Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:33, контрольная работа
В данной работе мы рассматриваем, какие изменения претерпевает самоуправление в Древней Руси в период становления государства.
Изначально славяне жили общинно-родовым строем, «в народоправстве»; семья, род, община – это основа всего. Ни одного действия не предпринимается без совместного решения. Однако, начинается процесс выделения лидеров, который приводит самоуправление к такой форме, как княжеское. Этому способствуют развитие хозяйства и активная военная деятельность. Родовая община распадается, складывается четкая иерархия общества, во главе которой встает князь.
В 964 г. Святослав (964-971 гг. правления) отстранил мать от власти. Он больше внимания уделял не внутренним, а внешним делам государства. Летописи сохранили свидетельства о его славных походах, об освобождении вятичей от хазарской дани и подчинении их своей власти, о разгроме печенегов. Святослав продолжил укрепление системы управления. При Олеге и Игоре во главе крупнейших русских княжеств еще сидели местные князья. Ольга ввела своих управителей в местах сбора дани. Святослав же был первым, кто послал в наиболее важные русские земли в качестве наместников своих сыновей.
После гибели Святослава в
Киеве начал править его сын
Ярополк. Вскоре между Ярополком
и его братьями Олегом и Владимиром
началась борьба за первенство на Руси.
В ходе ее Олег и Ярополк погибли,
А власть захватил Владимир в 980 г., правивший
до того в Новгороде и ставший
с этого момента единоличным
правителем Руси. Как и его отец,
Владимир в дальнейшем крепкой
рукой держал единство Руси. Продолжил
новый великий князь и
Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин. Все дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники – бояре – были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Также при принятии важнейших решений Владимир советовался со «старцами градскими», т.е. выборочными главами народного самоуправления в городах. Эти старцы избирались на вечах. Без поддержки веча князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль веча еще больше возрасла. Вече стольных городов отдельных земель стало фактически выбирать и свергать князей.
Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г. крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин:
«• интересы развивающегося государства требовали отказаться от многобожия: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог;
• этого требовали международные условия;
• христианство с его
новыми нравственными нормами
• приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;
• появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии.»10
Владимир показал себя
зрелым и дальновидным политиком, решив
принять православие
Владимир умер в 1015 г. между его сыновьями началась борьба за киевский престол. В 1019 г. на киевском престоле окончательно утвердился сын Владимира Ярослав, а в 1036 г. он объединил всю Русь. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества, Киев превратился в один из крупнейших городов Европы.
Политический строй
«Во главе государства стоял великий князь киевский. Он совмещал функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, адресата дани. Князь опирался на дружину, которая становилась постоянной военной силой и составляла верхушку общества. Наиболее уважаемые, старшие дружинники, входили в постоянный совет – думу. Постепенно они стали именоваться боярами. Бояре выступали в роли воевод, а младшие дружинники, «отроки», исполняли обязанности мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) ит.д.»12
Главными классами феодального общества были крупные земельные собственники – феодалы. В пределах своих владений они обладали полнотой политической власти. В свою очередь феодалы защищали границы страны от внешних вторжений.
Стремясь установить порядок
и законность в русских землях,
Ярослав в начале своего правления
ввел в действие первый на Руси писаный
свод законов – «Русскую Правду».
Это позволяет составить
Желая укрепить единство Киевской
державы, Ярослав Мудрый завещал
своим наследникам такой
Таким образом, одной из мер укрепления государственного единства было размещение сыновей великого князя в крупных местных центрах. На деле, однако, между князьями начались постоянные междоусобицы либо в силу личных амбиций, либо ввиду сложности династических счетов. Они продолжались до 1097 г., пока переяславский князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, не созвал в городе Любече съезд князей. На Любеческом съезде было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «Кождо да держит отчину свою». Фактически это означало возникновение в княжествах своих собственных, местных династий и неизбежно должно было привести к распаду Руси на отдельные владения.
В 1113 г. Владимир Мономах занял великокняжеский престол. Благодаря его деятельности на некоторое время остановились усобицы на Руси. Княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг. правления) и его сына Мстислава великого (1125-1132 гг. правления) было временем восстановления единства Древнерусского государства. Вслед за этим наступает новый период русской истории – период феодальной раздробленности, когда вся русская земля распалась на самостоятельные княжества, период, который продолжался до конца XV в., когда русские земли сбросили ордынское иго.
До начала XII в. Русь сохраняла относительное единство. Тенденция к распаду возникала на Руси каждый раз после смерти очередного великого князя. Так в 1132 г. Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Весь феодальный строй Древней Руси являлся совокупностью множества княжеских и боярских вотчин, ведущих самостоятельную экономическую жизнь, свободную от контроля государства.
