Сибирь в период Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 07:40, реферат

Краткое описание

Эпоха средневековья занимает значительный период истории: в Западной Сибири с V по XVII века. Это время образования первых государств, становления феодальных отношений и сложения сибирских народов. Средневековье принято делить на три периода:
 раннее средневековье — 5 - начало 10 века,
 развитое средневековье — 10-14 веков,
 позднее средневековье 15-17 веков.

Содержание

1. Введение 3 стр.
2. Ранее средневековье в Сибири 4 – 6 стр.
3. Развитое средневековье 7 -8 стр. 4. Позднее средневековье 9 – 11 стр.
5. Литература 12 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

  Развитое  средневековье в Сибири — это период бесконечных войн, что еще больше усилило роль мужчины-воина. В начале П тыс. н. э. по составу вооружения выделяются лучники, пешие воины, воины-всадники. Основным видом вооружения продолжали оставаться лук со стрелами, который просуществовал до распространения огнестрельного оружия. Стрелы носили в колчане. Воины-всадники и пешие воины были вооружены саблей. Сабля могла применяться только тогда, когда появилось жесткое седло и стремена. Железные стремена стали известны на нашей территории только с начала П тыс.н. э. Седла была сделана из дерева. Видимо, были такие седла, которые обтягивались кожей. Самой неожиданной находкой для археологов явились седла из железных пластин, на которые методом напыления был нанесен тончайший слой золота. У многих в прошлом кочевых народов есть миф о золотом седле. Такое золотое седло было найдено у устья Малой Киргизки. Иногда к седлам прибивали крюки, чтобы можно было подвешивать груз. Частой находкой этого времени являются зеркала.

  Это интересно! Зеркала изготавливались  из золота или белого сплава. Они были найдены как в женских  так и в мужских могилах.  Часть зеркал китайского происхождения. На оборотной стороне трех зеркал было изображено божество Большой Медведицы, на одном — павлин с повернутой головой в центре и с летящими птицами вокруг. На одном зеркале сохранилось 4 иероглифа — с благожелательной надписью: «Долгой жизни, богатства и знатности». Одно зеркало из белого сплава с орнаментом из концентрических рельефных ободков возможно было привезено из Поволжья.

  В это время активно развивается  торговля и обмен. Чаще всего  сибиряки меняли пушнину на  украшения. Так подвеска из  белого нефрита попала к нам из Китая или Дальнего Востока. Стеклянные бусы, бусы из горного хрусталя, сердолика, янтаря, агата и халцедона привозили из Средней Азии, с Дальнего Востока, из Византии и Руси. Мужчины, как и женщины, носили серебряные перстни, серьги из золота, бронзы, серебра в форме колец.

  На юге Томского Приобья в течение всей первой половины П тыс.н. э., шло смешение коренного населения, проживавшего здесь до тюрок, с тюрками. Могильники были курганными. Кypraн насыпали для одного человека и редко для нескольких. В ногах умершего клали череп и конечности лошади. Очень широко в погребальном ритуале использовалась береста. Ее стелили на дно могилы, гроба или колоды, ею закрывали

7 стр.

умершего, обертывали колоду, несколько  раз перекрывали могилу при засыпке.

  Пришлые тюрки были воинами — всадниками, и они не мыслили жизни без коня. Поэтому конь сопровождал хозяина в загробный мир. Кроме ездовых животных при раскопках найдены кости жертвенных животных -остатки заупокойной пищи: это кости барана и лошади. Для каждой возрастной категории характерен свой состав инвентарь. Важную роль играло, и положение человека в обществе. Так детям клали в основном украшения и редко 1-2 бытовых предмета: нож, сосуд; у подростков есть наконечники стрел. Взрослым возмужалого возраста — самой работоспособной части населения клали оружие, орудия труда, украшения и предметы культа. Людям пожилого и старческого возраста полагалось небольшое количество быто¬вых предметов и оружия, украшения редки.

  Общество в этот период  не было равным. Выделяются целые  группы привилегированного населения:  воины, купцы, кузнецы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 стр.

Позднее средневековье.

  В 13 веке в Приобье вторгается вторая волна тюрков — кыпчаков, которых вытеснили из степи татаро-монголы. Местное население было вынуждено уйти в северные районы в Нарымский край, Там эти народы расселились: селькупы в Среднем Приобье; энцы на р. Таз; ненцы,нганасане в приполярной тундре. При своем движении на север эти племена утратили навыки скотоводства и земледелия. Оставшиеся были полностью ассимилированы кыпчаками. Так в 14-16 веках возникла новая этническая группа — «тюркоязычные татары» Западной Сибири.

