Советско-американские отношения в период 1941-1945 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что советско-американские отношения выступали неотъемлемой частью внешней политики СССР в период второй мировой войны. В период Великой Отечественной войны Советского Союза перед его внешней политикой встали новые важные задачи. Они определялись общими целями СССР в этой войне.

Главной задачей советской внешней политики являлось обеспечение наиболее благоприятных международных условий для организации отпора врагу, а в дальнейшем для освобождения оккупированной им территории и полного разгрома фашистских захватчиков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)…………………………………………………………………………….5

1.1.Создание антигитлеровской коалиции………………………………………5

1.2.Борьба СССР за открытие второго фронта в Европе в 1941—1943 гг. ….10

Глава II. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства ……………………….15

2.1.Московская и Тегеранская конференции 1943 г. …………………………15

2.2.Крымская конференция……………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованной литературы…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

     В противоположность  этому в Советском Союзе не  подготавливалось никаких планов  расчленения Германии. Советское  правительство публично высказалось  против отождествления клики  Гитлера с немецким народом.  На Московской конференции вопрос  о расчленении Германии был  подвергнут обсуждению. С американской  стороны было предложено осуществить  оккупацию Германии войсками  трех держав, контроль над ней  и ее «политическую децентрализацию». Государственный секретарь США  Хэлл заметил, что «в высших сферах» США «склонны идти на расчленение Германии», но что «пока лучше занять выжидательную позицию». С советской стороны было заявлено, что «вопрос находится в процессе изучения».

Намерение трех держав сотрудничать при решении  важнейших  послевоенных проблем  конкретно  проявилось в постановлении конференции  об учреждении Европейской Консультативной  Комиссии (ЕКК) с постоянным местопребыванием в Лондоне. На ЕКК была возложена  задача «изучать европейские вопросы, связанные с окончанием военных  действий, которые три правительства  признают целесообразным ей передать, и давать трем правительствам по ним  объединенные советы». ЕКК была поручена разработка условий капитуляции  вражеских государств. 

     Московская  конференция выявила серьезные   разногласия между СССР и его   союзниками из капиталистического  мира. Но вместе с тем она  показала и возможность согласованного  решения сложнейших вопросов, относящихся  к послевоенному урегулированию. Результаты конференции были  повсеместно с большим одобрением  встречены демократическим общественным  мнением. 

     Московская  конференция подготовила условия  для первой встречи глав правительств трех держав, которая и состоялась в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. В ней в качестве руководителей делегаций участвовали И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль. Конференция проходила в политической обстановке, создавшейся под влиянием блестящих побед Красной Армии. 

     Основное  внимание на Тегеранской конференции   было уделено военным вопросам, прежде всего вопросу об открытии  второго  фронта. Советская делегация  указывала, что грубое нарушение  Англией и США обязательств  об открытии второго фронта  не только в 1942, но и в  1943 г. привело к затяжке войны  и нанесло большой ущерб общей  борьбе против фашистского блока.  Еще до Тегеранской конференции  СССР настаивал на установлении  твердого срока открытия второго фронта в целях сокращения потерь и ускорения освобождения порабощенных народов от фашистского ига. Но характер постановки вопроса об открытии второго фронта объективно изменился по сравнению с начальным периодом войны. Теперь победа над фашистской Германией уже была предрешена и могла быть достинута силами одной Красной Армии. В Тегеране советская сторона заявила, что, «как только будет осуществлен десант в Северной Франции, Красная Армия, в свою очередь, перейдет в наступление. Если бы было известно, что операция состоится в мае или в июне, то русские могли бы подготовить не один, а несколько ударов по врагу». Советское правительство желало узнать точную дату начала операции «Оверлорд», как условно именовалась десантная операция на северном побережье Франции8. 

     30 ноября 1943 г. на конференции в  присутствии  И. В. Сталина, Черчилля  и  Рузвельта генерал Брук сделал  заявление от имени США и   Англии, в котором сообщил, что  начало операции «Оверлорд» «состоится в течение мая. Эта операция будет поддержана операцией против Южной Франции, причем масштаб этой [последней] операции будет зависеть от количества десантных судов, которые будут иметься в наличии к этому времени». 

     В ответ  на это И. В. Сталин на  том  же заседании выступил  со следующим  заявлением: «Чтобы  не дать немцам возможности   маневрировать своими резервами   и перебрасывать сколько-нибудь  значительные силы с восточного  фронта на Запад, русские обязуются  к  маю организовать большое  наступление против немцев в  нескольких местах, с тем чтобы приковать немецкие дивизии на восточном фронте и не дать немцам возможности создать какие-либо затруднения для „Оверлорда"». 

