Система индикативного планирования во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:59, реферат

Краткое описание

Планирование – форма управления, осуществляемая на различных уровнях национальных экономик.
Макропланирование играет огромную роль в политике любого государства.

Содержание

Введение
1. Характеристика французского планирования
1.1. Исторические этапы развития планирования во Франции
1.2. Особенности и функции французского планирования
2. Функционирование и принципы французского планирования
3. Организация и роль Генерального комиссариата планирования (ГКП)
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Система индикативного планирования во Франции.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, это подготовка плана. Методика его разработки исторически претерпела определенные изменения по сравнению с подготовкой первых планов, учитывая, что в настоящее время применяется концепция стратегического планирования. Однако можно наметить несколько традиционных крупных этапов. Подготовка плана начинается с составления рамочного правительственного текста. Затем проходит этап согласования с основными экономическими и социальными силами страны, которым предлагается принять участие в работе всей системы тематических комиссий, организуемых Генеральным комиссариатом планирования. Следующий этап состоит из межведомственных дискуссий, предназначенных для подготовки проекта Плана; Правительство проводит при этом последний выбор вариантов и представляет законопроект Плана на рассмотрение Экономического и социального совета. С учетом рекомендаций этого Совета, Правительство представляет модифицированный проект Плана на голосование в Парламент (через Национальное собрание и Сенат), который может изменить текст путем внесения поправок. Вся процедура завершается принятием Парламентом текста Плана.

        Генеральный комиссариат планирования, однако, не управляет процессом выполнения Плана, который осуществляется другими инстанциями, но пристально следит за этим выполнением. Подобное курирование влечет за собой целый ряд различных работ:
- технические работы, заключающиеся в разработке и анализе количественных индикаторов макроэкономического развития;
- специализированные работы с объяснением приоритетных тем, выбранных в конкретном плане; для Х-го Плана такие работы были проведены в области туризма, транспорта, народного образования, природных пространств и благоустройства сельской местности;

- формальные работы по составлению доклада о ходе выполнения Плана, который может стать предметом парламентской дискуссии.
         Во-вторых, роль советника по экономической политике при Премьер-министре. Генеральный комиссариат планирования берет на себя инициативу, с тем, чтобы проведение текущей экономической политики должным образом отражало выбранные ориентиры.
           В качестве своей третьей роли ГКП занимается долгосрочными структурными проблемами и прогнозированием, которые по определению могут быть принесены в жертву решению конъюнктурных проблем. Так, например, в 1987-88 гг. рабочая группа рассмотрела возможное воздействие на Францию завершения строительства внутриевропейского рынка и необходимую адаптацию французского общества в целях успешного выполнения этого проекта. Начиная с 1989 г. Генеральный комиссариат планирования учредил группу по разработке вопросов социального неравенства в перспективе европейского строительства и группу по перспективам энергетики с горизонтом на 2010 г.

При составлении плана используется метод прогнозирования. Прогноз является постоянной характеристикой самого подхода к планированию, однако его горизонт может меняться и иметь более или менее ярко выраженный количественный характер. План способствует сокращению неопределенности. Французский опыт обширен, в отношении как горизонтов прогнозирования, так и способа его оценки.
Работы количественного прогнозирования для Плана всегда выполнялись за пределами Генерального комиссариата планирования в соответствии с тем правилом, что "он лишь заказывает, но не делает сам".
Тем не менее, ГКП выполняет дополнительные функции, обеспечивая связи с экономическими администрациями и научной средой. Он оформляет заказы на проведение исследований и прогнозов с различными специализированными администрациями. ГКП располагает также бюджетными ресурсами, позволяющими финансировать те исследования и разработки, которые он считает необходимыми. Наиболее прикладные работы являются предметом исследовательских контрактов. В тех случаях, когда речь идет скорее о научных исследованиях, ГКП опирается на специализированные научные комитеты, объединяющие экспертов в определенной области, которые на конкурсной основе подбирают конкретные исследовательские лаборатории. Для участия в этих работах привлекаются все дисциплины социальных наук.

Выбор, сделанный Францией, в этом плане не является единственным. Бельгия и Нидерланды, в частности, руководствовались противоположным подходом и предпочли включить бригады по прогнозированию в кадровую структуру организации планирования.

Итак, во Франции главный орган планирования – ГКП – не имеет директивных полномочий как, например, Госплан в СССР. Его основная миссия состоит в регулировании и координации деятельности разных инстанций в процессе осуществления плановой деятельности.


 

 

 

 

Заключение

 

Система индикативного планирования, существующая во Франции уже более полувека, характеризуется определенным постоянством и отличается от организации планирования в других странах. Особенностью системы французского планирования является ее индикативность, которая выражается в неразрывной связи рыночных механизмов и государственного регулирования. В то же время французский план дополняет рынок, корректируя его недостатки и указывая на возможные направления развития. Иными словами, индикативные планы не являются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный характер. Плановые документы содержат лишь ориентиры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях.

Французская система планирования имеет как общие для любой системы планирования функции, так и специфические:

- Планирование благоприятствует развитию рынка;

- Планирование является результатом диалога и объединения усилий различных экономических и социальных агентов для решения проблем в различных сферах (информационная функция);

- Планирование сочетается с долгосрочным прогнозированием, обеспечивая целостное представление о дальнейших вариантах развития в средней и долгосрочной перспективе;

- Наконец, планирование во Франции - руководство к действию, а не директивное указание.

