Содержание столыпинской аграрной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 20:01, реферат

Краткое описание

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли"1. Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. Выход из общины рассматривал сельский сход, если же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся земским начальником. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Вложенные файлы: 1 файл

столыпин.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

Уже 6 марта Столыпин выступил перед  депутатами с правительственной  программой. Список открывал знаменитый указ 9 ноября, далее перечислялись  другие аграрные мероприятия. Во всей остальной части речи Столыпие четко  дал понять, что правительство, для  реализации этой программы, готово совместно  с законодательными учреждениями приложить  все усилия, пояснив, какое правительство  он имеет в виду: правительство, которое  «хранит исторические заветы России», то есть самодержавно-монархическую  власть.

3 июня Николай II сам объявил  о роспуске Думы и назначил  созыв на 1 ноября 1907 года. Избавившись  от оппозиционной думы, Столыпин  мог проводить политику авторитарную  и консервативную, основанную на  твердой решимости обновить страну  и укрепить власть. Почва для  этого была подготовлена новым  избирательным законом.

Страх перед революцией, консерватизм и общие интересы сплотили помещиков  и буржуазию. Это дало Столыпину  больше шансов на проведение успокоительных мероприятий и некоторых реформ.

Таким образом, результатом столыпинского  аграрного бонапартизма, выраженного  в указе от ноября 1906 года, который  дополняет и завершает бонапартизм  политический, стала III Дума.

Работа Столыпина  в III Думе.

16 ноября 1907 года Столыпин выступает  перед Думой с правительственной  декларацией. Первая и основная  задача, как он говорил, это  не реформы, а борьба с революцией, которая может сорвать все,  что было задумано им. Еще надо  было разобраться с аграрной  реформой, которая долгое время  оставалась не решенной. После  принятия указа 9 ноября Думой,  проект закона с внесенными  поправками поступил на обсуждение  Государственного совета и также  был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это был либеральный буржуазный закон, который способствовал развитию капитализма в деревне.

Конечно же это был прогрессивный  закон, но он обеспечивал прогресс по худшему, прусскому образцу, когда  можно было пойти по американскому  пути развития сельского хозяйства, который предусматривал развитие сельского  хозяйства путем наделения крестьян фермами, где они станут полновластными хозяевами. Смысл закона раскрывался  в его первой статье, где говорилось, что каждый домохозяин, владевший  землей на общинном праве, может потребовать "укрепления" этой земли в его  частную собственность. Он мог оставить за собой излишки, если крестьянин мог  за них заплатить по выкупной цене 1861 года. Выход из общины рассматривал сельский сход, если же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся  земским начальником. Дополнением  к закону 14 июня 1910 года усиливавшим  его насильственный характер, был  принятый обеими палатами закон о  землеустройстве, называвшийся законом 29 мая 1911 года. В соответствии с ним, для проведения землеустройства  не требовалось предварительного закрепления  земли за дворохозяевами. Крестьянские банки и процесс переселения  также разрушали общину. В 1906 году Крестьянскому банку было передано несколько гектаров удельных и казенных земель, но свой главный земельный  фонд банк создавал за счет скупки помещичьих земель. В задачу переселенческого управления входила задача разрядить  земельную тесноту, которая наблюдалась  в центральных районах России. Основными районами переселения  явились Сибирь, Северный Кавказ, Средняя  Азия. Но реформа не удалась. Она  не достигла ни политических, ни экономических  целей, которые перед ней ставились. У крестьян не было достаточно материальных средств для того чтобы поднять  свое хозяйство, чтобы купить новую  технику, которая позволила бы повысить производительность. Столыпинский аграрный курс провалился и политически. Дело в том, что крестьяне не смогли забыть о помещичьей земле, даже "кулаки", грабя общинную землю, держали в  уме и помещичью. К тому же таких  сильных хозяев было всего 5% сельского  населения. Ко всему прочему, социальная напряженность в деревне не спала, а усилилась до предела. Опасность  состояла в том, что брожение ушло в глубь и был неизбежен  новый взрыв. Крах столыпинской аграрной реформы был обусловлен главным  объективным фактором - тем, что она  проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения. Только ликвидация помещичьего хозяйства  могла спасти реформу Столыпина.

Столыпин не ограничивался реформами  в сельском хозяйстве, он обдумывал  реформы местного управления, образования  для малоимущих и крестьян. Речь, в которой затрагивались эти  вопросы прозвучала в Думе 9 ноября 1908 года. Вскоре в Думе возник "Польский вопрос", он появился в 1910 году в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в Государственный совет. Еще в 1909 году группа членов Государственного совета внесла законодательное предложение, его целью было сокращение депутатов от западных губерний. Дело в том, что все депутаты были поляки, так как в их руках были сосредоточены крупные землевладения, а выборы в государственный совет производились по земельному цензу. Предлагалось, разделить девять губерний на три избирательных округа. Русские выборщики выбирали по два человека от округа, а поляки по одному. Таким образом от девяти губерний выбиралось бы шесть русских и три поляка. Столыпину эта идея очень понравилась:

Получалось вдвойне хорошо - с  одной стороны, либеральная форма, а с другой - реализация любимого лозунга " Россия для русских". 1 июня 1908 года законопроект был передан в государственный совет, а 17 июля стал законом - с некоторыми изменениями.


Информация о работе Содержание столыпинской аграрной реформы