Славянофилы и западники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Исторический спор славянофилов и западников

Содержание

Введение ___________________________________________________ 3
1. Славянофильство __________________________________________ 5
2. Западничество ____________________________________________ 12
Заключение ________________________________________________ 15
Литература __________________________________________________ 18

Вложенные файлы: 1 файл

историография.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

  А.И. Кошелев в 1849 г. даже задумал создать "Союз благонамеренных людей" и составил программу "Союза", предусматривавшую постепенное освобождение крестьян с землей. Эту программу одобрили все славянофилы.

  Петровская европеизация России, как считали славянофилы, коснулась, к счастью, только верхушки общества — дворянства и "власти", но не народных низов. Вот почему такое большое внимание славянофилы уделяли простому народу, изучению его быта, ибо, как они утверждали, "он (народ) только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью". В изучении народных традиций и быта особенно значительный вклад внес П.В. Киреевский. Однако его труды из-за цензурных стеснений не могли появиться в печати в николаевскую эпоху, и были опубликованы в 10 томах уже в пореформенное время.

  Николаевскую политическую систему с ее "немецкой" бюрократией славянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований. Они сурово осуждали продажную бюрократию, царский неправый суд с лихоимством судей.

  Правительство настороженно относилось к славянофилам, видя в их учении "признаки вредного политического движения". Им запрещали демонстративное ношение бороды и русского платья, усматривая в этом некий "тайный умысел". Некоторых славянофилов за резкость высказываний подвергали арестам. Арестованные сумели доказать свою благонадежность, и царь дал такое о них распоряжение шефу жандармов А.Ф. Орлову: "Призови, вразуми и отпусти". В условиях усиления реакционного политического курса период "мрачного семилетия" (1848—1855) славянофилы вынуждены были на время свернуть свою деятельность.

  К концу 50-х годов уже не было в живых основных в участников прежнего славянофильского кружка — А.С. Хомякова, И.В. и П.В. Киреевских, С.Т. и К.С. Аксаковых, Д.А. Валуева. На сцену выступили А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, которые приняли активное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы. Видным публицистом и издателем в пореформенное время стал И.С. Аксаков. Характерно, что славянофильство было явлением исключительно "московской" общественной жизни.

      Славянофильство как идейно-политическое течение  русской общественной мысли сходит со сцены примерно к концу 70-х годов XIX в.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Западничество

      Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Оно было представлено "обеими столицами" — Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился в спорах со славянофилами в 1841—1842 гг. В Петербурге же находились немногие представители западничества, и какого-либо сложившегося кружка его единомышленников не существовало.

  Современники трактовали западничество очень широко, относя к его приверженцам всех, кто противостоял в идейных спорах славянофилам. В западники наряду с лицами, придерживавшимися весьма умеренных взглядов, такими, как П.А. Анненков, В.П. Боткин, Н.X. Кетчер, В.Ф. Корш, зачислялись также и те, кто придерживался радикальных воззрений, — В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Впрочем, Белинский и Герцен в своих спорах со славянофилами сами называли себя "западниками".

      По  своему происхождению и социальному  положению большинство западников относились к дворянской интеллигенции. Представителями этого социально-политического течения были известные профессора Московского университета: историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, правоведы М.Н. Катков и К.Д. Кавелин, филолог Ф.И. Буслаев, а также видные писатели — И.И. Панаев, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, позднее — Н.А. Некрасов.

  Представители этого направления выступали и против теории официальной народности, и против славянофилов. Западники по-иному судили о путях развития России. Они считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации.

  В этом смысле реформы Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы и управления с помощью «современных актов и законов». Оправдание эпохи петровских реформ — в ее целях, поскольку средства дала, навязала ей сама старая Русь. В отличие от славянофилов, Кавелин считал, что наряду с общинным, индивидуальное начало все-таки присутствовало и в допетровскую эпоху и привело к постепенному созданию в России, хотя и в неразвитой форме, «умственной, нравственной и гражданской культуры».

      Деятельность  Петра I западники рассматривали  как первую фазу обновления страны; вторая, по их мнению, должна начаться с проведения реформ, которые явятся альтернативой пути революционных потрясений. Профессора истории и права (например, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) большое значение придавали роли государственной власти и стали основоположниками так называемой "государственной школы" в русской историографии. Здесь они основывались на схеме Гегеля, считавшего государство творцом развития человеческого общества.

  Сторонники идей западничества отрицали самодержавную власть и выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением власти царя, с гарантиями свободы слова и печати, неприкосновенности личности, с введением гласного суда. В этом плане их привлекал парламентарный строй Англии и Франции, вплоть до идеализации его некоторыми западниками.

  Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократической системе николаевского царствования, но противоположность славянофилам, решающее значение отводили разуму. Они выступали за самоценность человеческой личности как носителя разума, противопоставляли свою идею свободной личности славянофильской идее корпоративности (или "соборности").

  Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся в "Московском наблюдателе", "Московских ведомостях", "Отечественных записках", позже в "Русском вестнике" и "Атенее". Большой общественный резонанс имели читаемые Т.Н. Грановским в 1843—1851 гг. циклы публичных лекций по западноевропейской истории, в которых он доказывал общность закономерностей исторического процесса России и западноевропейских стран. По словам Герцена, Грановский "историей делал пропаганду". Западники широко использовали московские салоны (Елагиных, Свербеевых, Чаадаева и др.), где они "сражались" со славянофилами и куда съезжалась просвещенная элита московского общества, "чтоб посмотреть, кто из матадоров кого отделает и как отделают его самого". Разгорались жаркие споры. Особенно изощрялся в полемическом задоре и остроумии Герцен. Выступления заранее готовились, писались статьи и трактаты. Это была отдушина в мертвящей обстановке николаевской России. III отделение было хорошо осведомлено о содержании этих споров через своих агентов, аккуратно посещавших салоны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Таким образом, оба направления оказались в оппозиции правительству и вызывали его подозрение и гонение. Между тем, проникнув из частных кружков в литературу и овладев журналами, эти направления увлекли за собой всю русскую интеллигенцию и сделали ее оппозиционной. Отрицательное отношение к правящей бюрократии распространилось всюду; между правительством и обществом образовалась как бы пропасть, разъединившая их. Это было несчастьем для обеих сторон. Лишенная сочувствия общества власть ослабела. Когда умерли лучшие сотрудники императора Николая, действовавшие в первой половине его царствования, то на смену им некого было взять из среды общества. Император Николай не верил обществу и довольствовался, поэтому канцелярскими исполнителями, не подготовленными к широкой политической деятельности. За исключением графа Киселева, к концу правления Николая I не осталось сколько-нибудь заметных и способных сотрудников императора. В управлении государством царил застой и беспорядок и злоупотребления. Грозная снаружи, Россия внутри оказалась расстроенной и ослабленной. С другой стороны, устраненная от общественных и государственных дел интеллигенция привыкла к осуждению правительственных порядков и взглядов и, следуя космополитическим убеждениям западников, стала переносить свое отрицание с временной политической системы Николая I на особенности русской жизни вообще. Отсюда было уже недалеко до утраты того горячего патриотического чувства, которым была богата и сильна старая Русь и которым сравнительно стали бедны ближайшие к нам поколения интеллигенции.

      Различные теории и течения, постоянно охватывающие Россию, так и не привели страну к определенному решению, по какому пути идти. Споры западников и славянофилов стали частью истории, а актуальность их просвечивает сквозь века. В связи с этим, в качестве некоторого подведения итогов данной работы, весьма целесообразно было бы провести сравнительный анализ общего и различного в их взглядах:

ОБЩЕЕ
Социальная  основа Образованная  дворянская интеллигенция, осознавшая необходимость социально-политических перемен
Теоретическая основа Классическая  немецкая философия Шеллинга и Гегеля
Основная  цель Будущее процветание России и модернизация ее социально-политических основ
Методы  достижения цели Умеренные реформы, проведенные правительством для предотвращения революционных потрясений
Главные социально-политические требования Отмена  крепостного права, освобождение крестьян с землей и без выкупа; реорганизация  и усовершенствование системы управления; введение гражданских свобод, гласного суда, гарантии неприкосновенности личности, свободы предпринимательства
Характер Оппозиционный
Значение  деятельности Подготовка  общественного мнения к пониманию  назревшей необходимости перемен
РАЗЛИЧИЯ
  Славянофилы Западники
По  вопросу о форме  государства Сохранение  монархом всей полноты власти при условии созыва сословно представительного совещательного Земского собора, выражающего мнение народа Установление  конституционной монархии и парламентского строя по образцу Англии и Франции
В обосновании политических программ В историческом развитии России и Западной Европы нет ничего общего, Россия должна сохранить свою национально-историческую самобытность, заимствуя только отдельные достижения западной цивилизации В историческом развитии России и Западной Европы прослеживается единство пути. России необходима европеизация на основе восприятия опыта и лучших социально-политических завоеваний западной цивилизации
В мировоззренческой  позиции Отстаивали принципы своеобразно понятой ими христианской философии В целом придерживались рационалистических взглядов.
В идеологах А.С. Хомяков, С.Т., И.С., и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, И.И. Панаев
 

  По итогам данного сравнения можно сделать вывод: строго разграничивать эти два «лагеря» вряд ли целесообразно. Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являлись крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их — воспитанники Московского университета.

   Герцен писал впоследствии об известной условности деления на славянофилов и западников по той простой причине, что все они были патриотами своего народа и отечества - "Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно".

  Их объединяло, по крайней мере, в начальный период, решительное осуждение крепостного права и административно-судебного произвола, а также боязнь того, что если перемены не придут сверху, то переворот явится снизу.

  Кроме оппозиции к существующей социально-политической системе и идей о необходимости серьезных в ней изменений, их сближали, наконец, и дружеские связи.

  Исторический опыт дискуссий 40-50-х гг. XIX века в России между западниками и славянофилами имеет непреходящее значение. Их отзвуки в разной форме, в различной терминологическом выражении проходят и через все последующие десятилетия XIX века (почвенничество, концепции русских либералов и радикалов), через век XX и продолжают вновь возникать и в ХХI веке.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Бушуев  С.В. История государства Российского:  Историко-библиогр. очерки. Кн. вторая. – М.: Изд-во «Книжная палата», 1994.

2. История  Россия в схемах: учеб.пособие  / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3. Платонов  С.Ф. Учебник русской истории.  В 2 ч.: М.: Прогресс, 1992.

4. Исторический  спор славянофилов и западников [Электронный ресурс].  – Режим  доступа: http://www.coolreferat.com/ 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Славянофилы и западники