Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:35, контрольная работа
Период 80-х годов в истории США – сложный период, на который приходится очередной виток экономического и политического кризиса, в том числе и во внешней политике. Решить очередной круг проблем вызвался новый, сороковой по счету президент Штатов – Рональд Рейган. Его приход к власти сопровождался т.н. «неоконсервативной революцией», когда верх над умами в обществе взяли консерваторы-республиканцы, к числу которых принадлежал и сам Рональд Рейган. Неоконсервативная идеология сочетала в себе весьма разнородные элементы, довольно оригинально к ней подходил и сам Рейган. К моменту избрания ему исполнилось 69 лет, по замечанию авторов, он был самым старым президентом Америки
Введение…………………………………………………………………..3
1. Политическое и экономическое положение США в
конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века………………………………4
2. Приход первой администрации Рональда Рейгана к власти. Политический курс президента Рейгана, период «рейганомики» в США ...……………………………………………………………………6
а) реформы во внутренней политике…………………………………9
б) внешнеполитический курс ………………………………………..12
3. Период второй администрации Р.Рейгана……………………….16
4. Рейган и «рейганомика» в истории США, значение президентских реформ………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………..22
Все это сопровождалось колоссальным увеличением военного бюджета и расходов на реализацию программ довооружения, таких как СОИ. По своему масштабу «рейганомика» стала самой амбициозной, самой дерзкой попыткой тотального реформирования социально-экономической сферы со времен «Нового курса» Франклина Рузвельта, хотя была направлена в противоположную сторону – на снижение роли государства в экономике. Первые результаты реформ оказались достаточно двойственными. Уровень инфляции начал быстро снижаться. К концу 1982 года он составил уже 6,1%, а в 1983 году – 5%. Безработица сократилась до 8%. Но инвестиционная активность оставалась минимальной, а государственный долг становился просто угрожающим. Во многом это объяснялось не только сложной экономической конъюнктурой, но и растущими расходами на гонку вооружений и проведение агрессивной внешней политики в самых разных уголках планеты. Личная популярность Рейгана снизилась в 1983 г. до 35%. Но уже к концу года Рейган получил в свои руки мощные аргументы: по итогам 1983 г. ВВП вырос на 7,6%. Впервые за несколько лет начался и рост расходной части федерального бюджета. Но, в конце концов, результаты действия «рейганомики» оказались впечатляющими. После короткого спада в 1981-1982 годов начался бурный экономический рост, который по своей длительности и результатам не имел аналогов в американской истории с самого начала XX века. Инфляция и безработица сократились до рекордно низкой отметки – 4,4 и 5,3% соответственно, выросли средние доходы американских граждан, итоговый рост ВНП за 8 лет превысил 30%. К негативным последствиям «рейганомики» можно отнести чрезвычайное увеличение государственного долга, бюджетного дефицита, дефицита внешней торговли и усилившуюся социальную дифференциацию населения.
На фоне этих оптимистических тенденций Рейган провел очень агрессивную избирательную кампанию. Он апеллировал не только к традиционным ценностям и чувству патриотизма, но и оптимизму, предприимчивости американцев, в первую очередь – «молодой Америки», нового поколения технократов-ученых, предпринимателей, менеджеров. Выборы, состоявшиеся в ноябре 1984 г., показали правильность такой стратегии. Рейгана поддержали 58 миллионов избирателей, тогда как кандидата демократов У. Мондейла – всего 40 миллионов.
б) внешнеполитический курс
В отличие от конкретных шагов, предпринятых администрацией в сфере экономики и финансов, первые проявления ее активности во внешнеполитической области носили ярко выраженный идеологический характер6. Как отмечают исследователи, «с приходом на пост президента США Р.Рейгана начался последний и чрезвычайно напряженный период «холодной войны». Новый американский лидер нимало не смущался своим небольшим политическим опытом и весьма туманными представлениями о перипетиях мировой политики»7. Основным направлением внешней политики Рейгана стало в эти годы соперничество с СССР. Задолго до выборов было ясно, что Рейган является принципиальным противником переговоров о сокращении стратегических наступательных вооружений, считающим, что в этих переговорах США недостаточно пользовались таким действенным методом давления на СССР, как угроза нового витка гонки вооружений. Располагая убедительными разведданными о том, ценой каких экономических жертв достигается Советским Союзом паритет с США в современных вооружениях, новая американская администрация могла, по мнению президента и его окружения, позволить себе более решительное давление на советское руководство. Программа дальнейшего наращивания стратегических ядерных потенциалов США, охватывающая всю триаду стратегических сил – ракеты наземного базирования, ракеты морского базирования и стратегические бомбардировщики, была объявлена единственной возможностью восстановить утраченный страной «резерв безопасности». В рамках программы модернизации ядерных вооружений, общая стоимость которых оценивалась в 180 миллиардов долларов, предполагалось, в частности, завершение строительства межконтинентальных ракетных систем MX, строительство по меньшей мере ста стратегических бомбардировщиков Б-1 (стоимостью 200 миллионов долларов за каждый), строительство ежегодно по одной атомной подводной лодке «Трайдент», совершенствование радарно-спутниковой системы предупреждения о ядерном нападении и системы раннего предупреждения для Северной Америки, продолжение научных исследований в области строительства системы обороны от баллистических ракет с возможным размещением ее в космическом пространстве и др. Цель достижения военного превосходства над Советским Союзом не скрывалась. Более того, как считают авторы, особо отмечалась необходимость приобретения Соединенными Штатами способности вести войну с СССР в глобальном масштабе. Белый дом периодически подчеркивал готовность вести с СССР переговоры о контроле над вооружениями, но эта готовность неизменно связывалась со способностью США вести их с позиции силы8.
