Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 07:47, реферат
Самозванство – явление известное не только в России, однако именно здесь оно получило такое распространение. Только в смутное время(1598-1613гг) на территории Российского государства действовало 12 самозванцев, а в XVIII веке отмечено около 40 случаев самозванства.
Введение……………………………………………………………………….....2
1.Царь Дмитрий…………………………………………………………………..4
2.Царь Петр III……………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Царь Дмитрий……………………………………………………………
2.Царь Петр III……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение.
Самозванство – явление известное не только в России, однако именно здесь оно получило такое распространение. Только в смутное время(1598-1613гг) на территории Российского государства действовало 12 самозванцев, а в XVIII веке отмечено около 40 случаев самозванства.
История самозванства в России чаще всего связана с династическими кризисами. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда на престоле оказались «боярские» цари – Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно в то время появляются первые лжецари и поддерживающие их движения. Так же появление самозванцев могло быть спровоцировано нарушением традиционного порядка престолонаследия.
Таким образом, самозванство можно назвать формами социального и политического протеста. Однако не все самозванцы были связаны с движением социального протеста, и далеко не всегда их целью была власть в государстве.
Бытует мнение, что народ поддерживал самозванцев потому, что те обещали освобождение от крепостного гнета, произвола власти, повышение социального статуса да и вообще «сытую жизнь». При этом не исключено, что часть приверженцев могла идти за самозванцами, не веря в их царское происхождение. Подразумевается, что народу все равно, кто взойдет на престол, - главное, чтобы новый царь был «хорошим» и защищал интересы простого народа. Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Лжедмитрий I и Е. Пугачев, увлекавшими за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими десятками сторонников. Скорее всего, одни самозванцы лучше играли свою роль, их поступки в большей степени соответствовали ожиданиям, а другие претенденты на престол не соблюдали общепринятых «правил игры» или же чаще их нарушали. Феномен самозванства остается актуальной областью исследований российских и зарубежных историков.
Эта проблема рассматривалась в работах Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, Р.Г. Скрынникова, В.В. Мавродина и др. Историки рассматривают эту проблему с разных сторон: В.О. Ключевской видит причину появления самозванцев в проблеме законной власти. По мнению Н.И. Костомарова, основную роль в выдвижении самозванцев играли иностранцы, претендовавшие на российский престол и жаждавшие распространить на Руси католичество.
Всесторонне рассматривается деятельность самозванцев, причины их временного успеха и неминуемого поражения в работах Р.Г. Скрынникова и А. Низовского. Несмотря на обилие работ по данной проблематике, остаются открытыми многие вопросы, неоднозначна оценка влияния самозванцев на ход истории Российского государства.
Эта противоречивость, однако, имеет историческое объяснение – зачастую, низвергнув самозванца, официальные власти стремились уничтожить все упоминания о нем, дабы «не мутить народ». Поэтому сведения, дошедшие до нас, носят далеко не полный характер
Особую политическую роль самозванчества в России сыграли череда Лжедмитриев в Смутное время, а полтора с лишним века спустя выдававший себя за Петра III Емельян Пугачёв. Они добились значительных успехов и ввергли страну в состояние кризиса.
Цель данной работы - на их примере рассмотреть деятельность самозванцев в истории Российского государства. А также рассмотреть причины их появления, интересы, которые они представляли в разные исторические эпохи и реакцию народа на их появление.
Пожалуй, одним из самых популярных среди самозванцев персонажей был царевич Дмитрий Иоанович, сын Ивана IV. Доподлинно известно о пяти случаях самозванства под его именем.
Дмитрий Иоанович родился в октябре 1582 года от шестой жены Ивана Грозного Марии Нагой. После смерти отца и взошествии на престол старшего брата Федора Иоановича царевич Дмитрий был отправлен в Углич, где получил княжение. Многие опасались, что недовольные правлением Федора Иоановича будут собираться вокруг Дмитрия, так он оставался последним, после царя, представителем династии Рюриковичей мужского пола, поэтому никаких «реальных» прав на свой удел ни царевич, ни его родственники не получили.
Умер Дмитрий Иоанович в возрасте 8ми лет при довольно спорных обстоятельствах. По одной версии смерть наступила в результате несчастного случая при игре «в тычку», однако мать и дядя царевича придерживались версии убийства по прямому приказу Москвы.
