Самозванцы XVI-XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 04:33, реферат

Краткое описание

Самозванцы XVI-XVII вв., в историю России вошли не иначе как самозванцы смутного времени. Само определение «самозванцы смутного времени» включает в себя не только лжецаревичей Дмитриев, но и лжебояр, появлявшихся в период с 1598 по 1613 гг. в Московском государстве. Для России данный исторический промежуток времени ознаменован тяжелым политическим и экономическим кризисами, усугубившихся польско-шведской интервенцией.

Вложенные файлы: 1 файл

Самозванцы и народ.кор-ки.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

Изгнание патриарха из Москвы, казнь низложенного царя – все это расчистило самозванцу путь в столицу. По дороге из Тулы в Москву «вор» окончательно преобразился в великого государя. В окрестностях Москвы Лжедмитрий провел три дня. Он постарался сделать все, чтобы обеспечить свою безопасность и выработать окончательное соглашение с думой.

В своем манифесте Лжедмитрий обязался пожаловать бояр и окольничих их «прежними вотчинами». Именно данное обязательство составляло основу соглашения между Боярской думой и самозванцем. Наконец, 20 июня 1605 года Лжедмитрий I вступил в Москву.

На Красной площади его встретило все высшее московское духовенство. Архиереи отслужили молебен посреди площади и благословили самозванца иконой. Многие поверили самозванцу, а иные пристали к нему из ненависти к Годуновым. Для гражданской войны наступил, быть может, самый значительный момент. Повстанческие силы (казаки, ратные люди, восставшие гарнизоны) привели в Москву своего царя, а потому чувствовали себя полными хозяевами положения.

Тем временем, Отрепьев приступил к исполнению своих обязанностей в качестве правителя. Зная, какую власть над умами имеет духовенство, он поспешил сменить высшее церковное руководство. Не доверяя русским иерархам, Лжедмитрий решил поставить во главе церкви грека Игнатия, который первым из церковных иерархов предал Годуновых и признал самозванца.

После этого Лжедмитрий принялся за боярскую думу, решив расправиться с В. Шуйским и его братьями, которым предъявили обвинение в государственной измене, также еще нескольким второстепенным лицам, впоследствии публично казнив их10.

Тем временем население Москвы приветствовало нового царя. Военная сила также была на его стороне. Лжедмитрий находился на вершине успеха. Срок правления Лжедмитрия продлился 331 день, до той ночи, когда в Кремль ворвались заговорщики.

Время правления Лжедмитрия характеризуется историками как спокойное, без серьезных потрясений и бунтов. Его царствование началось с милостей. Из ссылки вернули практически всех, кто был репрессирован при Годунове. Им возвратили конфискованное имущество, произвели в новые чины. Сами же реформы трактуются как толковые и обширные.

Новый царь, прежде всего, объявил свободу торговли, промыслов и ремесел, отменив все прошлые ограничения, затем снял ограничения тем, кто хотел выехать из России, въехать в нее или свободно передвигаться по стране. Многим вернули имения, отобранные еще И. Грозным. Служилым людям вдвое увеличили жалование, ужесточили наказания для судей за взятки и сделали судопроизводство бесплатным. В Россию стали во множестве приглашать иностранцев, знающих ремесла, которые могут оказаться полезными для Московского государства.

При Лжедмитрии патриарху и архиереям в боярской думе тали отводиться постоянные места, чего не было при прежних правителях. По воспоминаниям современников, двадцатичетырехлетний царь охотно председательствовал в думе, где быстро решал запутанные дела, а заодно не прочь был упрекнуть бояр в невежестве и предлагал съездить в Европу, чтобы подучиться там чему-нибудь полезному11.

Среди законов, принятых во время его правления, важными были о холопстве. При Годунове человек, запродавший себя в холопы, «по наследству» вместе с прочим имуществом переходил к наследникам своего хозяина, мало того, все его потомство автоматически становилось холопами. Согласно указу Лжедмитрия, эту практику отменили - со смертью господина холоп получал свободу, а запродаться в «кабалу» мог только сам, его дети оставались свободными. Кроме того, было постановлено, что помещики, не кормившие своих крестьян во время голода, не смеют более удерживать их на своих землях; а помещик, не сумевший изловить своего беглого крепостного в течение пяти лет, теряет на него все права.

