Салическая правда как исторический источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 13:02, реферат

Краткое описание

Актуальность темы состоит в теоретическом изучении взаимоотношений франков, особенностей процесса бракосочетания, в анализе Салической правды как источника для изучения социальных отношений франков, в изучении древних брачных традиций франков,а также в установлении характера семьи франков.

Объект данной работы – брачные отношения франков по данным Салической правды

Содержание

Введение

Глава I Салическая правда как исторический источник.

Глава II Брачные взаимоотношения франков по данным Салической правды.

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

referat_po_srednim_vekam.docx

— 30.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание.

 

Введение

 

Глава I Салическая правда как исторический источник.

 

Глава II Брачные взаимоотношения франков по данным Салической правды.

 

Заключение

 

Литература

 

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность темы состоит в теоретическом изучении взаимоотношений франков, особенностей процесса бракосочетания, в анализе Салической правды как источника для изучения социальных отношений франков, в изучении древних брачных традиций франков,а также в установлении характера семьи франков.

 

Объект данной работы – брачные отношения франков по данным Салической правды.

 

Предмет исследования – взаимоотношения древних франков и их брачные традиции по Салической правде.

 

Хронологические рамки работы - конец V — начало VI века – составление правового кодекса салических франков - Салической правды как основного источника для изучения брачных отношений франков.

 

Метод работы – анализ источников, главным из которых является Салическая правда, позволяющий выявить основные аспекты брака франков V-VI веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи работы.

 

Цель работы – изучение брачносемейных отношений франков по данным Салической правды.

 

Задачи работы:

  1. Рассмотреть Салическую правду как основной источник для изучения брака франков
  2. Выявить характер семьи древних франков, опираясь на Салическую правду.
  3. Выявить специфику брака франков, характерную для V-VII веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

 

Салическая правда как исторический источник.

 

Формирование  государственности у франкских  племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью  записи древнегерманских обычаев. Так  появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Наиболее типичным и одним из самых древних сборников  записей обычного права германцев  является Салическая правда, созданная  в 507—511 гг1.— в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.2

Первоначальный  текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение  ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов  Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному  тексту памятника считается Парижская  рукопись.

Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.3

Основное содержание документа — нормы, посвященные  судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление  о процессе развития права собственности  на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление  об общественном строе франков начала VI в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Брачные взаимоотношения  франков по данным Салической правды.

Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения.4 Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом.Об этом говорит статьи § 1. « Если  три  человека  похитят  свободную  девушку,  они

обязаны уплатить по 30 сол. каждый.» и  § 10. Если кто похитит чужую невесту и вступит с нею в брак,

присуждается  к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол.

 Препятствиями  к заключению брака служили  следующие обстоятельства: существование  законного брака, объявление лица  вне закона, наличие близкого  кровного родства, несвободное  состояние человека.Об этом свидетельсвтует  статья - Приб. 2-е.  «Если кто сочетается преступным браком с дочерью

сестры  или  брата или какой-либо дальнейшей родственницы,  или с женою брата или дяди,  он подлежит наказанию в том смысле,  что разлучается от такого супружества. Даже если у него родятся дети, ни не будут считаться законными наследниками, но обесчестными по рождению (незаконнорожденными).» Закон гласил о том,что свободный мог потерять свободу,женившись на рабыне. Это говорится в статье  § 5. « Если же свободный явно вступит в брак с чужой рабыней,

он  и сам вместе с ней должен стать  рабом.»

  О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. У франков предусматривался судебный процесс  для того,кто пожелал бы жениться на вдове.Это прописано в статье § 1. По обычаю следует, что, (если) человек, умирая, оставит вдову,  и кто-либо пожелает ее взять, то, прежде чем он вступит с нею  в  брак,  тунгин  или  центенарий  должен назначить судебное заседание,  и на этом заседании должен иметь при себе щит,  и три человека должны предъявить три иска. И тогда тот, кто хочет взять вдову,  должен иметь 3 равновесных солида и 1 денарий.  И должны быть трое,  которые взвесят его солиды;  и если после этого будут согласны, он может взять (вдову замуж). Так же была статья для вдов, желающих выйти второй раз замуж (Капитулярий I).

 Положение  женщины в семье определяли  довольно сильные пережитки матриархального  строя.5

По мере того как распадаются большие семьи, развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону движимого и недвижимого имущества  осуществлялось по-разному. Наследниками движимого имущества первой очереди  были дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие  родственники. Такой порядок, устанавливающий  преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Это прописывается  в ХLIV. О reipus'e.

 Что касается  недвижимости, то женщины исключались  из числа наследников, земля  передавалась только по мужской  линии. Наследование по завещанию  осуществлялось путем дарения  (аффатомии), совершавшегося публично  в Народном собрании по строго  установленной форме. При аффатомии  имущество передавалось третьему  лицу, которое было обязано не  позже чем через год после  смерти дарителя передать это  имущество указанному лицу.

 

Источники работы.

 

Салическая правда - правовой кодекс салических франков. Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига I; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Характеристика источников.