  На территории Сибири население было редким, разбросанным, по берегам многочисленных рек, речек, озер; пестрым по этническому составу и языку. На Крайнем Севере сохранились небольшие группы древнейших поселенцев — арктических охотников за морским зверем. Они ловили моржей, тюленей; жили в землянках, которые располагались вдоль берега. Ближайшие их соседи, самодийские племена (из которых формировались ненцы, энцы, нганасаны) занимались оленеводством и охотой, их общество состояло из патриархальных родов. Южными соседями самодийцев были угры, составившие основу для формирования хантов и манси. Русские люди до 16 века называли районы их расселения и самих жителей -"югрой". Название «вогулы» впервые появляется в летописях в 1136 году. Так обозначалось население, жившее в бассейнах рек: Туры, Тывды в Зауралье и в бассейне р. Камы. Вогул обычно связывают со словом «вэгул», что в языке коми обозначает «дикий». В 16 веке в источниках широкое распространение получает название «остяки». Под ним известны не только ханты, но некоторые группы манси, а также селькупы и кеты. В угорском обществе были «бедные» и «богатые». Имелись и рабы. Отношения между хозяевами и рабами были патриархальными. Рабыня легко могла обозвать свою хозяйку «оленья самоедка с иловатыми глазами», а раб мог назвать своего хозяина «лентяем». За жену платили калым оленями, оружием, рабами, котлами. Угры обожествляли природу, был развит шаманизм. Попытка татар, в зависимости от которых они находились, насадить мусульманство успеха не имела. Восточными и юго-восточными соседями угров были селькупы. Сами себя больше называли остяками. С юга их теснили барабинские и томские татары, с северо-запада обские угры, а с юго-востока кеты. Борясь против угров, селькупы создали ряд племенных объединений. Одно из таких объединений называлось Пегой Ордой, ее центр, вероятно, находился в районе Нарымского острога. Пегая — такое название возникло, вероятно, потому что одежда шилась из кусочков меха и выглядела пёстро.

  В южной лесной, лесостепной  и степной полосе Западной Сибири жили разрозненные племена, по языку в подавляющем большинстве своем тюрки. Тобольские и барабинские татары по языку принадлежат к кыпчакской группе тюркских языков. Томские татары представляют собой тюркизированное самодийское население. Занятия население зависели от природных условий. Поэтому татары степной и лесостепной полосы главным образом занимались скотоводством, мотыжным земледелием, умели изготовлять орудия труда из железа, знали гончарство и ткачество. В лесных районах охота и рыболовство были не вспомогательным, а основным занятием. Не одинаков был и уровень социальных отношений у этих племен. Так чаты и томские татары объединялись в небольшие территориально-племенные союзы. Часто воевали между собой и соседями из-за пастбищ и промысловых угодий (предания томских татар рассказывает о вражде между князьями Тояном и Басандаем). Внутри общины равенства не было. «Лучшие люди» — князьки, мурзы, есаулы — занимали в общине господствующее положение, сосредоточив в своих руках довольно значительные богатства и власть. Появились и «бедные люди». Это были рядовые общинники в силу тех или иных причин разорившиеся. Они были вынуждены работать на своих богатых сородичей. Основная часть татарского

 

9 стр.

населения — «чёрные люди» приносили своей улусной верхушке «дары» и несли по

требованию знати военную службу. В хозяйстве знати использовались рабы, но рабство у сибирских татар  широкого развития не получило.

  В начале 13 века в степях Центральной Азии образовалось сильное государство монголов во главе с Чингиз-ханом. В 1207 году старший сын Чингиз-хана Джучи начал покорение племен, живших на Енисее, Оби, Иртыше. Попавшее в зависимость от монголов местное население было обложено тяжелой данью — ясаком и было принуждено платить «налог кровью» то есть поставлять воинов в монгольское войско. После образования Золотой Орды Западная Сибирь вошла в её состав.

