Самозванцы XVI-XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 04:33, реферат

Краткое описание

Самозванцы XVI-XVII вв., в историю России вошли не иначе как самозванцы смутного времени. Само определение «самозванцы смутного времени» включает в себя не только лжецаревичей Дмитриев, но и лжебояр, появлявшихся в период с 1598 по 1613 гг. в Московском государстве. Для России данный исторический промежуток времени ознаменован тяжелым политическим и экономическим кризисами, усугубившихся польско-шведской интервенцией.

Вложенные файлы: 1 файл

Самозванцы и народ.кор-ки.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Самозванцы XVI-XVII вв., в историю России вошли не иначе как самозванцы смутного времени. Само определение «самозванцы смутного времени» включает в себя не только лжецаревичей Дмитриев, но и лжебояр, появлявшихся в период с 1598 по 1613 гг. в Московском государстве. Для России данный исторический промежуток времени ознаменован тяжелым политическим и экономическим кризисами, усугубившихся польско-шведской интервенцией. 

Так уж случилось, что все известные Лжедмитрии выдавали себя за царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, погибшего при неизвестных, а потому, странных обстоятельствах в 1591 г. Все они преследовали исключительный умысел на занятие российского (московского) престола под именем Дмитрия Ивановича. Что касается второго и третьего Лжедмитриев, то кроме престола, они также претендовали на тождество с Лжедмитрием I.

История России вообще представляет достаточно большой интерес, поскольку содержит большое число тайн и загадок, и одной из них является Смутное время. Смутное время ввергло русский народ в пучину бедствий. Глубочайший кризис поразил все сферы жизни государства. Государство оказалось фактически на грани распада. На этот же период приходится и первая в российской истории гражданская война. Внутренним конфликтом были подорваны силы огромной державы.

Смутное время оставило за собой огромное количество вопросов, на которые, далеко не на все можно дать однозначный ответ.  Особый интерес представляет роль самозванцев в игре, которую начали русские бояре. Не меньший интерес представляют и причины успехов самозванцев в борьбе за российский престол.

Именно этим и предопределена цель настоящего исследования, которая заключается в рассмотрении вопроса «народа и самозванцев в Смутное время».

Предметом настоящего исследования являются исторические события связанные со Смутным временем в России.

Целью настоящего исследования является рассмотрение вопроса «народ и самозванцы в Смутное время».

Задачи настоящего исследования предопределены поставленной целью и заключаются в:

- в рассмотрении вопроса причин и предпосылок Смутного времени, а также условий способствовавших появлению самозванцев;

- в анализе причин успехов борьбы самозванцев за российский престол, отношении народа к самозванцам.

При написании работы автором использованы работы таких ведущих отечественных историков как: Буганова В.И., Глушко Е.А., Панченко С.С., Семенниковой Л.И., Скрынникова Р.Т. и др.

По своей структуре настоящая работа состоит из введения; основной части, включающей две главы; заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Причины и предпосылки Смутного времени и появления самозванцев

 

Ничего не происходит случайно, всему есть свои предпосылки. Так и Смута была порождена рядом факторов, ей предшествующих. Последние годы правления Ивана IV обусловлен, прежде всего, его отчаянием, гибелью династии Рюриковичей, что связано с непонятной гибелью его сына Дмитрия, которого, по мнению большинства исследователей, убил именно Иван Грозный. Поскольку слабоумный сын Федор был наследником, то Иван IV был вынужден завещать престол ему, с назначением правительственного комитета, во главе которого был поставлен Б. Годунов (брат жены Федора Ирины). Историки свидетельствуют, что Б. Годунов умело, и в то же время осторожно вел государственные дела, приобретая при этом, колоссальный опыт в области управления страной. В это время в стране наступил период отдыха от страха и опричнины1.

В то же время, стоит отметить, что в то же самое время в Угличе жил и младший сын Ивана IV – царевич Дмитрий. По мнению историков, царевич Дмитрий был слабым и болезненным ребенком, который страдал жестокой эпилепсией. В Угличе Дмитрий жил со своей матерью Марией Нагой. Как свидетельствуют историки, в мальчике достаточно рано проявился жестокий характер, что в немалой степени напугало бояр тем, что они боялись повторения правления аналогичного Ивану Грозному.

Б.Годунов, с тем, чтобы контролировать Дмитрия в Углич прислал дьяка М. Битяговского, наделенного широким кругом полномочий. Как царевич, так и его мать, фактически были лишены всех привилегий. В полдень 15 мая 1591 г., при невыясненных обстоятельствах у себя в резиденции погиб царевич Дмитрий.

