Самозванство в России начала 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:31, реферат

Краткое описание

В своей работе мне хотелось бы: проанализировать предпосылки (причины) появления самозванства в России начала XVII в.;
определить принадлежность самозванцев к тем или иным общественным слоям; рассмотреть некоторые причины, побудившие людей назваться чужим именем; исследовать (кратко описать) историю жизни самозванцев, чьи имена более или менее известны ученым; а также попытаться сосчитать самозванцев, сведения о которых сохранились в работах исследователей Смуты.

Содержание

Введение
Причины самозванства
Лжедмитрии
Лжепетр
Лжецаревич Федор Федорович
Лжецаревич Август, князь Иван
Лжецаревич Лаврентий Федорович
Лжецаревич Осиновик Федорович
Лжецаревичи Мартын Федорович, Клементий Федорович, Семен Федорович, Савелий Федорович, Василий Федорович, Ерошка Федорович, Гаврилка Федорович, Недвядко Федорович
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Самозванство в России в н XVII в.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

В начале 1607 г. Лжепетр  выступил на помощь своему союзнику И.Болотникову, но был разбит на реке Вырке. В мае войска Лжепетра и Болотникова объединились в Туле. Тула стала центром восстания, против которого и направил основные силы Василий Шуйский. В результате длительной осады, Тула была сдана. Царь обещал сохранить жизнь руководителям тульской обороны, но не сдержал своего слова. И.И.Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен. О казни Лжепетра сохранились различные свидетельства. Краткий летописец начала XVII в. свидетельствует, что царь, «пришел к Москве, вора Петрушку велел повесить под Даниловским монастырем по Серьпуховской дороге». Поляк Немоевский сообщает, что царь «приказал связанного Петрашка на кляче без шапки везти в Москву; здесь продержавши его несколько недель в тюрьме, вывели на площадь и убили ударом дубины в лоб».

 

Лжецаревич  Федор Федорович (?-1608)

Самозванец Смутного времени, назвавшийся сыном царя Федора Ивановича и царицы Ирины. О нем упоминает пан Станислав Куровский в своем письме пану Расковскому. На самом деле, видимо, был бродягой или беглым крестьянином. Появился в начале 1607г. в области Астрахани, где собрал отряд донских казаков, поверивших в его ''царское'' происхождение. Возглавлял отряд из 3 000 казаков, отправился к своему ''дяде'' Лжедмитрию II в брянский лагерь. Появился он в лагере Лжедмитрия II осенью 1607 г. Положение его при Лжедмитрии II, если верить Станиславу Куровскому, было следующим: ''Он сам со своими людьми находится под командованием царя нашего и служит ему как какой-нибудь сын боярский, однако находится у царя в великом почете''. Почет, конечно же, вызванный стоявшей за самозванцем военной силой, продолжался недолго. Лжедмитрий II решил попросту убрать ''племянника'', как лишнего претендента на престол и приказал его повесить зимой 1608 года. По свидетельству Нового Летописца: "Той же Вор, кой назвался царевичем Дмитрием, того вора Федку, которова привезли казаки с Дону, подо Брянским убил до смерти".

 

Лжецаревич  Август, князь Иван (?-14.04.1608 или 1609)

Самозванец Смутного времени, назвавшийся сыном царя Ивана Грозного и царицы Анны Колтовской. Настоящее имя неизвестно. Происходил, вероятно, из беглых боярских холопов, которые со временем поравнялись с казаками. Появился в 1607 г. в Астрахани, бывшей во времена Смуты рассадником бунтовских настроений. Считается, что лжецаревич бывал в Москве и имел какое-то представление о местных обычаях и жизни при дворе. К 1607 восстание астраханских посадских людей и стрельцов получило поддержку местного татарского населения. Астрахань стала центром притяжения для вольных казаков с Волги, Яика, Терека и Дона. Подступившая к Астрахани рать боярина воеводы Ф. И. Шереметева не только не смогла овладеть городом, но и сама подверглась многократным нападениям вольных казаков. Именно их поддержка придавала силы защитникам города. Шереметев писал в отписке царю Василию Шуйскому: «Астроханские люди и юртовские татаровя тебе, государю, бити челом и вины свои принести не хотят, а будет поидет к Астрохани твоя государева многая рать з большим нарядом, и оне хотят бежать: астроханские люди на Яик и на Дон, а татаровя в Кумыки». Власти не могли подавить восстание в Астрахани в течение 7 лет. Астраханский воевода князь Д. И. Хворостинин признал авторитет самозванного «царевича Августа», выдвинутого волжскими казаками, потому что вольные казаки составляли в Астрахани мощную военную силу, тем более, что во времена Смуты Астрахань стала центром, куда постоянно стекались яицкие, донские, волжские, терские казаки, а также местные татары, имевшие свои счеты с центральным правительством. Против бунтовщиков направлен был с войском воевода Ф. И. Шереметьев. 24 мая 1607 года вспыхнуло восстание в Царицыне. Воевода Ф. П. Чуднов-Акинфов был выдан самозванцу. Казаки беспощадно казнили государевых дворян и ратников, попадавших к ним в руки. Когда в Астрахань привезли Акинфова, «Иван-Август» казнил его и сразу же двинулся к Царицыну. Шереметьев вынужден был отступить, но постарался отрезать Царицын и с ним все Нижнее Поволжье, таким образом предотвратив дальнейшее распространение возмущения. Август вместе с войском выступил на помощь Царицыну. Лжецаревич пытался пробиться на помощь Ивану Болотникову, осажденному в то время в Туле, но потерпел жестокое поражение под Саратовом от воеводы Сабурова. Это послужило переломным моментом в его карьере, по одним сведениям, недовольные казаки, связав своего предводителя, доставили его в тушинский лагерь, по другим — он добровольно пошел на соединение с войсками Лжедмитрия II, и даже на первых порах был гостеприимно встречен в Тушине. Однако, Лжедмитрий II, вынужденный искать поддержки у дворянства, для успокоения поддерживавшей его знати, которая слишком хорошо помнила расправы лжецаревича над боярами, или по другой версии, для того, чтобы расправиться с возможным конкурентом, приказал повесить его на московской дороге. О казни было объявлено во всеуслышание в Манифесте Лжедмитрия жителям Смоленска, датированном 14 апреля 1608 г.