 Вскоре же после венчания Лжедмитрия на царство, Василий Иванович Шуйский, развернул бурную деятельность против Лжедмитрия. Братьев Шуйских быстро арестовали, однако Лжедмитрий отказался судить их сам и передал дело «собору» из духовенства, бояр и представителей прочих сословий. Собор приговорил В. Шуйского к смертной казни, а его братьев Дмитрия и Ивана к ссылке. Ошибкой Лжедмитрия явилось то, что он не только помиловал Шуйских, но и вернул их ко двору, что впоследствии его и погубило.

Все свидетельствовало о том, что Лжедмитрий собирался царствовать всерьез и надолго, не уступая и пяди земли былым «покровителям». Послы Сигизмунда и Папы Римского быстро вернулись восвояси ни с чем. К тому же Лжедмитрий потребовал, чтобы его                невеста М. Мнишек приняла православие. Единственное, чего от него удалось дождаться, это устройство для находящихся в царской свите католиков церкви в Москве. Марина же вынуждена была принять православие.

После этого начинаются не просто интриги, но и сложные политические игры. Князья Шуйские и Голицыны через верных людей стали вести переписку с королем Сигизмундом, о том, что намерены свергнуть самозванца, а его сына Владислава посадить на престол. Юридически, Лжедмитрий являлся законным и легитимным государем, поскольку был венчан на царство главой православной церкви, приглашен на трон земским собором из представителей всех сословий, а потому князья, по законам рассматриваемого времени совершали государственную измену. Фактически Шуйские и Голицыны были государственными преступниками12.

Вместе с тем самого Сигизмунда такие тонкости не заботили, поскольку под ним самим шатался трон. В самой Речи Посполитой возникла сильнейшая оппозиция, а посланцы оппозиции, напротив, тайно посещают Москву и корону Речи Посполитой предлагают Лжедмитрию. И он дает такое согласие. Таким образом, Лжедмитрий становится опаснейшим соперником для Сигизмунда. Несмотря на то, что Шуйский преследовал свои цели, а Сигизмунд - свои, они оба действовали рука об руку.

17 мая, на рассвете москвичей  разбудил набат. По улицам бегали посланные Шуйским «агитаторы», все они кричат: «Спасайте царя от поляков!». В последующих событиях нет ни капли случайности. Наоборот, все безупречно подстроено: одновременно блокированы все подворья, где располагались верные Лжедмитрию поляки, литовцы и «иноземная гвардия», на всех улицах, по которым может прийти подмога, воздвигнуты баррикады и рогатки. В результате, в Кремль не смог прорваться ни один правительственный отряд. Несколько человек из заговорщиков бросаются на Лжедмитрия и открывают пальбу. По историческим данным на теле Лжедмитрия насчитывалось более двадцати пулевых ран.

Так закончилось правление Лжедмитрия I, фактически, русского царя, которому, чуть ли не единственному в Европе самозванцу удалось не просто произвести возмущение, но и сев на престол, продержаться почти год, при этом ведя достаточно умную политику, которой восхищались как его друзья, так и недруги.

До сегодняшнего дня нам не известно, кто же на самом деле был Лжедмитрий I. Большинство историков придерживаются мнения, что это Григорий Отрепьев, но существуют и другие точки зрения, и дискуссии на этот счет не прекращаются13.

На третий день после убийства Лжедмитрия в Москве                    собрался народ, с тем чтобы избрать нового патриарха, поскольку прежний – Игнат, во время переворота был свергнут. Вместе с тем, ситуация сложилась так, что народ решил избрать царя, и лучшей кандидатурой был прямой потомок А. Невского Василий Шуйский. В. Шуйский венчался на царство по всем правилам. По характеристикам это был правитель никакой. Приземистый, изможденный, сгорбленный, подслеповатый 54-летний старик, с большим ртом и редкой бородой, отличался алчностью, бессердечием, страстью к шпионству и наушничеству; он был невежествен, занимался волхованием и ненавидел все иноземное. Он проявлял мужество и крайнее упорство только в отстаивании своей короны, за которую уцепился с лихорадочностью скряги.

Смута в стране началась практически с первого же дня правления В. Шуйского. Дворянин Молчанов и князь Шаховской, а также их приспешники стали распространять слухи, что Дмитрий Иоаннович жив, а вместо него был «зарезан другой». Именно Молчанову приписывается то, что он отыскал в Литве самого загадочного после Лжедмитрия I персонажа периода Смуты, который именовался как Иван Исаевич Болотников. Ему было поручено с небольшим отрядом идти на Русь и воевать с Шуйским. Болотников, набрав войско из всевозможного сброда, изложил простую, ясную и, следует признать, привлекательную программу: бояр следовало истребить, а все их достояние, включая жен с дочерьми, забрать себе. Как свидетельствуют исторические источники, чуть позже к Болотникову присоединилось дворянское войско во главе с братьями Ляпуновыми. Но этот альянс распался, а через некоторое время Болотникова и Шаховского отправили в ссылку, где первый был ослеплен и утоплен в реке.