В «заказе» убийства подозревался Борис Годунов, занявший в 1587 году престол, однако следует учесть, что именно по его приказу была создана следственная комиссия, расследовавшая гибель царевича Дмитрия. К тому же, некоторые историки утверждают, что Дмитрий Иоанович не Рассматривался Годуновым как серьезная угроза, потому что считался незаконнорожденным(В то время церковь признавала только три брака, Дмитрий же был рожден от шестого).
Правление Бориса Годунова ознаменовано налаживанием контактов с Европой, которые были утрачены во время царствования Ивана Грозного. Однако он недалеко ушел от Грозного в своей подозрительности и это приводило ко множественным репрессиям. Не будучи Рюриковичем, Борис Годунов не мог не ощущать шаткости своего положения на троне и считал, что репрессии помогут ему отстоять свое право на престол.
Царствование Бориса начиналось успешно, однако череда опал породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы. В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба выросла в 100 раз. Чувствуя, что вера в него как в государя исчезает, Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Люди начинали думать, что это — кара Божья, что царствование Бориса Годунова незаконно и не благословляется Богом. По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив.
Большее количество историков согласно с официальной версией правительства Бориса Годунова, согласно которой Лжедмитрий I отождествляется с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым.
Если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, именно там будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни.
В это же самое время происходил разгром «романовского кружка», а так как Отрепьев был холопом опальных Романовых, над ним тоже нависла угроза. И монах-расстрига, бежал в Речь Посполитую, назвав там себя чудом выжившим царевичем Дмитрием.
В Польше самозванца приняли с радостью: в руки панов попал козырный туз, который можно было разыграть. Дмитрий позволил францисканским монахам обратить себя в католичество - возможно, под влиянием любви к дочери Юрия Мнишека -Марине, ревностной католичке, или, как считается иногда, в попытках добиться союза с латинским духовенством, и в особенности с могущественным иезуитским орденом.
В начале 1604 года братья Вишневецкие, опекавшие претендента на русский престол, доставили его в Краков, ко двору Сигизмунда. Король дал частную аудиенцию, во время которой Лжедмитрий и был признан наследником Ивана IV, ему было назначено ежегодное жалование и позволено вербовать добровольцев на польской территории. В ответ Лжедмитрий обещал возвратить польской короне половину смоленской земли, поддержать в России католицизм, поддерживать Сигизмунда в его притязаниях на Швецию и содействовать сближению, а в перспективе и слиянию, России и Речи Посполитой.
Заручившись поддержкой польской стороны, Лжедмитрий начинает собирать войска. Упустив лучшее время для военных действий – лето – он выступает только 15 августа 1604 года и только в октябре переходит границу Московского государства. На сторону самозванца перешел ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков, а также местных повстанцев. К началу 1605 года под знаменами «истинного царя» собралось около 20 тыс. человек. Но 21 января 1605 года царское войско разгромило отряды самозванца, и Лжедмитрий был вынужден бежать.
В этот критический для самозванца период внезапно умирает царь Борис Годунов. Боярство не признало на престоле его 16-летнего сына Федора. И в начале мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско. Самозванец двинулся на Москву, устраняя последние преграды. Сначала был низложен верный Годуновым патриарх Иов. После чего настал черед семейства Годуновых. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью. А 1 июня 1605 г. Москва присягнула самозванцу.
Оказавшись на престоле, Лжедмитрий принялся растрачивать царскую казну. Часть средств пошла на выплату полякам и казачеству, часть была уплачена кредиторам. Но большая часть средств ушла на всевозможные пиры и развлечения.
Но стоит отметить и положительные моменты его правления. Практически все, кого репрессировали при Годунове, были возвращены из ссылки, вернули свое имущество и получили новые чины. Также был проведен ряд успешных реформ.
Сначала новый царь объявил свободу промыслов, ремесел и торговли, отменив все прошлые ограничения. После упразднил «препятствия странствующим», разрешив свободное перемещение по стране. Многим вернули имения, отнятые еще при Иване Грозном. Была проведена судебная реформа, вследствие которой судопроизводство стало бесплатным. В Россию стали приглашаться иностранцы, владеющие полезными для Московского государства ремеслами.
