Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в общей характеристике такого довольно сложного направления в советской внешней политике рассматриваемого периода, как отношения с США.
В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы по направлениям советско-американских отношений:
по вопросу создания антигитлеровской коалиции

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)…………………………………………………………………….5 1.1.Создание антигитлеровской коалиции……………………………………..5
1.2.Борьба СССР за открытие второго фронта в Европе в 1941—1943 гг………………………………………………………………………..…………10
Глава II. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства ……………………….15
2.1.Московская и Тегеранская конференции 1943 г. ………………….15
2.2.Крымская конференция………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Соглашение  о контрольном  механизме предусматривало, что  Контрольный совет и другие органы союзников по контролю и управлению Германией «будут действовать в  течение начального периода оккупации  Германии, следующего непосредственно  за  капитуляцией, т. е. в течение  периода выполнения Германией основных требований безоговорочной капитуляции». [10, C. 400]

По  вопросам общей суммы  репараций с Германии, а также  их распределения между пострадавшими  от германской агрессии странами, то советская  и американская делегации согласились  в следующем: «Московская комиссия но репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложения Советского правительства о том, что общая сумма репараций... должна составлять 20 млрд. долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу». Этот вопрос был согласован между советским и американским правительствами. Однако английская делегация на Крымской конференции не присоединилась к этому предложению, заявив, что английское правительство сохраняет за собой право вернуться к вопросу об определении суммы репараций в ходе работы репарационной комиссии. Правительство США в дальнейшем отказалось поддержать согласованную ранее сумму справедливых репарационных требований Советского Союза.

На  конференции вновь  обсуждались  различные предложения  о разделе  Германии на несколько  государств.

К этому времени западными  державами  были разработаны новые  планы  расчленения Германии. В 1944 г. за подписью заместителя государственного секретаря  США Уэллеса были опубликованы предложения о расчленении Германии на три государства: восточное, западное и южное. Предполагая сопротивление немецкого народа ликвидации единого германского государства, Уэллес предлагал произвести расчленение насильственным путем.

Другой  план расчленения  Германии был разработан по специальному поручению президента Рузвельта  одним из его ближайших сотрудников - министром финансов Моргентау. Этот план был рассмотрен и утвержден так называемым «Правительственным комитетом по вопросам Германии». Согласно этому плану, Саар и прилегающие к нему территории между Мозелем и Рейном отходили к Франции; Рур, Рейнская область, Кильский канал и район, расположенный к северу от него, должны были стать международной зоной и управляться «международным органом». Остальную часть Германии намечалось разделить на два «автономных государства»: Северогерманское государство, включая Пруссию, Саксонию, Тюрингию, и Южногерманское государство в составе Баварии, Вюртемберга, Бадена и др. Последнее, по замыслу Моргентау, должно было иметь таможенную унию с Австрией. [7, C. 203]

Этот  план наряду с расчленением Германии предусматривал ликвидацию большей  части немецкой промышленности и  аграризацию страны. Это обрекало на голодное существование значительную часть немецкого народа.

Вопрос  о расчленении  Германии был поставлен  на второй англо-американской конференции в  Квебеке в сентябре 1944 г. Здесь  Рузвельт и Черчилль одобрили план Моргентау.

На  Крымской конференции  руководители американского и английского  правительств вновь высказались  за раздел Германии. «Рузвельт думает,—  говорится в советской стенограмме  конференции,— что хорошо было бы предъявить немцам условия капитуляции и, кроме того, заявить им, что Германия будет расчленена». В результате обмена мнениями по этому вопросу было принято решение создать специальную комиссию по Германии, которая обсудит и вопрос о расчленении Германии.

На  заседании Комиссии по расчленению, состоявшемся 7 марта 1945г., советский  представитель заявил, что вопрос о расчленении Германии изучается  советскими экспертами. Отвечая на вопрос Вайнанта, желают ли союзники, чтобы существовала демократическая Германия, Гусев отметил, что перед комиссией стоит вполне ясная задача — «выработать конкретный план такого территориального устройства Германии, при котором немцы не могли бы возродить свою военную мощь и опасность германской агрессии в будущем могла бы быть устранена навсегда». Иден и Вайнант согласились с тем, что изложенный советским представителем подход к проблеме является правильным.

Советская делегация не могла  не заметить, что американская и  особенно английская делегации, являвшиеся инициаторами расчленения Германии, на Крымской конференции стали отступать  от своих позиций. Правительства  США и Великобритании, видевшие в  Германии прежде всего своего империалистического соперника и опасного конкурента на мировом рынке, стремились к ее максимальному ослаблению. Однако германский вопрос имел для американо-английского империализма еще и другой важный аспект — возможность использования Германии в будущем в антисоветских целях. В этих условиях планы полной деиндустриализации и расчленения Германии теряли для западных стран свою ценность.

Советское правительство  определило на Крымской конференции  срок вступления СССР в  войну против Японии: через два-три  месяца после  окончания войны  в Европе. При  этом были согласованы  следующие  три условия:

Сохранение существующего  положения Монгольской Народной Республики.

Восстановление принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно: а) возвращение  Южного Сахалина; б) интернационализация  Дайрена (Дальнего) и восстановление аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; в) совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог.

Передача Советскому Союзу  Курильских островов.

На  конференции был  рассмотрен вопрос об учреждении Организации  Объединенных Наций и принято  решение о созыве 25 апреля 1945 г. в  Сан-Франциско конференции Объединенных Наций, которая должна была подготовить  окончательный текст устава Организации. Кроме того, было принято согласованное  решение по важнейшему вопросу —  о процедуре голосования в  Совете Безопасности, внесенное делегацией США.

