Смута как кризис русской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:56, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня интерес к событиям Смуты не ослабевает, так как в последние годы в отечественной истории возросло внимание к проблемным вопросам России на переломных этапах развития государства. Смутное время явилось проявлением глубокого государственного кризиса, результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий. Уже современники Смуты в лице русских публицистов первой половины XVII века пытались осмыслить причины этих событий, выяснить суть происходящего и дать свою оценку увиденному.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика смутного времени………………………………………5
2. Предпосылки, этапы и последствия смуты……………………………………..7
2.1. Причины Смутного времени………………………………………….7
2.2. Общий ход Смуты……………………………………………………..9
2.3. Основные итоги Смутного времени…………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

ist.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

После смерти Б. Годунова в июне 1605 г. Самозванец вступил в Москву. За год своего правления самозванец успел сформулировать гибкую внешнюю политику, придерживаясь которой Россия, по мнению части историков, стала бы лидером в борьбе с турецкой угрозой. На престоле московских государей Лжедмитрий был необычным явлением, «своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве» [6]. В решении государственных дел новый царь проявлял независимость и оперативность. Дважды в неделю он принимал челобитные, ежедневно бывал в Думе, удивляя бояр своими способностями, отменил казни, начал борьбу против лихоимства, пытался облегчить положение служилых людей, хотел ограничить холопство. Сознавая свою ответственность перед страной, он стремился повернуть ее на путь европейской цивилизации.

Однако Лжедмитрию I не удалось удержаться у власти.

Однако боярский заговор  и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.

К лету 1606 по стране распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло восстание под главенством беглого холопа Ивана Болотникова, к нему присоединились крестьяне, стрельцы, дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение. Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.

Новым претендентом на русский  трон стал Лжедмитрий II (происхождение  не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания  Болотникова, казаков во главе с  Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву [9].

В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование  от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие  – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу при условии, что он примет православие. В Москву вступили польские войска. [10].

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, Н. Д.Т.Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин, формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам – взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.

Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно  подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя [9].

Долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.

 

2.3. Основные итоги Смутного времени.

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым  потрясением жизни Московского  государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне "сбежали" или "сошли безвестно куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, "шалостью" и своим союзом с врагами государства [7].

Внутренняя ситуация в стране отразилась, безусловно, и на ее внешнем положении. Россия стала занимать другое место в структуре экономических и политических связей. Взаимоотношения с некоторыми странами временно прекратились, военный потенциал страны находился в упадке.

Последствия Смуты выразились и в территориальных потерях России. От государства отошли Кольский полуостров, Смоленск, Украина. Последствия Смуты предстояло преодолеть нескольким поколениям правителей.

Смута впервые реально  поставила русский народ перед  возможностью выбора. Альтернативы тому пути, по которому шла Россия, намечались уже во времена Бориса Годунова, существовали в период правления Лжедмитрия I и в ходе работы Земского собора 1613 г. Но они не были реализованы. Среди причин, помешавших иному пути развития страны, ее большей «европеизации», выделим наиболее важные.

Во-первых, социальные группы общества не поднялись до уровня, на котором человек начинает осознавать свою социальную ответственность. Представители всех сословий рассматривали Смутное время как удобный случай «половить рыбку в мутной воде», а привилегии – как удобное место у кормушки, а не знак долга, ответственности перед обществом.

Во-вторых, сказались стереотипы сознания. Холопы побоялись остаться без хозяина, предпочли прежнее «безумное молчание всего мира», ярмо новой авторитарной власти.

В-третьих, неудачными оказались  альтернативы, построенные на попытках усвоения достижений Европы, ее цивилизации, поскольку они недостаточно учитывали  или не учитывали вовсе особенности  России, свойства русского национального характера. Например, обнаружилось, что при ослаблении сдерживающей узды государственной власти в народе резко снижаются моральные ограничители. Все достижимое становится дозволенным.

Смута привела к новому способу управления страной. Идея вотчинного управления государством на основе произвола и свободно толкуемого обычая уже не могла возродиться. Россия встала на путь формирования сословно-представительной монархии. К управлению страной активно привлекались Боярская дума и Земские соборы в широком составе.

Смута выявила роль народа в государстве. Ключевский писал, что «из потрясения», пережитого в Смутное время, люди Московского государства вынесли обильный запас новых политических понятий… Это печальная выгода тревожных времен: они отнимают у людей спокойствие и довольство, а взамен этого дают опыт и идеи… В Смуту идея государства, отделяясь от мыслей о государе, стала сливаться с понятием о народе». Действительно, страх народных масс перед Иваном IV сменился в Смуту насмешливым отношением к власть имущим: Федор Иоаннович считался юродивым, Годунов – худородным татарином, Отрепьев – расстригой, Василий Шуйский – трусом и клятвопреступником.

Но за державу народ  был готов стоять до конца, что  подтверждается беспримерной, почти  двухлетней обороной Смоленска, защитой Троице-Сергиевой лавры и проч.

Бедствия Смутного времени  потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых  видели польских ставленников, однако это была лишь полу правда, так как  почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя [8].

Смута преподнесла монархии серьезный урок: если не заботиться о сохранении сильной центральной власти, то можно потерять все. Распад Киевской Руси, явная угроза распада Руси Московской были ярким тому подтверждением.

Таким образом, тотальный общественный конфликт начала ХVII в. обнажил до предела накопившиеся в России противоречия и по-своему разрешил их. Он был неизбежен для периода перехода от старых общественных структур к новым национальным объединениям и сопровождался появлением зачатков общенационального сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, я дала общую  характеристику эпохи, рассмотрела  предпосылки смуты, периоды и  последствия.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

В развитии московской Смуты ясно различаются три периода.

– первый может быть назван династическим,

– второй – социальным,

– третий – национальным.

Первый охватывает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно.

Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе.

Наконец, третий период Смуты объединяет время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства.

Смута упрочила идею самодержавия. Образно ее итоги заключены в следующем тезисе В.О. Ключевского: «Смута, питавшаяся рознью классов земского общества, прекратилась борьбой всего земского общества со сторонними силами», т.е. примиренным общенародным выступлением против иностранных интервентов, которое и спасло Россию от развала. Но «Смута» назвала и цену этого единения: укрепление государства за счет несвободы подданных. Именно это время можно назвать началом закрепощения народа России.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Отечественная история: Учебник, Кузнецов И.Н.
  2. Курс лекций по русской истории, Платонов С.Ф.
  3. История России: Учебник, под ред.Г.Б. Поляка
  4. История экономики России : Учебное пособие, Ковнир В.Н.
  5. История Отечества: Учебник, Макарова А.Н., Скворцова Е.М.
  6. Исторические портреты: Лжедмитрий I, В.О.Ключевский
  7. Смутные времена в России 1593-1613 гг., Г Соловьев
  8. Над всей Россией серое небо: Истории смутных времен, Гера А.
  9. Универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия Кругосвет
  10. http://historynotes.ru

 

 


Информация о работе Смута как кризис русской государственности