На месте Древнерусского
государства – Киевской Руси –
сложилось полтора десятка
История Новгородской и Псковской республик в период феодальной раздробленности занимает особую страницу в истории Древней Руси. Если на основной территории страны в период государственной раздробленности Руси закладывались основы авторитарной государственной власти, то в Новгороде и Пскове возобладали тенденции к демократии. Только в Новгородской и Псковской землях возникла особая форма правления - республика. Сложившиеся там выборные органы власти и управления просуществовали до XV столетия. Вече вполне определилось как орган верховной власти Новгородской и Псковской общин, через который проявлялась воля господина Великого Новгорода и Пскова. Внешняя обстановка и порядок созыва и совещаний веча в Новгороде и Пскове носят те же самые черты, которые знакомы нам по вечам Киевского периода. Вече созывал иногда князь, чаще посадник и тысяцкий; во время борьбы партий веча созывались и частными лицами. Обыкновенно сбор на вечевую сходку производился посредством звона в колокол, который назывался в Пскове «большим вечником»; но иногда власти рассылали для этого «биричей» и «подвойских» кликать на улицах. В Новгороде вече собиралось большей частью на Торговой стороне на Ярославовом дворе, где существовала особая степень, помост, на котором восседали власти, и с которого говорили ораторы. Вече не было постоянно и регулярно действующим учреждением, созывалось только тогда, когда в нем являлась надобность. На вече собирались все свободные граждане — бояре, житьи люди, купцы, игумены, попы и черные люди, главы семей. На вече сходились не только жители главного города, но и пригородов.
Какие же дела решались на вече? Все, которые входят в область верховного управления. Вече объявляло войну, заключало мир и всякие договоры с иностранцами, устанавливало налоги, отправляло суд по важным политическим преступлениям (судило, например, посадников), В Пскове на вече судились иногда и важнейшие уголовные преступления — измена, подлог, кража, конокрадство и волхвование. Наконец, вече избирало и сменяло должностных лиц — посадника, тысяцкого, сотских, старост и т. д. Вообще, вече было, несомненно, носителем и органом верховной власти как в Новгороде, так и в Пскове.
История Новгородской и Псковской республик показывает, что у России есть опыт построения демократического государства, насчитывающий, по крайней мере, три с половиной столетия. «Новгородская боярская республика была государством, где власть фактически принадлежала феодалам, использовавшим в своих интересах выборочные власти этой республики.»13
Феодальная раздробленность привела Русь к поражению и захвату Золотой Ордой. Русские земли были вынуждены признать вассальное положение Золотой Орды. Так с 40-х гг. XIII в. На Руси установилось ордынское иго, которое означало целую систему взаимоотношений между Русью и Золотой Ордой. Русь находилась на особом положении и не утеряла своей государственности, как это часто бывало с завоеванными странами. Можно сказать, что она управлялась как провинция Золотой Орды - в первую очередь потому, что была сохранена княжеская власть с системой ярлыков (грамота на право княжения).
Монгольское нашествие застало
русские земли в эпоху
В период ордынского ига происходит существенное изменение в структурной связи городов и пригородов. Старшие города утратили свое прежнее значение, их практически не стало. Ордынское владычество внесло в структуру власти свои коррективы. Если до нашествия татар объединяющим началом было вече старшего города, которому подчинялись все остальные вече, то при правлении татар такого соподчинения по линии вече уже не существовало в большинстве земель русских. Золотая Орда разрушила основу, объединяющую славянские общины, — представительную власть, которая концентрировалась в старших городах, являвшихся политическими и торговыми центрами. Разобщение союзов славянских общин, с которым было связано упразднение народного представительства, способствовало длительному удержанию господства Золотой Орды над русским народом. Порядки, установленные завоевателями, приостановили процесс объединения общин вокруг старших городов и фактически уничтожили начавшееся было устремление к формированию единого русского государства в форме народного представительства. В этот же период был нанесен серьезный удар по общинному устройству. Общины теряли роль самоуправляющихся единиц. Местное самоуправление к завершению владычества монголо-татар утратило свое былое значение.
Ордынское иго создало специфические условия, в которых протекало объединение русских земель. Оно оказало значительное влияние на характер российской государственности и высокую степень ее централизации, основанной на огромной личной власти князя и подчинении ему всей остальной знати. В дальнейшем такая форма организации политической власти привела к освобождению от ордынского ига, но ее утверждение усилило зависимость всех слоев населения от власти.
Заключение
В данной работе мы рассматриваем, какие изменения претерпевает самоуправление в Древней Руси в период становления государства.
Изначально славяне жили общинно-родовым строем, «в народоправстве»; семья, род, община – это основа всего. Ни одного действия не предпринимается без совместного решения. Однако, начинается процесс выделения лидеров, который приводит самоуправление к такой форме, как княжеское. Этому способствуют развитие хозяйства и активная военная деятельность. Родовая община распадается, складывается четкая иерархия общества, во главе которой встает князь.
Появляются зачатки
При Ярославе Мудром появляется первый писаный свод законов – «Русская Правда». Желая укрепить единство государства, он вновь изменяет порядок престолонаследия, теперь великокняжеский престол переходил к старшему сыну из рода. Однако, между князьями вновь начались постоянные междоусобицы либо в силу личных амбиций, либо ввиду сложности династических счетов. Вслед за этим наступает новый период русской истории – период феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность привела Русь к поражению и захвату Золотой Ордой. Общины теряли роль самоуправляющихся единиц, местное самоуправление утратило свое былое значение.
Это оказало значительное влияние
на характер российской государственности
и высокую степень ее централизации, основанной
на огромной личной власти князя и подчинении
ему всей остальной знати.