Таинственная и загадочная смерть Дмитрия в народе вызвала многочисленные толки. Для расследования смерти царевича Дмитрия была создана комиссия во главе с боярином В. Шуйским, которая, однако, к однозначному выводу придти не смогла, а потому, выдала версию, что Дмитрий убил себя сам. В настоящее время существует основных версии смерти Дмитрия: насильственная (а потому спланированная) и та, согласно которой Дмитрий сам заколол себя во время эпилепсии, играя ножом в «тычку»2.

Вместе с тем, на тот период династический вопрос никого не занимал, поскольку в Москве правил законный царь Федор. Однако,                   6 января 1598 года Федор умирает и династия Калиты пресекается3. Смерть Федора привела к тому, что вновь на устах появляется имя Дмитрия.

В свою очередь, Б. Годунов, после смерти Федора, рассчитывал на то, что власть перейдет к царице Ирине (его сестре), а уже из ее рук он сможет, как и прежде, управлять государством. Но перед смертью Федор наказал жене принять иноческий образ, что явилось следствием крушения планов Бориса. В боярской думе разгорелась борьба за власть, которая фактически ее расколола. Для того, чтобы выиграть в этой борьбе Б. Годунову приходится прибегнуть к хитрости.

Бояре не желают видеть в Б. Годунове единоличного правителя и пытаются навязать ему свои условия. В свою очередь, Б. Годунов, всем своим видом показывает народу, что править не желает, тем самым не думая ограничивать свою возможную власть. В это время боярская дума предпринимает попытку венчать на царствование Симеона Бекбулатовича, на что Б. Годунов объявляет о том, что стране угрожает вторжение Крымской Орды и возглавляет выступление. Бояре оказались в безвыходном положении и вынуждены были подчиниться. Народ бьет поклоны Б. Годунову, и он, будто бы не в состоянии противиться воле народа соглашается на престол4.

В 1598 году Б. Годунов Земским собором избирается на престол. В глазах бояр он остается худородным выскочкой. Вместе с тем, как показывают исторические данные он достаточно умно осуществлял управление государства. В период его правления не было не только жестокостей, но и казней. За этот период, как считают историки, русская земля фактически отдохнула от периода царствования Ивана Грозного. Правителем строились города, увеличивалась торговля, промыслы. Особое внимание уделялось войску.

Уже в 1601 году наступили тяжелые времена. Весной этого года десять недель подряд шли проливные дожди, а в конце лета мороз повредил практически все посадки, в том числе и хлеб. Весной следующего года поля были засеяны гнилым зерном, которому так и не суждено было взойти. Это явилось следствием того, что в России разразился голод, притом таких масштабов, какого ранее не было никогда. Бедствия, обрушившиеся на страну при Б. Годунове, придали особую прелесть воспоминаниям о благоденствии России при «хорошем» царе Иване Васильевиче5.

Правительство предпринимало попытки борьбы с голодом. По            мнению недоброжелателей Б. Годунова, раздача милостыни только            усилила голод в Москве, так как именно в этот город потянулся люд со            всей округи. Землевладельцы стали в целях обогащения спекулировать хлебом. Вместе с тем, причиной бедствия были далеко не спекуляции. Главной причиной являлись такие факторы как суровый климат, скудность почв, наконец, феодальная система земледелия, которые в совокупности делали невозможным создание такого запаса зерна, который мог бы страну обеспечить продовольствием страну в тех условиях, которые страну поразили в течение трехлетнего неурожая.3  

Данные обстоятельства дали выход созревшему народному гневу. Господа достаточно часто отказывали холопам в пропитании, и они голодные, объединялись в вооруженные отряды и нападали, прежде всего, на помещиков, а также грабили на дорогах проезжих. К ним стали присоединяться крестьяне, а также прочий голодный люд. Уже осенью 1603 года в окрестностях Москвы правительственные войска разгромили большой отряд «разбойников», под предводительством Хлопко-Косолапа, который был взят в плен и, в дальнейшем, повешен.

 

Именно волнения 1603 г. послужили прологом к гражданской войне, которая началась после появления на исторической сцене Лжедмитрия I6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Самозванцы за российский престол и причины их успехов в борьбе за него

 

Начало XVII века ознаменовано тем, что Россия в своей истории претерпела первую, по сути, гражданскую войну. Такой ситуацией были недовольны как низы, так и верхи общества.

Знать, обладавшая достаточного большими земельными богатствами, опираясь, прежде всего, на древние обычаи, противилась самодержавным поползновениям монархии, и даже стала претендовать на разделение власти с царем.

В 1603 году, в Литве, объявился первый самозванец. Тотчас же власти в Москве установили, что под именем царевича Дмитрия скрывается беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев7.