     Решение  об открытии второго фронта  было достигнуто, несмотря на  противодействие Черчилля и колебания  Рузвельта. Этому в немалой  степени способствовала твердая  позиция советской делегации.  На решение об открытии второго  фронта повлияли также опасения  США оказаться перед фактом  затяжки войны на Тихом океане. Как заявил начальник штаба  США генерал Маршалл на совещании  у президента Рузвельта 19 ноября 1943 г., «результатом проведения операции  на Балканах явится продление  сроков войны как в Европе, так и на Тихом океане». 

     На  Тегеранской конференции обсуждались   также вопросы послевоенного  сотрудничества и обеспечения  прочного мира. В опубликованной  декларации подчеркивалась необходимость  единства действий трех великих  держав. 

     Главы  трех правительств обменялись  мнениями о будущем устройстве  Германии. Рузвельт предложил расчленить  ее на пять государств. «По  моему мнению,- заявил он, - Пруссия  должна быть возможно ослаблена и уменьшена в своих размерах. Пруссия должна составлять первую самостоятельную часть Германии. Во вторую часть Германии должны быть включены Ганновер и северо-западные районы Германии. Третья часть - Саксония и район Лейпцига. Четвертая часть - Гессенская провинция, Дармштадт, Кассель и районы, расположенные к югу от Рейна, а также старые города Вестфалии. Пятая часть - Бавария, Баден, Вюртемберг. Каждая из этих пяти частей будет представлять собой независимое государство. Кроме того, из состава Германии должны быть выделены районы Кильского канала и Гамбурга. Этими районами должны будут управлять Объединенные Нации или четыре державы. Рурская и Саарская области должны быть поставлены под контроль либо Объединенных Наций, либо попечителей всей Европы»9. Английское правительство также стояло за расчленение Германии. Английские правящие круги надеялись поставить под свой полный контроль рурскую промышленность. Опираясь на индустриальную мощь Рура, они намеревались занять господствующее положение в Европе. Английская делегация поддержала основные положения американского плана.  

     Советская  делегация считала, что решение   германской проблемы следует  искать не на путях уничтожения  германского государства, а на  путях его демилитаризации и  демократизации, с непременным уничтожением  гитлеризма и гитлеровской военной  машины. Советское правительство  понимало, что главная цель планируемых  Англией объединений в Европе  по существу заключается в  создании антисоветских блоков. Считая, что после окончания войны  европейские народы будут стремиться  к восстановлению своей независимости,  Советское правительство выступило  против таких антидемократических  планов. Советская делегация предложила  передать вопрос о расчленении  Германии в Европейскую консультативную  комиссию. 

     Что  касается английских и американских  планов по Германии, то Сталин  прямо  заявил, что ему «не  нравится план новых объединений  государств». Он подчеркнул, что  не видит большой разницы между  населением Пруссии и других  частей Германии. Г. Гопкинс, который присутствовал на конференции при обсуждении предложений о расчленении Германии, характеризует позицию СССР следующим образом: «Сталин без особого энтузиазма отнесся к обоим предложениям». 

     На  конференции была принята «Декларация   об Иране». Участники конференции   заявляли «о своем желании  сохранить  полную независимость,  суверенитет  и территориальную  неприкосновенность Ирана». 

     В Тегеране  обсуждался также и вопрос  о войне с Японией. В течение  всей войны эта страна вела  политику, резко враждебную СССР. Японское правительство беззастенчиво  нарушило советско-японский договор  о нейтралитете от 13 апреля 1941 г., предусматривавший (ст. 1) поддержание  дружественных отношений. Ввиду  такого нарушения Японией ее  обязательств и ради сокращения  сроков войны на Дальнем Востоке  советская делегация пошла навстречу  неоднократным просьбам США и  Англии, настаивавшим на вступлении  СССР в войну против Японии. В целях дальнейшего укрепления  антигитлеровской коалиции, ликвидации  очага агрессии на Дальнем  Востоке И. В. Сталин заявил, что Советский Союз объявит  войну Японии после поражения  фашистской Германии. 

     Руководители  трех держав обменялись мнениями  и  по другим вопросам мировой  политики. Нельзя сказать, что  обсуждение политических вопросов  проходило гладко. Дело иногда  доходило до горячей полемики, некоторые вопросы так и остались  нерешенными10. 

     Тем  не менее Тегеранская конференция и ее решения имели огромное международное значение. На конференции восторжествовали принципы сотрудничества великих держав антигитлеровской коалиции. В подписанной руководителями трех союзных стран декларации подчеркивалось, что СССР, США и Англия «будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время». Конференция подтвердила, что расчеты фашистской дипломатии на раскол среди союзников несостоятельны.  

2.2.Крымская конференция  

     Наступление  Красной Армии создало благоприятные   условия для действий союзников   в Западной Европе. Тем не менее  к зиме 1944/45 г. их наступление захлебнулось. В особенно трудном положении оказались союзные войска в конце декабря 1944 г., когда гитлеровское командование предприняло большое контрнаступление на Западном фронте в районе Арденн. Германским войскам удалось достигнуть крупных успехов. 