 

Лжецаревич  Лаврентий (Лавр) Федорович (?-14.04.1608 или 1609)

Самозванец Смутного времени, назвавшийся сыном царя Федора Ивановича и царицы Ирины. По происхождению был, вероятно, крестьянином. Объявился в окрестностях Астрахани в 1608г. Собрал под своим началом волжских, терских и донских казаков. Под его руководством во время астраханского бунта, разношерстная толпа громила торговые лавки. Вместе с ''родственником'', лжецаревичем Иваном-Августом отправился к другому ''родственнику'' своему ''дяде'' Лжедмитрию II в Тушинский лагерь, грабя всё на своем пути. Прибыв в Тушино, был повешен Лжедмитрием II вместе с Иваном-Августом на московской дороге. О казни было объявлено во всеуслышание в Манифесте Лжедмитрия II жителям Смоленска, датированном 14.04.1608г.

 

Лжецаревич  Осиновик Федорович (?-1608)

Самозванец Смутного времени, назвавшийся сыном царевича Ивана Ивановича, внуком царя Ивана IV Грозного. Происхождение неизвестно, однако, видимо, принадлежал к казакам или «показачившимся» крестьянам. Появился в Астрахани в начале 1608 г. Собрав под своим начальством волжских и донских казаков, безуспешно осаждал Саратов, вместе с другими самозванцами, своими "родственниками" лжецаревичами Иваном-Августом и Лаврентием. Был разбит саратовским воеводой Сабуровым, бежал и был убит своими же казаками на берегу Волги, из-за разногласий с "родственниками" («один другого вором и самозванцем обличал»).

 

Лжецаревичи Мартын Федорович, Клементий Федорович, Семен  Федорович, Савелий Федорович, Василий  Федорович, Ерошка Федорович, Гаврилка Федорович, Недвядко Федорович

Самозванцы Смутного времени, действовавшие в 1606-1610гг., о которых ничего неизвестно, кроме их имён. Все они выдавали себя за «сыновей» царя Федора I Ивановича и царицы Ирины. Летописец с негодованием писал о ''мужицких царевичах'': ''Како же у тех окаянных злодеев уста отверщашеся и язык проглагола: неведомо откуда взявся, а называхуся таким праведным коренем — иной боярской человек, а иной — мужик пашенной''. ''Злодеи рабского племени, – свидетельствует летописец, – считая Россию привольем наглых обманщиков, являлись один за другим под именем царевичей, даже небывалых, и надеялись властвовать в ней как союзники и ближние тушинского злодея''. Отношение Лжедмитрия II к ''сородичам'' выразилось в следующей форме: ''За наши грехи в Московском государстве объявилось еретичество великое, – сокрушался польский ставленник в рассылавшейся по русским городам грамоте. – Вражьим советом, злокозненным умыслом многие называются царевичами московскими, природными царскими семенами!''. Таковых ''самый истинный'' лжецарь приказывал хватать, бить кнутом и сажать в тюрьму. Действовали названные самозванцы преимущественно в степных юртах, не играя никакой роли в событиях, разворачивавшихся в центре России и к 1610 г. видимо все вывелись, так как упоминаний о них нет.

 

 

 

Заключение

Самозванчество не представляет собой чисто русского явления, но ни в какой другой стране явление это не было столь частым и не играло столь значительной роли в истории народа и государства. Историю России нельзя написать, обходя проблему самозванчества: по словам Ключевского, «у нас с легкой руки первого Лжедмитрия самозванство стало хронической болезнью государства: с тех пор чуть не до конца XVIII в. редкое царствование проходило без самозванца». С начала XVII и до середины XIX в. едва можно обнаружить два-три десятилетия, не отмеченные появлением нового самозванца на Руси; в некоторые периоды самозванцы насчитываются десятками.

Таким образом, самозванчество и самозванцы сыграли большую  роль в истории России. Но, несмотря на это, корни этого явления остаются до конца не выясненными. Понимание политико-исторических и социокультурных основ самозванчества открывает новые возможности объяснения его своеобразия. Исследования, которые проводились после данного явления, выявили, что самозванчество проявляется во взаимосвязи с политической культурой и дополняет целостное видение содержания процессов политической власти в российском обществе. В этом смысле самозванчество представляет собой явление, которое раскрывает сущность процесса политической власти и рассматривается как мотивированное политическое действие вследствие кризиса власти.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Бердышев С.Н. Смутное время. М., 2007г.
  2. Буганов В.И. Россия в XVII столетии. М., 1989г.
  3. История России с древнейших времен до конца XVII века: Научно-популярная энциклопедия / Андреев И.Л. и др. М., 2001г.
  4. История России. В 2-х т. Т.1 / Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина. СПб., 2000г.
  5. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 3. М., 1989г.
  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. III. М., 1996г.
  7. Кобрин В.Б. Смутное время — утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX века. — М., 1991. — С. 163—185.
  8. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута»,  М., 1988г.

 

 

 




Информация о работе Самозванство в России начала 17 века