Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:19, реферат
Смутное время относится к числу наиболее трудных и сложных эпох в истории нашей страны. В эти бурные годы сословных и внутрисословных битв, политических кризисов, международных конфликтов резко возросла социальная активность всех слоев общества. Все общественные силы страны принимали участие в быстроменяющихся событиях. Особенно острой была борьба за власть. За время смуты на русский престол претендовало 14 человек, 8 из них правили страной.
Введение
Земские соборы…………………………………………………………………….3-4
Предыстория. Прекращение династии Рюриковичей. Боярские цари и самозванцы……………………………………………………………………..……………4-7
Семибоярщина и оккупация…………………………………………………7-8
Созыв собора……………………………………………………………………..…….9
Кандидаты на престол………………………………………………..……….…10
Версии о мотивах избрания ……………………………………………..10-12
6.1 Первая версия
6.2 Другие версии
Ход заседаний …………………………………………………………………..12-16
7.1 Первая версия
7.2 Другие версии
7.3 Вмешательство казаков
Посольство в Кострому…………………………………………………………..16
Заключение
Список литературы
Среди представителей местной знати
выделялись следующие фамилии. Как
видно из приведённого списка, все
они имели серьёзные недостатки
в глазах избирателей.
Кроме того, рассматривалась кандидатура
Марины Мнишек и её сына от брака
с Лжедмитрием II, прозванного «Ворёнком».
6. Версии о мотивах избрания
6.1. Первая версия
Согласно официально признанной в эпоху
правления Романовых (и позднее укоренившейся
в советской историографии) точке зрения,
собор добровольно, выражая мнение большинства
жителей России, принял решение об избрании
Романова, согласуясь с мнением большинства.
Этой позиции придерживаются, в частности,
крупнейшие российские историки XVIII—XX
веков: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров,
В. Н. Татищев и другие.
«Не было тогда никого милее народу
русскому, как род Романовых. Уж издавна
он был в любви народной. Была
добрая память о первой супруге Ивана
Васильевича, Анастасии, которую народ
за её добродетели почитал чуть ли
не святою. Помнили и не забыли её
доброго брата Никиту Романовича
и соболезновали о его детях,
которых Борис Годунов
— Н. И. Костомаров
По некоторому мнению, для этой концепции
характерно отрицание стремления Романовых
к власти и очевидна негативная оценка
трёх предыдущих правителей. Борис
Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский
в представлении «романистов» выглядят
отрицательными героями.
6.2. Другие версии
Часть историков придерживается иной
точки зрения. Наиболее радикальные из
них полагают, что в феврале 1613 года имел
место переворот, захват, узурпация власти.
Другие считают, что речь идёт о не до конца
справедливых выборах, принесших победу
не достойнейшему, а хитрейшему кандидату.
Обе части «антироманистов» едины во мнении,
что Романовы сделали всё для достижения
престола, и события начала XVII века рассматривают
не как смуту, завершившуюся с приходом
Романовых, а как борьбу за власть, завершившуюся
победой одного из конкурентов. По мнению
«антироманистов», собор создал лишь видимость
выбора, а на самом деле это мнение не было
мнением большинства; и что впоследствии,
в результате умышленных искажений и фальсификаций
Романовым удалось создать «миф» об избрании
Михаила Романова на царство.
«На первый взгляд… избрание…
„на царство“ юного Михаила Романова
выглядит истинным чудом, ниспосланным
этой семье свыше в награду
за добропорядочность и
— Ф. Л. Гримберг
«Антироманисты» указывают на следующие
факторы, ставящие под сомнение легитимность
нового царя:
7. Ход заседаний
Собор открылся 7 января. Открытию предшествовал
трехдневный пост, целью которого было
очищение от грехов смуты. Москва была
почти полностью разрушена и разорена,
поэтому селились, вне зависимости от
происхождения, кто где мог. Сходились
все в Успенском соборе день за днем. Интересы
Романовых на соборе защищал боярин Фёдор
Шереметев. Являясь родственником Романовых,
сам он, однако, не мог претендовать на
престол, поскольку, как и некоторые другие
кандидаты, входил в состав Семибоярщины.
