Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:51, реферат
Процесс преодоления феодальной раздробленности и образования в рамках феодального строя централизованных государств – одна из важнейших проблем, стоящих перед отечественной исторической наукой. В разное время эта проблема рассматривалась под разными точками зрения. Дореволюционная историческая наука сводила этот процесс к росту «вотчины» московских князей, значительное внимание, уделяя влиянию исторических личностей на ход истории.
В 1456 г. Василий II совершил поход на Новгород. Разгромив новгородское ополчение, он продиктовал Новгороду свои условия мира: отмена законодательного права веча, переход части Новгородских территорий под власть Москвы, уплата значительной контрибуции, обязательство Новгорода не поддерживать противников Москвы.
В середине XV в. Московское княжество, включившее в себя на протяжении XIV — первой половины 15 века. Большую часть Северо-Восточной Руси, представляло собой территориальное ядро формировавшегося Русского государства, общепризнанной столицей которого стала Москва, а политическим главой всей Руси — московский великий князь. Объединительная политика московских великих князей пользовалась поддержкой подавляющего большинства господствующего класса феодалов, церкви, горожан и других слоев населения, заинтересованных, хотя и с разных социальных позиций, в государственно-политическом объединении страны, в укреплении государственной власти. К концу правления Василия II в пределах Московского княжества оставался лишь один Верейско-Белоозерский удел, князь которого полностью подчинялся Москве. После смерти Василия II появилось еще четыре удела, выделенных его младшим сыновьям. Но территориальные размеры, материальные и людские ресурсы «великого княжения» его старшего сына Ивана III обеспечивали последнему подавляющее превосходство над братьями.
В процессе объединения русских земель XIV—XV вв. возникали и первые элементы государственной централизации — превращение Москвы в государственно-политический центр для всей страны, постепенное сосредоточение всей полноты власти в руках московских князей, ограничение политических и иммунитетных прав и привилегий феодальной земельной знати, упразднение отдельных политических институтов (например, должности тысяцкого в Москве), первые шаги по установлению контроля за деятельностью кормленщиков и др. Дмитрий Донской попытался ликвидировать положение церкви как «государства в государстве» и сделать ее послушным орудием в руках великокняжеской власти. Дмитрий Донской хотел добиться этого, поставив на митрополичий престол своего ставленника — придворного попа Митяя, однако эта попытка окончилась неудачей. Пойти же на разрыв сложившихся еще со времен Калиты союзнических отношений с церковью великокняжеская власть не могла, так как нуждалась в ее поддержке в борьбе с другими феодальными противниками.
Новые основания получил союз церкви с московскими князьями с середины ХVв. В 1439 г. на соборе во Флоренции Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и верховного главенства римского папы при сохранении православных обрядов. Идя на унию, патриарх надеялся получить от католического Запада помощь в борьбе против турецких завоевателей, под ударами которых рушилась Византийская империя. Папская курия хотела также этим актом включить в сферу своего влияния Русь и другие славянские страны. Но в Москве разобрались в скрытой политической подоплеке флорентийской унии и отвергли ее. Московского митрополита грека Исидора, подписавшего во Флоренции унию, сместили и взяли под стражу. В 1448 г. собравшиеся в Москве на церковный собор русские епископы избрали из своей среды без санкции патриарха нового митрополита — коломенского епископа Иону, на которого указал великий князь Василий II. Этим актом была оформлена независимость русской церкви от константинопольской патриархии. Но, став самостоятельной, русская церковь оказалась поставленной в прямую зависимость от крепнувшей великокняжеской власти, которая только одна могла защитить интересы церкви в общерусском масштабе, поддержать ее духовный авторитет, ее борьбу с еретическими движениями.
Успехи Москвы в политическом объединении Руси, территориальный pocт Московского княжества, победа великокняжеской власти над удельно-консервативной оппозицией в феодальной войне второй четверти XV в. — все это создало условия для перехода к завершающему этапу объединительного процесса и началу государственно-политической централизации, т. е. для ликвидации самостоятельности последних крупных феодальных центров на Руси - Тверского, Ярославского, Ростовского и Рязанского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик. Эта задача была решена в правление Ивана III и его сына Василия III.
Очередное военное противостояние Москвы и Новгорода, произошедшее 1471 г., привело к ликвидации Новгородской республики. Однако сила традиций была настолько сильна, что московская великокняжеская власть пошла на некоторые уступки, сохранив городу некоторое подобие автономии.
Почти одновременно, в 1480 г. было свергнуто монгольско-татарское иго. Ахмед-хан, заключив союз с польско-литовким королем Казимиром IV, вторгся в Русскую землю, чтобы снова заставить московского великого князя платить дань (выплата дани была прекращена Иваном III уже за несколько лет до этого). Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей — братьев Ивана III, недовольных усилением власти великого князя.
