в ГДР и объединение Германии.

Ликвидация контроля партии над хозяйственной деятельностью.

Назначение на посты руководителей советских республик представителей коренной национальности.

Создание национальных армейских частей.

Запрет демонстрантам носить портреты руководителей партии и правительства (соответствующее постановление вышло 9 мая 1953 года).

Маленков

Май 1953 - отмена конвертов членам партии.

25 января 1954 года - постановление «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата». Этим постановлением значительно сокращались штаты центрального аппарата министерств и ведомств.

Ноябрь 1953 - весна 1954 г. – выступление на тему: «Борьба против бюрократизма «вплоть до его полного разгрома».

11 апреля 1953 года - постановление Совмина, увеличивающее роль министерств и главков за счет Госплана и ЦК.

1 апреля 1953 года - очередное сталинское снижение цен.

Снижение добровольно-принудительной торговли.

Август 1953 – снижение сельскохозяйственных налогов и увеличение закупочных цен.

23 октября 1953 года - ускорение плана выпуска товаров народного потребления.

Декабрь 1953 года - воссоздание старой структуры СМ СССР, фактическое разделение экономического сектора между несколькими направлениями. В 1954 г. власть министерств и главков увеличилась еще больше. Это было связано с тем, что партийные лидеры стали министрами и начальниками главков.

Апрель 1954 г. - очередное снижение потребительских цен, но в основном на промышленные товары. Все эти популистские меры, принятые скопом, существенно нарушили торговый баланс в СССР.

25 августа 1953 г. - решено нормализовать рабочий день во всех учреждениях, особенно в правительственных.

1953 год - возобновлены дипломатические отношения с Югославией и Грецией. Было объявлено об отказе от территориальных претензий к Турции. В Англию по случаю коронации Елизаветы II был направлен крейсер "Свердлов".

18-25 января 1954 года в  Германии проходило 4-х стороннее  совещание по вопросам безопасности.

12 августа 1953 г. СССР  произвел испытания водородной  бомбы.

Меры по освоению новых месторождений нефти.

Июль 1953 года – предложение усилить материальное стимулирование крестьян.

1 июля 1953 г. - принцип твердого налогообложения, т. е. с 1 га приусадебного хозяйства, независимо от его доходности. Общая сумма сельскохозяйственного налога в результате реформы снизилась с 9,5 млрд. руб. в 1952 г. до 4,1 млрд. руб. в 1954 г.

Сентябрь 1953 - решено повысить заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и вложить в сельское хозяйство большие денежные средства.

25 января 1954 г. - постановление о подъеме целинных и залежных земель. В феврале 1954 года состоялся пленум ЦК КПСС. На этом пленуме было обьявлено о решении увеличить производство зерна на 35-40% в течение 2-3 лет.

Хрущев

Реабилитация жертв политических репрессий 1930-1950-х.

Восстановление национальной автономии ряда народов. Сокращение государственного аппарата.

Социальные программы: жилищная, пенсионная.

Введение паспортов для колхозников, денежной оплаты их труда.

Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

21 сентября 1953 - постановление "О мерах по дальнейшему развитию животноводства в сторону снижения норм обязательных поставок продуктов животноводства государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих", "О мерах по дальнейшему улучшению работы машинно-тракторных станций", "О мерах увеличения производства и заготовок картофеля и овощей в колхозах и совхозах в 1953-1955"

3 сентября 1953 - постановление "О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР".

10 октября 1953 - постановление "О расширении производства продовольственных товаров и улучшении их качества", 12 октября 1953 - "О мерах дальнейшего развития советской торговли". 27 марта 1954 - новое постановление "Об увеличении производства зерна в 1954-1955 за счёт освоения целинных и залежных земель".

1 августа 1954 в Москве возобновлена работа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

9 марта 1955 - постановление "Об изменении практики планирования сельского хозяйства". Январь 1955 - "Об увеличении производства продуктов животноводства".

15 января 1956 - опубликованы проекты Директив XX съезда КПСС по VI пятилетке на 1956-1960.

31 января - 3 февраля 1957 - Всесоюзное совещание по производству гибридных семян кукурузы.

13 ФВ 1957-14 ФВ 1957 состоялся пленума ЦК по совершенствованию организации управления промышленностью и строительством, а 31 июля 1957 вышло постановление "О развитии жилищного строительства СССР".