   Успехи  Красной  Армии, равно как и  новое  соотношение сил, складывавшееся  на международной арене, создали   благоприятные условия для деятельности  советской дипломатии на Крымской  конференции. То была вторая  встреча глав правительств трех великих держав антигитлеровской коалиции. 

     Конференция  проходила в Ливадии, под Ялтой,  с 4 по 11 февраля 1945 г. На конференции   было детально рассмотрено положение   на фронтах и определены дальнейшие  перспективы военных операций  против Германии. Черчилль все  еще вынашивал мысль об англо-американской  оккупации не только Западной, но и возможно большей территории  Центральной и Юго-Восточной Европы. Он стремился любыми средствами  приостановить дальнейшее продвижение  Красной Армии на запад. На  пути в Крым он встретился  с президентом Рузвельтом на  Мальте и вел с ним переговоры. Как свидетельствует американская  запись мальтийских переговоров,  «Черчилль придавал большое значение  скорейшему либо выводу, либо  капитуляции германских вооруженных  сил в Италии. Он чувствовал, как  важно, чтобы мы смогли оккупировать  как можно большую часть Австрии,  так как было нежелательным,  чтобы русские оккупировали в  Западной Европе больше, чем это  необходимо»11. 

     На  Крымской конференции главы трех  делегаций договорились о порядке   принудительного осуществления  условий безоговорочной капитуляции  гитлеровской Германии. Они наметили  начала согласованной политики  в отношении Германии, в основу  которых были положены принципы ее демократизации и демилитаризации. Было подтверждено, что в соответствии с согласованным в Европейской консультативной комиссии планом Германия будет оккупирована войсками победителей и над нею будет установлен контроль трех союзных держав. Целью оккупации и союзнического контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир». Союзные державы заявили о своей готовности разоружить и распустить все германские вооруженные силы, ликвидировать генеральный штаб, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех военных преступников справедливому и быстрому наказанию; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, культурной и экономической жизни немецкого народа, а также принять совместно и другие меры, которые могли бы оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всех народов. Участники конференции торжественно заявляли, что в их цели не входит уничтожение германского народа. Но они подтвердили, что «только тогда, когда нацизм и милитаризм будут искоренены, будет надежда на достойное существование для германского народа и место для него в сообществе наций». 

     Главы  правительств трех держав подтвердили   в решениях Крымской конференции  выработанные в Европейской консультативной комиссии документы: «О зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином" и „О контрольном механизме в Германии"». В первом из них была зафиксирована договоренность о том, что Германия будет разделена на три оккупационные зоны, которые должны будут занимать войска трех держав, и определены границы этих зон. 

     По  соглашению «О контрольном механизме   в Германии» верховная власть  в стране в период оккупации  должна осуществляться главнокомандующими  вооруженными силами СССР, США,  Англии, каждым в своей оккупационной  зоне по директивам своих правительств. По вопросам, затрагивающим Германию  в целом, главнокомандующие обязаны  будут действовать совместно  как члены Союзного контрольного  совета по Германии. 

     США  и Великобритания в течение  длительного  времени занимали  враждебную позицию  в отношении  французского комитета национального  освобождения, преобразованного затем  во Временное правительство Франции,  и лично генерала де Голля,  рассчитывая, что после войны  Франция превратится во второстепенную  державу и будет находиться  у них в политической и экономической  зависимости. Поэтому они противились  допущению Франции на равных  правах в число великих союзных  держав. 

     Однако  в связи с вынашиваемыми планами   создания антисоветского западного   блока, в котором значительная  роль отводилась Франции, английское  и американское правительства  пошли на пересмотр  принятых  в Европейской консультативной  комиссии решений, с тем чтобы предоставить зону оккупации и место в Контрольном совете для Германии четвертой державе — Франции. На пересмотр позиции в отношении Франции западных союзников толкало и то, что 10 декабря 1944 г. между СССР и Францией был заключен договор о союзе и взаимопомощи, который в значительной мере укреплял международный престиж Франции. 4 февраля 1945 г. в беседе со Сталиным в Ливадии Рузвельт говорил, что «нужно будет обсудить на нынешнем совещании вопрос о предоставлении Франции зоны оккупации в Германии. Конечно,— добавил Рузвельт,— речь идет лишь о любезности по отношению к французам». Американский президент признавал, что он «был против участия Франции в Контрольном совете в Германии», но затем изменил свое мнение. При обсуждении этого вопроса глава советской делегации заявил, «что он не возражает против участия французов в Контрольном совете и что он за присоединение их к декларации». На конференции было решено, что Франции должна быть предоставлена в Германии зона, подлежащая оккупации французскими войсками (Рейнская Пруссия с Сааром и Рейнский Пфальц). Эта зона должна быть образована из части британской и американской зон. Было также решено, что французское Временное правительство будет приглашено направить своего представителя в Контрольный совет по Германии.

Информация о работе Советско-американские отношения в период 1941-1945 гг