В целом французская система планирования отличается гибкостью структуры и организации, согласованностью на всех этапах разработки плана. Существенную роль в этом играет Генеральный Комиссариат планирования, обеспечивающий реализацию плана, контроль за его выполнением, а также занимающийся решением долгосрочных структурных проблем и прогнозированием.

Следует отметить, что за все время своего существования система французского планирования не оставалась неизменной, а отражала экономико-политическую ситуацию в стране. Так, если первые планы были направлены исключительно на модернизацию французской экономики в послевоенный период, то последние планы стали носить приоритетный стратегический характер, а отраслевые программы стали центральным их элементом. Одновременно планирование превратилось из инструмента регулирования экономики в средство поддержки бизнеса.
Индикативное планирование во Франции на современном этапе приближается к стратегическому планированию крупных транснациональных корпораций и служит одним из средств, позволяющих направлять и регулировать современную сложную и конкурентную экономику, где субъекты хозяйствования должны постоянно адаптироваться к эволюциям технологий, идей и международного окружения.
В этих условиях государство по-прежнему играет важную роль в регулирование рыночной системы. Западные эксперты до сих пор называют французскую экономическую политику «дирижизмом»: сохраняется крупная государственная собственность, а деятельность бизнеса строго регламентируется. Однако, именно благодаря этому во 2-ой половине ХХ века Франции удается занять одно из ведущих мест на мировой арене.
В заключении хочется отметить, что опыт французской системы индикативного планирования может быть полезен для нашей страны. Современные социально-экономические и политические условия требуют формирования качественно нового подхода, поскольку прежние командно-административные методы и принципы планирования теряют свою актуальность, а новая система носит переходный характер.

 

 

Литература


1. Экономическая и социальная политика Франции/ Российско-Французская серия «Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995.
2. Иванова Е. Французское программирование: эволюция механизма разработки планов. Л., 1990
3. Фишер В.Европа: экономика, общество и государство. 1914-1980. // Под ред. Ю.А. Петрова. М., 1999
4. Е. Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2001, с. 89-97
5. Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и деньги». 14.03.2001
6. Современный экономический словарь. // Под ред. Райзберга Б.А, Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. М., 1998
7. Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития: Теория, методология, организация: Учебное методическое пособие. СПб., 1999, с.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Французская система планирования — своеобразный продукт рыночной экономики. Направления стратегического развития разрабатывают­ся в виде целевых государственных программ и сопровож­даются комплексом различных финансовых льгот и префе­ренций, стимулирующих их реализацию.

Среди важнейших средств достижения намечаемых це­лей во Франции следует выделить поощрение развития кон­куренции. Конкуренция оказывает влияние на качество продукции, удовлетворение потребностей населения в то­варах и услугах, издержки производства и цены. Для раз­вития конкуренции государство поощряет создание малых предприятий — индивидуальных, семейных, групповых. Эти предприятия обеспечивают при относительно неболь­ших инвестициях решение таких острых проблем, как за­нятость, повышение эффективности производства, ускорен­ное освоение технических нововведений. Им оказывается содействие в получении долго- и краткосрочных кредитов, повышении квалификации управленческого персонала. Предоставляются налоговые льготы, коммерческая инфор­мация. Создаются законодательные гарантии по предот­вращению банкротства.

Воздействие государства на производство осуществля­ется через систему госзаказа не только в государственном секторе, но и в рыночном. Система госзаказа именуется во Франции системой государственных рынков. В зависимос­ти от различных условий контракт госзаказа может зак­лючаться через торги или переговоры.

Управление госпредприятиями осуществляется на прин­ципах контрактации. Предприятие перед заключением контракта обязано представить свой план развития. Кон­тракт представляет собой инструмент согласования обще­государственных интересов, выраженных государством, и интересов предприятия и включает взаимные согласован­ные обязательства сторон. Таким образом, плановый кон­тракт, заключенный государством со своими предприяти­ями, выступает как форма управления государственным сектором. Госзаказ можно рассматривать как метод взаи­модействия с рыночным сектором экономики.

Во Франции осуществляется государственное управле­ние ценами. Государство регулирует в основном цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, тари­фы на проезд по автодорогам, на продукцию и услуги мо­нополистов (производителей и продавцов), а также на про­дукты питания, жилье, медицинскую помощь и другие товары и услуги, имеющие социальное значение. Исполь­зуются различные методы регулирования: прямое установ­ление цен, заключение соглашений об уровне цен с союза­ми предпринимателей исходя из динамики и индексов цен на отдельные виды продукции и др. 

Главное содержание французского индикативного плана состоит в обосновании и определении целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. План служит основой проведения налоговой, кредитной, инвестиционной, страховой, ценовой, таможенной и лицензионной политики и политики субсидий, мер по формированию государственных и негосударственных секторов экономики.

Сложившаяся во Франции система государственного планирования функционирует как стабильный административно-правовой институт. С помощью этого института государство смогло аккумулировать и направить большие финансовые средства на развитие национальной экономики.

Значение государственного планирования во Франции не ослабевает, а наоборот, усиливается. Это обусловлено необходимостью четкого определения государственных приоритетов в экономическом и социальном развитии страны, а также обострением конкурентной борьбы на мировом капиталистическом рынке, связанной с резким обновлением технологий. К факторам, обусловливающим необходимость государственного планирования экономики и социального развития, во Франции относят и европейскую интеграцию со всеми вытекающими из нее требованиями к отдельным странам.



Информация о работе Система индикативного планирования во Франции