25 февраля 1958 - пленум ЦК КПСС по сельскому хозяйству.

24 декабря 1958 - попытки начать реформу образования.

1 января 1961 - начата денежная реформа.

24 ноября 1962 - Госплан и ВСНХ СССР.

17 марта 1963 - письмо Хрущёва Н.С. в Президиум ЦК о создании молочно-овощных хозяйств вокруг крупных городов и промышленных центров.

10-15 февраля 1964 - пленум ЦК, на котором были приняты постановления "Об интенсификации сельскохозяйственного производства на основе широкого применения удобрений, развития орошения, комплексной механизации и внедрения достижений науки и передового опыта для быстрейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции" и "О борьбе КПСС за сплочённость международного коммунистического движения".


 

 

2.2 Основные  направления внешней политики  СССР в 1953 – 1964 годах

 

Год

События

1953

Соглашение  о перемирии в Корее.

Ослаблению  «Холодной войны» способствовало успешное испытание в СССР водородной бомбы.

1954

СССР  вступил в ЮНЕСКО и МОТ, а также возобновил членство в ВОЗ.

Успехом закончилась  Женевская конференция, решения которой урегулировали ситуацию в Индокитае. Франция вывела свои войска и признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

1955

Подписание  советско-югославской декларации, в  которой выражались принципы неделимости мира, независимости мирного сосуществования от идеологии и различий в общественном устройстве; признание права народов самостоятельно выбирать конкретные формы социализма.

Подписание  договора о восстановлении суверенитета Австрии.

Договор о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ.

По инициативе СССР создана Организация Варшавского Договора — военно-политический союз СССР и стран «социалистического лагеря», противостоящий НАТО и другим военно-политическим блокам, возникшим под руководством США.

1956

Нормализованы отношения с Японией. СССР отказался от репарационных претензий и поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН.

Прекращение агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта в Суэцком кризисе.

Решительная поддержка Египта в национализации компании Суэцкого канала (с заявлением об обязательстве уважения свободы судоходства по каналу соответствии с конвенцией 1888 г.). Англия, США и Франция воспротивились национализации, квалифицировали ее как произвольный и односторонний акт. Однако право национализации осталось за Египтом.

Когда Англия и  Франция начали бомбардировки Египта, Советский Союз выступил с посланиями к правительствам Великобритании, Франции, Израиля (5 и 15 ноября) с серьезными предупреждениями, после чего военные действия были прекращены.

1957

Успешно прошли испытания межконтинентальной баллистической ракеты, делавшие уязвимой территорию США в случае войны.

1958

В СССР прекращены испытания термоядерного  оружия.

1959

Одностороннее сокращение численности Вооруженных сил СССР с  7,8 млн. человек на начало 1955 г. до 3,6 млн. к концу года.

Связь СССР торговыми  договорами более чем с 70 странами мира.

Сформировались  первые части и соединения межконтинентальных ракет, построены их стартовые площадки.

Осложнение отношений с Китаем, когда руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

1960

Советское руководство отозвало несколько тысяч своих специалистов, помогавших Китаю в создании индустриальной базы.

Новый виток  гонки вооружений.

1961

Сокращение  численности Вооруженных сил  до 2,5 млн. человек.

Встреча Хрущева  с новым американским президентом Дж. Кеннеди в Вене, во время которой главным вопросом стала ситуация вокруг Берлина. После этой встречи была построена стена между Восточным и Западным Берлином, просуществовавшая до 1990 г.

Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах.

1962

Карибский кризис между США и СССР, возникший после ввоза на Кубу советских ядерных ракет и поставивший мир на грань ядерной войны. СССР согласился вывезти ядерные ракеты с острова Свободы в обмен на гарантии безопасности Кубы со стороны США и вывоз американских ракет с баз в Турции.

Создание в  СССР Ракетных войск стратегического  назначения.

Вооруженные конфликты  на советско-китайской границе.

1963

СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Вскоре к этому договору присоединилось более ста государств.

Советско-китайские  отношения перешли в фазу идеологической войны.

«Развивающиеся» страны получили от СССР серьезную  дипломатическую поддержку и огромную финансовую помощь. Особенно тесные контакты сложились с Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Им оказывалась помощь в строительстве промышленных предприятий и других объектов.

1964

Соглашение  о нераспространении ядерного оружия.

Информация о работе СССР в 1953 – 1964 годах