 

Салическая  правда – памятник права раннефеодального общества – составлена на рубеже 5-6 в.в., т.е. вскоре после завоевания салическими франками бывшей римской провинции Галлии и принятия христианства.  
         Салическая Правда составлена в правление Хлодвига (507-511). Текст не сохранился. Имеет казуистический характер, отличается формализмом. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Достоверность её обычно оспаривается – одними исследователями целиком, другими в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Анализ источника.

 

Внутренняя  критика: В научном понимании Салическая правда не является ни кодексом, ни сводом законов.  
В ней записаны нормы обычного права. В большей части она содержит предписание о сумме штрафа за различные преступления: за грабеж, воровство, поломку изгороди, телесные повреждения и оскорбления, злостную клевету, кражу чужой жены и т.д. Подробно указана ответственность.

«Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося  в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей  жизни.

Время записи и редактирования этого  «обычного» (от слова «обычай») народного  права - VI-IX века.

«Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул - на параграфы. Многие титулы были посвящены штрафам  за всевозможные кражи. Встречались  в ней и такие титулы: «Об  убийствах или если кто украдет  чужую жену», «О том, если кто схватит  свободную женщину за руку, за кисть  или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике  при колдовстве» и т. п. В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду в зависимости  от степени оскорбления. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвет  ухо, присуждается к уплате 15 солидов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Характеристика литературы.

Проблема брачных  отношений у франков V-VI веков является наиболее актуальной у западных и отечественных историков 19-20 веков. К ним относятся Фюстель де Куланж, Петрушевский Д.М, Корсунский А.Р и др. Литература взята по проблемно-хронологическому принципу у двух авторов – отечественного и зарубежного. 
        Рассмотрим взгляд наиболее популярного историка 19 века.

Фюстель де Куланж (1830—1889) - знаменитый французский историк  и одно из светил всей вообще новейшей европейской историографии. Автор  исследовал материал сначала в виде предварительных "разысканий" по истории общественного строя  римской империи, первобытных германских учреждений, государственного устройства франков, средневекового землевладения  и сословного склада, возвращаясь  и к истории древней Греции и Рима, обнародуя также свои воззрения  на сущность истории и ее метод. Его  работа – «История общественного  строя древних франков». В ней  стремился к радикальной реформе  исторического понятия о строе  франков и их брачных отношениях. Первое, против чего автор восставал, это то, что он называет "системой", т. е. априорные построения хода истории  и метафизические объяснения его  причин. Труд представляет синтетическое  обобщение и  аналитическое исследование поставленной проблемы. Книга была напечатана в 1901 году.

Рассмотрим теперь  отечественного историка.

Петрушевский (Дмитрий Моисеевич) - историк, родился в 1863 г. Написал труд «Очерки по истории средневекового общества и государства».В своей работе Петрушевский видел свою задачу в том, чтобы выяснить и подчеркнуть основные моменты в политической, социальной и хозяйственной эволюции западно-европейского общества, приведшей к возникновению характерных для средневековой Европы общественных и политических форм. По его убеждению, феодальные отношения не предполагают какой-либо определенной экономической структуры средневекового общества, и их нужно рассматривать отдельно от других сторон его жизни, с которыми, тем не менее, они находятся в той или иной связи. С этой точки зрения автор характеризует развитие политического и общественного строя поздней Римской империи, государств и обществ древних германцев, англо-саксов, остготов и франков.Кроме того рассматривает брак франков как связь между всеми остальными социальными отношениями франков. Работа вышла в 1922 году.

Поскольку литература взята только у двух авторов, можно  сделать вывод на основе их мнений и концепций, однако мнения историков  расходятся. Подводя итоги, получаем следующее:

1. Нет определенной  системы в отношениях франков.(Куланж)

2.Не стоит рассматривать Салическую правду как стопроцентный источник для изучения франксого государства. (Куланж)

3. Между социальной  сферой франков была тесная  связь,о чем гласит Салический  закон.(Петрушевский)

Из этих выводов  следует, что нет единого мнения среди историков на проблему социальных и брачно-семейных отношений.

 

 

Заключение.

 

Таким образом  анализ источника и литературы показывает,что:

 

  1. Салическая правда является основным источником по изучению брачных отношений франков, однако не является на сто процентов достоверным из-за ряда причин, а именно:

  а)неточность  перевода;

  б)ошибка  при составлении (по версии  Ф.Куланжа)

  и др.

 

  1. Взаимоотношения строго прописывались в Салическом законе, в частности описывается штраф за то или иное нарушение,что говорит о строгости закона и подчинении ему.

 

  1. Несмотря на то,что о браке мало что говорится в Салической правде, можно сделать вывод по некоторым статьям, что брак уважали и ценили (опираясь на статьи о штрафе за похищение невесты и жены).

 

  1. Закон прописывает так же неравные браки, где союзы заключались между свободными и рабами, что характеризует франкское государство как более терпимое к неравенству, нежели чем остальные государства.

 

  1. Вдовы и вдовцы так же могли заключать повторно браки, для этого предусматривались особые судебные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  • http://www.rulex.ru/01160308.htm
  • http://krotov.info/acts/05/marsel/salus.html
  • http://rpa.studz.ru/forum/2-12
  • Фюстель де Куланж «История общественного строя древних франков».
  • Д.М. Петрушевский «Очерки по истории средневекового общества и государства»

 

Источник.

 

Салическая правда.

 

 

 

Информация о работе Салическая правда как исторический источник