  В 14 веке в Западной Сибири  образовалось Тюменское ханство с центром в Чимге — Туре. Оно зависело от Золотой Орды, и во главе его стояли ее ставленники. Кроме Тюменского, появились Ишимское и Сибирское ханства. Центром его стал городок Кашлык, расположенный на правом берегу Иртыша у устья реки Сибирки. Первым правителем Сибирского ханства по преданию был Мамет, из знатного местного рода Тайбуги. В начале 16 века земли Тюменского ханства вошли в состав Сибирского ханства. Оно представляло собой непрочное политическое объединение, состоявшее из ряда улусов во главе с местными князьками, экономически не связанных между собой прочно. Местные князьки собирали со своих поданных ясак (шкурки соболя, лисицы, рыбу) и отправляли хану. Кроме того, по ханскому призыву поставляли воинов.

  Внутри Сибирского ханства  шла постоянная борьба за власть. Особенно она обострилась, когда  на престол предъявил свои  претензии потомок Чингиз-Хана, сын узбекского правителя Кучум.

  В Томском Приобье население продолжало жить в селищах и городищах. Все укрепленные поселения-городища были сооружены на мысах: Басандайское, Коларовское, Кижировское, Молчановское.

  В «Истории Сибири» Г.Ф. Миллер называет несколько «городков» томских татар: Тоянов, Ашкинеев. В позднем средневековье распространяется новый вид печей — чувал. Чувал имел округлую форму. Чувалы были распространены у хантов, есть упоминание о них у селькупов итомских татар.

  Погребальный обряд исследован  по могильнику Тоянова Городка  и могильников в Коларово, Козюлино и Чернильщиково. Все могильники курганные. Могильники принадлежали томским татарам. В каждом кургане как правило захоронен 1 человек. При погребении часто использовали огонь, обжигали место захоронения, или разжигали костёр возле могилы, что бы согреть душу умершего. Умерших по-прежнему продолжали хоронить с инвентарем. Детей до 7 лет подхоранивали к ранее умершим родственникам или с одновременно умершими взрослыми, возможно, не обязательно близкими родственниками. Взрослые должны были помочь детям добраться до потустороннего мира. Детям клали украшения и по 1-2 предмета: нож и сосуд. Надо отметить, что среди инвентаря в позднем средневековье встречаются серебряные и медные монеты, относящиеся к царствованию Михаила Федоровича (1613—1645 г.) и Алексея Михайловича (1645−1676 годы).

  Ко времени прихода русских земледелие у коренных народов было развито слабо. Им занимались в южных районах. Скотоводство стало основным занятием на юге Сибири.

  На поселениях по данным  анализа костей преобладали кости  домашних животных. Они составляли-65,8 %, при этом преобладали кости лошади −75 %, затем кости крупного рогатого скота — 20 % и 5 % — кости мелкого рогатого скота. Из письменных источников известно, что томские татары сразу с приходом русских были обязаны заниматься извозом, что было возможно при условии наличия лошадей и знания коневодства.

  Скотоводство давало не только  пищу, но и сырье для изготовления  различных изделий. Потребность  в кожевенных изделиях местное  население удовлетворяло почти полностью за счёт местного производства. Изготавливали обувь, шапки, рукавицы, пояса, конскую

10 стр.

сбрую, седла, кожаные сумы, оружейные  ремни и другие бытовые предметы. Кожи

различной выделки выделывали из коровьих, овечьих и конских шкур. Из кожаных предметов была найдена обувь, кусочки кожи от поясов. Обувь типа башмаков найдена в Коларовском и Козюлинском могильниках. Посуду, как столовую, так и кухонную изготовляли в каждой семье. Местное население в 16-17 веков продолжало пользоваться глиняной посудой. В быту также использовалась железная, деревянная и берестяная посуда.

  С приходом русских местное население начало постепенно втягиваться в сферу феодальных отношений. Проводниками русской государственной системы, русской культуры в первую очередь были представители власти, промысловики, торговые люди и служители христианской церкви. Торговля, в основном, носила меновый характер. Сибиряки чаще стали применять деньги в торговле. Наиболее показательным в этом отношении являются находки русских серебряных и медных монет в погребениях.

  Русское влияние проникает буквально во все сферы хозяйства татар. Известно, что томские татары и чаты не были обложены ясаком, они выполняли другие повинности. Одной из главных была гоньба — перевоз грузов и людей на большие расстояния.

  Коренное население подвергалось насильственной христианизации. В погребениях 18 и 19 веков встречаются нательные крестики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 стр.

Литература:

  1. История Сибири. Учебное пособие / Ред. 3.Я. Бояршинова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987
  2. Интернет (http://www.towiki.ru/view/)
  3. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. — М., 1838.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 стр.


Информация о работе Сибирь в период Средневековья