Одним из первых решений собора стал отказ
от рассмотрения кандидатур Владислава
и Карла Филиппа, а также Марины Мнишек:
«…А Литовского и Свийского короля и их
детей, за их многие неправды, и иных никоторых
людей на московское государство не обирать,
и Маринки с сыном не хотеть»
— С. Ф. Платонов
Но и после такого решения Романовым
всё ещё противостояло
7.1. Первая версия
Согласно официальной версии, избрание
Романовых стало возможным благодаря
тому, что кандидатура Михаила Романова
оказалась компромиссной во многих отношениях:
«Выберем Мишу Романова! — не скрывая
своих замыслов агитировал боярин Федор
Шереметьев. — Он молод и будет нам поваден!»
…Стремление иметь «повадного» неопытного
монарха — вот цель, которую преследовали
многоопытные и хитроумные московские
политики, сторонники Михаила (А. Я. Дегтярёв)
Более последовательно излагает причины
избрания Михаила Романова на царство
Лев Гумилёв:
«Казаки были настроены в пользу
Михаила, поскольку его отец, друживший
с тушинцами, не был врагом казачеству.
Бояре помнили о том, что отец претендента
из знатного боярского рода и к тому же
двоюродный брат Федора Иоанновича, последнего
царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви
высказались в поддержку Романова, так
как его отец был монахом, причем в сане
митрополита, а для дворян Романовы были
хороши, как противники опричнины».
7.2. Другие версии
По мнению ряда историков решение собора
не было вполне добровольным. Первое голосование
по кандидатуре Михаила состоялось 4 (7?)
февраля. Результат голосования обманул
ожидания Шереметева:
«Когда заботами Шереметьева большинство
было достаточно подготовлено, 4 февраля
назначили предварительное голосование.
Результат, несомненно, обманул ожидания,
поэтому, ссылаясь на отсутствие многих
избирателей, постановили решительное
голосование отложить на две недели…
Сами вожаки, очевидно, нуждались в отсрочке,
чтобы лучше подготовить общественное
мнение…» (К. Валишевский)
Действительно, решающее голосование
было назначено на 21 февраля (3 марта) 1613
года. Собор, однако, принял другое, неугодное
Шереметеву решение: потребовал от Михаила
Романова, как и от всех остальных кандидатов,
незамедлительно явиться на собор. Шереметев
всячески препятствовал исполнению этого
решения, мотивируя свою позицию соображениями
безопасности. Действительно, некоторые
данные указывают на то, что жизнь претендента
на престол была под угрозой. Согласно
легенде, специальный польский отряд был
послан в село Домнино, где скрывался Михаил
Фёдорович, для его убийства, однако домнинский
крестьянин Иван Сусанин завёл поляков
в непроходимые болота и спас жизнь будущему
царю. Критики официальной версии предлагают
другое объяснение:
«Лишённый всякого воспитания среди бурных
событий, окружавших его детство и раннюю
юность, не умея, вероятно, ни читать, ни
писать, Михаил мог все испортить, явившись
перед лицом Собора» (К. Валишевский)
Собор продолжал настаивать, но позднее
(ориентировочно 17-18 февраля) переменил
решение, позволив Михаилу Романову остаться
в Костроме. А 21 февраля (3 марта) 1613 года
избрал Романова на царство.