В России продолжалась смута. Некий Богданка провозгласил                 себя очередным Дмитрием, наследником престола. Это был второй                    по счету Лжедмитрий. Он был полной противоположностью Лжедмитрия I. По мнению историков – не он руководил народом, а толпа вела его                за собой. Собранная им армия подошла к Москве и укрепилась в                  селе Тушино, за что второй самозванец получил прозвище Тушинский    вор. К этому времени система управления утрачивает характер самодержавия.

17 июля 1610 г. в Москве произошел  новый переворот, в результате  которого Шуйский был свергнут, и насильно пострижен в монахи. Боярская дума во главе с князем Мстиславским обратилась к королю Сигизмунду, заявив, что согласна избрать царем королевича Владислава. Среди присягнувших Владиславу был и Михаил Романов. В Москве наступило время «семибоярщины».

Тем временем в России существовало целых пять правительств: так называемое Ярославское, Боярская дума в Москве, атаманы Трубецкой и Заруцкий, Лжедмитрий III в Пскове и Лжедмитрий IV в Астрахани.

Итогом смутного времени явилось то, что самозванцев, в конце концов, вывели всех до единого. Четырехлетнего сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II при большом стечении народа повесели в Москве.

Таким образом, самозванство было удобнейшим выходом из            борьбы непримиримых интересов, взбудораженных пресечением династии: оно механически, насильственно соединяло под привычной, хотя и поддельной властью элементы готового распасться общества, между которыми стало возможно органическое, добровольное соглашение. Кроме того, самозванство выступало в роли механизма культуры, объединяющего, сплачивающего общество в условиях распада, хаоса, наслоения неразрешимых и накапливающихся количественно противоречий.

 

 

 

Заключение

 

Итак, подведем итог настоящего исследования.

Самозванчество никак нельзя назвать чисто русским феноменом, однако ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли во взаимоотношениях общества и государства. Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев (из них только в Смутное время человек 12), век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства.

До XVII века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. Во-первых, для самозванчества царистского толка необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванчества в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались "боярские цари" - Борис Годунов и Василий Шуйский.

Смута и первая гражданская война России принесла неслыханные бедствия и страдания. Фактически страна была опустошена и отброшена в своем развитии на десятилетия назад. От немногочисленного населения страны уцелела лишь половина. Для оправления от пережитых Россией потрясений потребовалось почти пол века. Очевидно, что из всех самозванцев, претендовавших на российский престол, только Лжедмитрий I на Российском престоле действительно мог закрепиться. 400 лет назад страна не просто прошла по краю пропасти, не просто находилась на грани исчезновения.

Анализ источников позволяет сделать вывод о том, что это был действительно человек, который собирался всерьез и надолго. Он не был склонен, каким бы то ни было образом, наносить ущерб, как Московскому государству, так и православной вере. По свидетельству историков Лжедмитрий был человеком умным, не жестоким, не чванным, склонным к новшествам и реформам на европейский лад.

До сих пор о том времени нам много чего неизвестно, а то, что известно, остается для нас загадочным и непонятным. Наверное, нам никогда не суждено узнать всей правды событий тех лет, но, вместе с тем, именно данные события сильнейшим образом повлияли на исторический путь развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Великая Русская Смута //Дарь. 2007, 688 с.
  2. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. - М.: Молодая гвардия, 1989 - 318 с.
  3. Будыко М.И. Путешествие во времени: сборник эссе. - М.: Наука, 1987 - 223 с.
  4. Глушко Е.А. Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян - М: Диадема-Пресс, 2000.
  5. Куковенко В.А. Одиннадцатый самозванец / Наука и религия/ 7 июля 1993.
  6. Панченко С.С. Самозванец/ Звезда. - Санкт-Петербург, 2006 - №12.
  7. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI- XVII веке. - М.: «Памятники исторической мысли», 1995 - 473 с.
  8. Побережников И. Под чужим именем// Родина 2000.- №12.
  9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. Брянск. 2000.
  10. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев - Новосибирск: Наука, 1987.
  1. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия//АСТ. 2004, 478 с.

Информация о работе Самозванцы XVI-XVII вв