Так же были приняты законы о холопстве, согласно которым, в «кабалу» запродаться можно было только самостоятельно, дети при этом оставались свободными. А после смерти хозяина холоп получал свободу. Кроме того, было постановлено, что помещики, не кормившие своих крестьян во время голода, не могут их удерживать на своих землях; а помещик, не поймавший беглого крепостного в течение пяти лет, теряет на него все права.
Несмотря на широкие замыслы государственных начинаний, самозванец вызывал недовольство бояр, которые уже готовили против него заговор. Мятеж возглавили князья Шуйские, бояре Голицыны, Михаил Скопин и московские купцы Мыльниковы. Противники Лжедмитрия вели широкую агитацию против царя не только среди русского населения, но и в польских землях, организовывали покушения на жизнь самозванца. Царь же надеялся на скорейшую свадьбу с Мариной Мнишек, рассчитывая получить от тестя военную помощь. В начале мая Марина прибыла в Москву, а в качестве приданого с ней прибыло и долгожданное войско. Поляки начали бесчинствовать, приближая тем самым свержение царя.
Взяв в жены ревностную католичку и закрывая глаза на недовольство, вызванное присутствием польских солдат, Лжедмитрий еще больше усугубил свое положение. В народе открыто говорили, что на престоле сидит беглый монах. И 17 мая 1606 года царь был убит боярскими заговорщиками.
За время своего короткого правления, Лжедмитрий был вынужден постоянно бороться за самостоятельность решений. С одной стороны его ограничивали поляки, приведшие его на трон; с другой – боярские группировки, стремившиеся использовать незаконного царя в своих целях. Он пытался опереться на народные массы, но те его не поддержали, в результате чего правление Лжедмитрия окончилось так трагично.
После убийства Григогрия Отрепьева, названного историками Лжедмитрием I, в Польше появился человек, утверждавший, что он и есть русский царь, чудом уцелевший во время боярского восстания. Этим человеком был Михаил Молчанов.
Молчанов служил при Борисе Годунове и участвовал в заговоре против него. После примкнул к Григорию Отрепьеву, а после его смерти сумел бежать из Москвы, прихватив с собой царские регалии и печать, заменявшую собой царскую подпись, и вскоре грамоты «чудесно спасшегося Дмитрия» хлынули в Россию.
Однако такой поддержки, как его предшественник, Молчанов не получил. И в феврале 1609 года после неудачной попытки мятежа в Москве, Молчанов бежал в Тушино, где в то время «царствовал» еще один Лжедмитрий, именуемый историками Вторым. Тот так же выдавал себя за сына Ивана Грозного, выжившего в Угличе и во время восстания бояр1606 года в Москве.
Истинное происхождение Лжедмитрия II доподлинно установить не удалось, хотя существует несколько версий. О своем «царском» происхождении самозванец объявил в мае 1607 года в русском городе Стародубе. Однако сделал он это не добровольно. Общественные силы, недовольные властью нового царя Василия Шуйского, разыскали человека, похожего на Лжедмитрия I и представили его народу. От его же имени был составлен манифест Василию Шуйскому. Однако самозванец испугался сделанного ему предложения и бежал, но был пойман и поставлен перед выбором: смерть или роль московского царя. Самозванец выбрал второе.
После объявления о «чудесном спасении» представителя рода Рюриковичей, ему присягнули многие южные города. Было собрано войско и в июне 1608 года оно подошло к Москве, но, потерпев поражение у Химок и на Пресне, самозванец обосновался в селе Тушино. По названию своей резиденции Лжедмитрий II и получил закрепившееся за ним имя Тушинского Вора. Столица была осажена. Войска самозванца старались отрезать Василия Шуйского от всех поддерживающих его районов, а так же перекрыть все дороги, по которым шло снабжение города.
Царское происхождение Лжедмитрия II было подтверждено заговорщиками, а также Мариной Мнишек, которая в сентябре 1608года признала в новом самозванце своего мужа. С появлением «царской» четы у стен столицы начался долгий период двоевластия. У обоих царей были и своя дума, и войско, оба издавали указы, жаловали сторонникам поместья и мобилизовали ратников.