7.3. Вмешательство казаков
Некоторые свидетельства указывают на
возможную причину такой перемены. 10 февраля
1613 года в Новгород прибыли два купца,
сообщившие следующее:
«Русские казаки, которые в Москве, пожелали
в великие князья боярина по имени князь
Михаил Федорович Романов. Но бояре были
совершенно против этого и отклонили это
на Соборе, который недавно был созван
в Москве». (Л. В. Черепнин)
А вот свидетельство крестьянина Фёдора
Бобыркина, тоже прибывшего в Новгород,
датированное 16 июля 1613 — через пять дней
после коронации:
«Московские простые люди и казаки по
собственному желанию и без общего согласия
других земских чинов выбрали великим
князем Фёдорова сына, Михаила Фёдоровича
Романова, который теперь в Москве. Земские
чины и бояре его не уважают». (Л. В. Черепнин)
Польский полководец Лев Сапега так сообщил
о результатах выборов пленнику Филарету —
отцу новоизбранного монарха:
«Посадили сына твоего на Московское государство
одни казаки донцы». (С. Ф. Платонов)
Вот повесть, написанная еще одним очевидцем
событий.
«Бояре тянули время на соборе, стремясь
решить вопрос о царе „втаи“ от казаков
и дожидаясь их выезда из Москвы. Но те
не только не уезжали, но вели себя активней.
Однажды, посоветовавшись „всем казацким
воинством“, они послали до пятисот человек
к крутицкому митрополиту. Насильно, выломав
ворота, ворвались к нему во двор и „грубными
словесами“ потребовали: „Дай нам, митрополит,
царя государя на Россию, кому нам поклонитися
и служити и у ково жалования просити,
до чево на гладною смертию измирати!“»
(Романовы, Исторические портерты, под
ред. Е. В. Леоновой)
Перепуганный митрополит убежал к боярам.
Спешно созвали всех на собор. Казацкие
атаманы повторили свое требование. Бояре
представили им список из восьми бояр —
самых, по их мнению, достойных кандидатов.
В списке не значилась фамилия Романова!
Тогда выступил один из казацких атаманов:
«Князи и боляра и все московские вельможи!
Не по Божии воли, но по самовластию и по
своей воле вы избираете самодержавного.
Но по Божии воли и по благословению…
великого князя Федора Иоанновича всея
Руси при блаженной его памяти, кому он,
государь, благослови посох свой царской
и державствовать на России князю Федору
Никитичу Романову. И тот ныне в Литве
полонен. И от благодобраго корене и отрасль
добрая и честь — сын его князь Михайло
Федорович. Да подобает по Божии воли на
царствующем граде Москве и всея Русии
да будет царь государь и великий князь
Михайло Федорович всея Руси…» (там же)
8. Посольство в Кострому.
Через несколько
дней в Кострому, где жил Романов с матерью
отправили посольство под руководством
архимандрита Феодорита Троицкого. Цель
посольства — оповестить Михаила об избрании
на престол и вручить ему соборную клятву.
По официальной версии, Михаил испугался
и наотрез отказался царствовать, так
что послам пришлось проявить всё своё
красноречие, чтобы убедить будущего царя
принять корону. Критики «романовской»
концепции высказывают сомнения в искренности
отказа и отмечают, что соборная клятва
не имеет исторической ценности:
«Строго говоря, этот документ не имеет
никакой исторической ценности. Предназначенный
служить протоколом великого события,
он в значительной части состоит из буквальной
копии избирательной грамоты Годунова;
самая речь, которую произнес перед Борисом
патриарх Иов, влагается здесь в уста архиепископа
Феодорита, обращающегося к Михаилу» (К.
Валишевский)
Так или иначе, Михаил согласился принять
престол и выехал в Москву, куда прибыл
2 мая 1613 года. Коронация в Москве состоялась
11 июля 1613 года.
Заключение
Стремление иметь своего «национального» царя, широко охватившее все слои русского общества, появилось не сразу. Оно было завершением долгой и сложной эволюции, через которую прошла идея царской власти с того времени, как прекратилась династия Рюриковичей.
Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться. Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность постепенно восстановить экономику и государственную власть. Власть восстановилась в форме самодержавной монархии
Список литературы
Информация о работе Собор 1613 года. Воцарение династии Романовых