1600 годом датирован заговор Романовых против Годунова. Ф.Романов являлся двоюродным братом покойного царя Федора Ивановича, метил в цари. Заговор был раскрыт и Ф.Романов был насильно пострижен в монахи под именем Филарета. Отрепьев также участвовал в заговоре, и ему грозила пытка и виселица. Спасаясь, он бежал из столицы и постригся в монахи8.

Стоит отметить, что вопреки традиционным представлениям, самозванческая интрига родилась в церковной среде, а не в боярской. Как свидетельствуют источники Кремлевский Чудов монастырь являлся тем местом, где была рождена интрига.

По замыслу Отрепьева и его покровителей рассчитывали навербовать тысячи казаков и выждав момент когда русское войско будет связано борьбой с крымцами, вторгнуться в российские пределы. Вторжение крымской орды ожидалось весной 1604 года со дня на день. Однако, планам Отрепьева не суждено было сбыться. Крымские татары на войну с царем не решились, а казачья вольница под знамена самозванца так и не собралась. Собранные же в имении Вишневецкого силы, для того чтобы начать полноценную войну были недостаточны. Таким образом, отрепьевские военные планы фактически потерпели полное крушение.

Отрепьев бежал в Самбор к Ю. Мнишеку. В свою очередь Мнишек желал всю игру взять в свои руки. Мнишек не только принял у себя Отрепьева со всеми царскими почестями, но и поспешил с ним породниться.

Самозванец, поощряемый Мнишеком, сделал предложение его дочери Марине. Сам Мнишек эту новость встретил благосклонно, но объявил, что ответ даст после того, как «царевич» будет принят королем в Кракове. Отрепьев в Самборе тайно принял католичество и подписал договор с обязательством в течение года привести все православное царство Московское в лоно католичества. Кроме того, Лжедмитрием была подписана грамота о передаче Мнишеку и его наследникам на вечные времена не только Северных земель, но и Смоленщины, а также смежных земель.

Самозванец, воспользовавшись помощью Сигизмунда III, Юрия Мнишека и других магнатов, навербовал до двух тысяч наемников. Весть о чудесно «спасшемся царевиче» быстро достигла казачьих страниц, и с Дона, к нему на помощь, двинулись отряды казаков.

Наемное войско Лжедмитрия, оказавшись в России, после первых столкновений с войсками Б. Годунова, разбежалось. Отрепьева, от неминуемого поражения, спасла лишь поддержка вольных казаков и восставшего населения Северщины.

Правительственные войска жестоко расправлялись с теми, кто помогал самозванцу. Вместе с тем, ни пролитая кровь, ни попытки укрепления армии верными Б. Годунову воеводами не смогли остановить гибель династии. Ее судьба была решена под стенами крепости Кромы. Именно здесь в 1605 г. царскими войсками были осаждены сторонники самозванца Отрепьева, когда к ним пришла весть о неожиданной кончине царя Б.Годунова.

Боярам-заговорщикам, поддерживающим Отрепьева, удалость не только уговорить, но и склонить правительственные войска на сторону Лжедмитрия. Федор Годунов, наследник российского престола, доставшегося ему от Б.Годунова остался не только без армии, но и, оказавшись в политической изоляции на российском троне удержаться не смог. Так, 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, в результате которого царь Федор был помещен под стражу, а его дворец подвергся разгрому восставшими.

Под давлением сложившихся обстоятельств Боярская дума была вынуждена выразить покорность самозванцу и перед ним открыла ворота в Кремль9. Лжедмитрий I велел тайно умертвить не только Ф. Годунова, но и его мать, и только после этого отправился в Москву.

Падение династии Годуновых означало завершение целой полосы политического развития. Тяжелые экономические потрясения, гражданская война, привела к окончательной утрате земской династии поддержки народа. Восстание в Москве поставило окончательную точку.

Наступил период короткого междуцарствия. Боярская дума не сразу приняла решение о направлении своих представителей к «царевичув», поскольку никто из старших и наиболее влиятельных бояр не соглашался ехать к нему на поклон. Кроме того, со времени избрания Б. Годунова Боярская дума во второй раз должна была согласиться на передачу российского трона неугодному, и, более того, неприемлемому для нее кандидату.

На то, что в Тулу боярская дума прислала второстепенных лиц, Лжедмитрий был взбешен. Лжедмитрий, находясь в Туле, известил страну о своем восшествии на престол. Рассчитывая на неосведомленность данных городов он утверждал, что будто бы его признали. Вместе с тем, патриарх Иов идти на какие-либо соглашения со сторонниками Лжедмитрия не желал и сохранил верность Годуновым. Такая позиция означала, что он должен был разделить участь семейства Годуновых. Находясь в десяти милях от столицы Лжедмитрий заточил Иова в Успенском монастыре в Старице.

Информация о работе Самозванцы XVI-XVII вв