Конференция приняла «Декларацию  об освобожденной  Европе». В ней провозглашалось, что СССР, США и Англия «договорились  между собой согласовывать в  течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным or господства нацистской Германии, и народам бывших государств-сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем. Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору». [9, C. 572]

Советский Союз всегда считал необходимым поддерживать после  войны тесное сотрудничество между  державами — участницами  антифашистской коалиции. Итоговым документом Крымской конференции было заявление  «Единство  в организации мира, как и в  ведении войны». Руководители трех великих держав согласились сохранять  и усиливать в предстоявший мирный период то сотрудничество, которое осуществлялось между Советским Союзом, США и Англией в дни войны. В заявлении подчеркивалось, что «только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества — прочный и длительный мир...».

Вся работа Крымской конференции  протекала под знаком неизмеримо возросшего международного авторитета Советского Союза и его миролюбивой  политики. Советский Союз добился  принятия Соединенными Штатами и  Англией ряда совместных решений, направленных на демократическое устройство послевоенного мира.

В интересах принятия согласованных  решений и стремясь к укреплению отношений между главными государствами  антигитлеровской коалиции, советская  делегация шла навстречу многим пожеланиям делегаций США и Англии; последние также должны были учитывать  интересы Советского Союза. Они пошли  на это в значительной мере потому, что нуждались в помощи СССР в  войне против Японии.

Крымская  конференция  была важным этапом в  борьбе миролюбивого человечества за скорейшее окончание  войны и  демократическое решение  послевоенных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Основные  выводы по работе можно сделать следующие:

На  первом этапе войны  внешняя политика СССР, в том числе  отношения  с США, строились вокруг создания антигитлеровской коалиции. Так, 22 июня 1941 г. Англия заявила о  полной поддержке СССР, а США почти  одновременно (23 июня) выразили готовность оказать ему экономическую помощь. В результате 12 июля в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии, а 16 августа – о товарообороте  между двумя странами. В том  же месяце в результате совещания  Ф. Рузвельта (1882-1945) и У. Черчилля была подписана Атлантическая хартия, к которой в сентябре присоединился  СССР. Однако союзники на этом этапе не выполнили своих обязательств: помощь СССР по военным поставкам была минимальной, не был открыт второй фронт, несмотря на то, что в 1942 г. в результате переговоров в Вашингтоне в советско-американском коммюнике указывалось, что «была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».

В 1943 г. окрепли союзнические отношения  стран антифашистского  блока: на Московской конференции (октябрь 1943 г.) Англией, СССР и США были приняты  декларации об Италии, Австрии и  о всеобщей безопасности (подписана  также Китаем), об ответственности гитлеровцев за совершенные преступления. На Тегеранской конференции (28 ноября – 1 декабря 1943 г.), где впервые встречались Ф. Рузвельт, И. Сталин и У. Черчилль, было принято решение об открытии в Европе в мае 1944 г. Второго фронта и принята Декларация о совместных действиях в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве. В конце 1943 г. на конференции руководителей Англии, Китая и США аналогично был решен японский вопрос. На Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) руководители Англии, СССР и США решали судьбу Германии, Польши, Югославии, обсуждали вопрос о создании Организации Объединенных Наций (создана 25 апреля 1945 г.), заключили соглашение о вступлении СССР в войну против Японии.

Вместе  с тем США  длительное время (как и Англия) по вопросу послевоенного  устройства Германии настаивали на её расчленении. В особенности, наиболее приемлемым в американских кругах считался план Моргентау, согласно которому от Германии отторгались Саар и прилегающие к нему территории между Мозелем и Рейном, Рур, Рейнская область, Кильский канал и район, расположенный к северу от него. Остальную часть Германии намечалось разделить на два «автономных государства»: Северогерманское государство, включая Пруссию, Саксонию, Тюрингию, и Южногерманское государство в составе Баварии, Вюртемберга, Бадена и др. План наряду с расчленением Германии предусматривал ликвидацию большей части немецкой промышленности и аграризацию страны. Но впоследствии Правительства США и Великобритании, видевшие в Германии прежде всего своего империалистического соперника и опасного конкурента на мировом рынке, хотя и стремились к ее максимальному ослаблению, однако германский вопрос имел для американо-английского империализма еще и другой важный аспект — возможность использования Германии в будущем в антисоветских целях. В этих условиях планы полной деиндустриализации и расчленения Германии теряли для западных стран свою ценность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1.Всемирная история /под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003 – 496 с.

2.Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований: Пер. с нем. - М.; «Весь Мир», 1997 – 400 с.

3.Иноземцев Н.Н. Внешняя политика США в эпоху империализма. М., I960 – 814 с.

4.История внешней политики СССР (в 2 тт.). Том 1. 1917 – 1945 гг. /под ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарева. М.: Наука, 1980 – 576 с.

5.История дипломатии. 2-е изд., М., 1975, т. 4 – 640 с.

6.История США (в 4 тт., том 4) / под ред. М.А. Альперовича. М.: Политиздат, 1985 – 632 с.

7.Орлов А. С. За кулисами второго фронта М.: Вече, 2001 – 278 с.

8.Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тт.1-2. М., 1957.

9.Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: Сборник документов. М., 1978, т. 1 – 784 с.

10.Черняк Е. Б. Из истории секретной дипломатии и разведки М.: ЮНИТИ, 2002 – 554 с.

 


Информация о работе Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)