Иван III проявил незаурядное политическ
В 1485 г. многовековой противник Москвы – Тверь – после недолгого (двухдневного) сопротивления сдалась московскому войску. Вятская земля, важная в промысловом отношении, была присоединена в 1489 г. С вхождением северных владений Новгорода и Вятской земли в состав Российского государства вошли и нерусские народы Севера и Северо-востока. Это явление не было новым в государственном развитии русских земель, потому что с давних времен русские княжества включали нерусские народы, жившие в междуречье Оки и Волги.
В 1494 г. между Российским государством и Великим княжеством Литовским был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Впоследствии к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль — всего 25 городов и 70 волостей. Попытка великого князя литовского и польского короля Сигизмунда объединить силы Польши, Литвы, Ливонии, Казанского и Крымского ханств для борьбы против усилившегося Московского великого княжества успеха не имела, так как в западнорусских землях было сильно движение за переход под власть Москвы. Это движение возглавил находившийся в связи с Москвой князь Михаил Глинский. После еще одной неудачной войны с Россией в 1507—1508 гг. литовское правительство заключило «вечный мир» с Россией (1508), признав ее права на земли, отошедшие от Литвы.
В 1483 — 1485 гг. произошли крупные волнения смердов в Пскове. Московская великокняжеская власть использовала их, чтобы склонить на свою сторону массу псковского населения и ослабить позиции знати. Иван III приказал освободить арестованных смердов. В 1510 г. бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода в 1348 г. Псковская республика прекратила свое существование. После присоединения Пскова часть его бояр и купцов была переселена оттуда в центральные земли.
В 1514 г. в результате третьей подряд войны с Литвой в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск, население которого открыло ворота Московским войскам. Смоленску Василий III дал жалованную грамоту, сохранявшую элементы самостоятельности в суде и администрации. Наконец, в 1521 г. перестало существовать давно уже находившееся в фактическом подчинении Москвы Рязанское княжество. Объединение русских земель было в основном завершено.
В результате образовалась огромная держава, самая большая в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность. С другой стороны, Российское государство с самого начала формировалось как многонациональное. С конца XV в. стал употребляться термин «Россия».
Процесс объединения земель, образование
единого государства
Некоторые из нерусских народностей входили в состав еще Древней Руси. Таковы угро-финские племена Волжско-Окского междуречья (меря, мещера и др.), которых застали переселявшиеся сюда из Поднепровья славяне. Карелы, чудь, ижора и другие проживали все эти столетия во владениях Новгородской республики. На крайнем севере под ее властью обитали коми-зыряне, коми-пермяки, ненцы (“самоеды”) и иные.
В XIV—XV вв. все северные народы стали подданными Москвы, и туда устремились ее купцы, промышленные люди. Добытые ими меха расходились по Руси и по окрестным странам.
Во время похода 1483 г. воеводы Ивана III пришли в “Югру на Обь великую реку”. Они разбили на реке Пелыме местного князя Асыку, затем князей Югорских на Оби. Поход 1499—1500 гг. воеводы князя Семена Курбского привел к присоединению Югры, расположенной в Западной Сибири, к России.
Процесс формирования единого общерусского государства занял во времени несколько веков.
Решающее влияние на развитие объединительного процесса оказала внешняя опасность. Одержав победы над своими соперниками и достигнув значительных успехов в борьбе с Золотой Ордой, московские великие князья выступили в качестве главной политической силы на Руси. Светские и. духовные феодалы были заинтересованы в усилении великокняжеской власти постольку, поскольку она могла способствовать укреплению их власти над крестьянами. При этом различные группировки феодалов неодинаково относились к перспективе укрепления московской великокняжеской власти. Новгородское боярство и духовенство, например, стремились сохранить государственную и церковную самостоятельность в своей земле. Аналогичным было положение в Пскове и в некоторых других землях. Московское боярство поддерживало идею объединения всех русских земель под властью Москвы, но сопротивлялось усилению личной власти великого князя. Сепаратистские тенденции особенно сильно проявлялись в политике удельных князей. Можно отметить три главные особенности формирования русской государственности. Это, во-первых, боевой строй государства. Московское государство, по сути, вело перманентную войну на два фронта. Вторую особенность составлял тягловый, неправовой характер внутреннего управления и общественного состава. Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными. Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не было граждан, т. е. гражданин превратился в солдата и работника, чтобы под руководством командира оборонять отечество или на него работать. Третьей особенностью московского государственного порядка была неограниченная верховная власть с неопределенным пространством действия. Именно эти особенности и определили историческое развитие державы на последующие столетия.
Торгово-ремесленным элементам города деревни также нужно было установление сильной единой власти на территории страны, поскольку она обеспечивала необходимые для развития торговли и ремесла прекращение междоусобных войн и внешнюю безопасность.
В результате объединения образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность. При этом российское государство с самого начала формировалось как многонациональное, хотя при этом занявшая ведущее положение в государстве великорусская народность оформила свое единение и таким образом обеспечила прогрессивную форму своего исторического развития. С конца XV в. стал употребляться термин «Россия».
Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в те славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Летописец отразил эти чувства своих современников: “Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире”.
Информация о работе Складывание территорий Московской Руси в XIV - XV вв