Салическая правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:29, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1. Древне-вавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-1750 г. до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи, который состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Тексты носят «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 51.27 Кб (Скачать файл)

     Салическая  правда указывает также на наличие  у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещений, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

     Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного  положения. А это не одно и тоже. Указанная возможность была широко использована государством. Прежде всего, короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг - администрации, дружинников, всех «верных» вообще. Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд. Всякий же, кто стоит ниже свободного франка - римлянин или полусвободный, - защищается значительно меньшим вергельдом. Убийство раба влечет за собой лишь возмещение его рыночной стоимости.

     Салическая  правда назначает штраф в римских  монетах – «динариях» и «солидах». Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков. Салическая правда назначает неодинаковые наказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Имеется в виду женщина, после того как она стала рожать. За убийство женщины, которая рожать не может, назначается 200 солидов.

     Особое  внимание в Салической правде уделяется  Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.

     Движимое  имущество сын и дочь наследовали  в равной доле. Но земля переходила только к сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную  собственность в данном роде. Когда  же рода не стало, отпало и указанное  ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при  отсутствии у умершего сыновей наследует  дочь, а если и ее нет - брат или  сестра умершего, но не «соседи», как это было раньше.

     Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

     Салическая  правда скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех случаях запретна, когда нет умысла, а значит и  вражды. С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба. Переход к штрафу взамен кровной мести происходил непросто. Первые акты подобного рода встречали нескрываемое презрение. Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или брата, считалось несмываемым позором.

     Действительная  судебная власть оказалась в руках  коллегии, состоявшей из семи избранных  народом рахинбургеров. С усилением  королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

     Никакого  предварительного расследования конечно  не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность  свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника. Когда не удавалось добиться признания - на чем сосредотачивались основные усилия, - судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – «суд божий», состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне - на дубинках.

     Своеобразным  видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних  различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает  в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно - удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

     В «Салическом законе» детально перечисляются конкретные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коровах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была совершена кража (скажем, увели ли корову с пастбища или похитили из хлева). При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и, тем не менее, каждый случай записан особо.

       «Салическая правда» предполагает наличие у франков общины. Так, глава XLV «О переселенцах» гласит: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если пришелец все же поселится в деревне, то протестующий может возбудить против него судебное преследование и изгнать его через суд. Жители виллы здесь выступают как члены общины, регулирующие поземельные отношения в своей деревне.

     Община  «Салической правды» представляла собой в V—VI вв. переходный этап от большесемейной «земледельческой» общины (где сохранялась  коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской  общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых  семей на надельную пахотную землю  при сохранении общинной собственности  на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр.

     В «Салической правде» отчетливо  прослеживается еще заметная роль у  франков родовых отношений. Сородичи продолжали играть большую роль в  жизни свободного франка. Из них  состоял тесный союз, включавший всех родичей «до шестого колена», все члены которого в определенном порядке обязаны, были выступать  в суде в качестве соприсяжников (принося присягу в пользу сородича). В случае убийства франка в получении и уплате вергельда участвовала не только семья убитого или убийцы, но и их ближайшие родственники со стороны отца и матери.

     Вот статья «О горсти земли». В ней речь идет о человеке, который совершил убийство, но лишен средств достаточных  для уплаты вергельда. Он должен собрать  в своем доме, в четырех его  углах, землю и, держа ее горсть в  руке, выйти во двор усадьбы, за оградой  которой собрались его сородичи. И он должен, оборотившись к ним  спиной, бросать в них эту землю, а затем в одной рубахе (т.е. снявши плащ — обычную одежду франка), без пояса и с колом в  руке перескочить через ограду. И  тогда обязанность уплатить недостающую  часть возмещения за убитого возлагается  на тех, в кого неплатежеспособный убийца бросил горсть земли.

     Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей. Глава IX «Салической правды» подробно описывает процедуру отказа от родства, во время которой человек должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в  уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений  с родичами. В случае смерти такого человека его наследство поступает  не родичам, а в королевскую казну.

     Роль  общины в судебных делах была исключительно  велика. Община отвечала за убийство, совершенное  на ее территории, выставляло соприсяжников, свидетельствующих о добром имени  своего члена: сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с  ним выплачивали вергельд.

     Король  выступал, прежде всего, как «охранитель мира», как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. «Королевские предписания, согласно «Салической правде» касаются незначительного круга государственных дел – призыва войска, вызова в суд. Но «Салическая правда» свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутреобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

     Таков «Салический закон» (и таковы же записи обычаев у других германских племен). При первоначальной записи закона король мало вмешивался в его  содержание. Но при потомках Хлодвига королевская власть начинает влиять на законодательство, не столько отменяя  старые нормы, сколько дополняя их новыми постановлениями.

     Решение задачи: Требование соседа о выселении пришельца из деревни (виллы) правомерно, так как в разделе XLV «О переселенцах» Салической Правды в параграфе первом сказано: «Если кто захочет переселиться или несколько из жителей деревни захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению он не будет иметь права там поселиться». Соответственно, можно сделать вывод о том, что требования жителя деревни обосновано законодательно и переселенец обязан ему подчиниться. Перед тем как покинуть деревню, пришелец продал засеянное поле и жилище. Данная продажа была оспорена, потому что огороженная земля в те времена ещё не стала частной собственностью. В подтверждение этого говорит следующая статья Салической правды: «Если в семье не остаётся наследника, пахотный участок возвращается общине». Если проанализировать Салической Правду, то мы увидим, что предметом купли-продажи могут быть самые различные вещи за исключением земли, поэтому продажа земельного поля оспорена, так как такого правомочия (распоряжения) у франкского крестьянина не было. 

     Задача  3. Существуют разные принципы деления систем права. Рассматривая в историческом плане развитие буржуазных революций, из завершенность (как во Франции) и незавершенность (как в Англии) в совокупности с другими причинами можно увидеть их влияние на формирование и эволюцию правовой базы в этих странах, возникновение различий в базовых концепциях правотворчества и правового регулирования. Данные правовые системы можно рассматривать как модели права и на их основе классифицировать правовые системы буржуазных стран.

     Континентальная, или романо-германская форма буржуазного  права ведет начало своего формирования с конца XI века. Основой континентальной системы права стали законы римского права4. Это связано с тем, что:

     - римское классическое право отличает  высокий уровень юридической  техники, глубокая теоретическая  проработка основных правовых  институтов их абстрактный характер,  точность формулировок, четкость  выводов;

     - римское право полностью соответствовало  потребностям товарного производства  раннефеодальной Европы.  В римском праве тщательно и глубоко были разработаны два основных института, имевших решающее значение для экономических отношений того времени: институт неограниченной индивидуальной частной собственности и институт договора. Именно юридическая завершенность римской правовой системы сделала ее основой для складывающейся правовой системы континентальной Европы.

Информация о работе Салическая правда