Линия нового американского руководства сводилась к созданию новых видов ядерного оружия и претворению в жизнь этой политики до тех пор, пока советские руководители не убедятся в растущей ядерной мощи США и не согласятся на установление «потолков» или даже на сокращение ядерных вооружений. Изложение жесткой позиции администрации по стратегическим вопросам взаимоотношений с СССР неизменно сопровождалось заявлениями и оценками, напоминающими период «холодной войны». Характеристики, данные президентом Советскому Союзу («империя зла»), советским лидерам («они зарезервировали за собой право совершать любое преступление, лгать и обманывать») и бесконечным конфронтациям (борьба «между правдой и неправдой, добром и злом»), надолго осложнили и без того непростые советско-американские отношения в первой половине 80-х годов9. Выступая в июне 1982 году в британском парламенте, президент США призвал Запад к «крестовому походу» против коммунизма. Для этого периода президентства Рейгана характерным было его заявление по поводу невозможности вести переговоры с Советским Союзом: «Нельзя идти на компромиссы с людьми, отрицающими существование души, потустороннего мира и Бога».
Подобные характеристики, по словам авторов, превалировали над советско-американскими отношениями все первые четыре года пребывания Рейгана в Белом доме10. Предвзятое отношение президента к Советскому Союзу наложило отпечаток на все, что делалось Соединенными Штатами на международной арене в годы первой администрации Рейгана. Как пишет Пономарев, Рейган весь мир готов был безапелляционно поделить на «хороших» и «плохих парней»11.
Напряженность отношений между двумя странами в годы первой администрации Рейгана особенно усилилась после инцидента с южнокорейским пассажирским лайнером, сбитым советским истребителем в августе 1983 года над территорией СССР. На борту лайнера оказалось более 60 американских граждан. Этот инцидент произошел на фоне обострившегося противостояния в результате объявленных в том же году решений администрации США о размещении в Западной Европе американских ракет среднего радиуса действия и широко разрекламированной в американской печати под названием «звездные войны» «стратегической оборонной инициативы» (СОИ) президента. Программа СОИ предусматривала развертывание в космическом пространстве системы противоракетной обороны, способной уничтожить баллистические ракеты противника в момент их запуска или во время их полета в направлении территории Соединенных Штатов12.
Объектом пристального внимания рейгановской администрации в Западном полушарии была угроза ширящегося левого движения в Центральной Америке и в регионе Карибского моря. Выдвинув в 1982 г. Карибскую инициативу, Вашингтон дал ясно понять, что США не допустят дальнейшего распространения идей социальной революции и влияния Кубы в регионе. Была начата кампания по ликвидации сандинистского режима в Никарагуа. Контрреволюционные силы этой страны (т.н. «контрас») активно снабжались ЦРУ оружием и финансозыми средствами, а боевики этих сил обучались американскими специалистами искусству установки мин. Аналогичная помощь была предоставлена и правому режиму в Сальвадоре. В 1983 г. войска США свергли левый режим на Гренаде, объяснив свои действия необходимостью защиты жизни американцев, находившихся на этом карибском острове, и опасностью его превращения в советскую военную базу.
В январе 1984 г. в послании конгрессу президент изложил основы внешнеполитического курса своей администрации, особо выделив вопрос об оказании помощи странам Азии, Африки и Латинской Америки, ведущим борьбу против «советского экспансионизма». В соответствии с этой «доктриной Рейгана» «борцами за свободу и демократию» были объявлены силы и движения, от которых США пришлось со временем отречься и с которыми американское государство было даже вынуждено позднее вести войну.
Огромное количество военного снаряжения и крупные финансовые средства были направлены афганским моджахедам, сражавшимся с советскими войсками. В 1984 – 1985 гг. сумма американской военной помощи достигала 800 миллионов долларов, США направляли оружие и деньги противникам левого правительства Анголы, а Южная Африка поддержала их военной силой. По приказу Белого дома воинские подразделения несколько раз направлялись в страны Ближнего Востока. В 1982 году в Ливане с целью поддержки правого режима американские морские пехотинцы приняли участие в боях против антиправительственных сил. В октябре 1983 года 242 морских пехотинца США погибли в результате взрыва бомбы в их штаб-квартире в Бейруте. В феврале 1984 года все остававшиеся в Ливане военнослужащие были отозваны на родину, что было расценено в зарубежных политических кругах как свидетельство намерения президента Рейгана сосредоточить все свое внимание на проблемах взаимоотношений с СССР и вопросах разоружения.
3. Период второй администрации Р.Рейгана
По мере приближения новых президентских выборов Рейган вынужден был значительно умерить свой ультраконсервативный пыл и заметно видоизменить риторику. Он все больше заигрывал с малообеспеченными слоями населения, пытаясь представить себя «защитником обездоленных», все чаще заверял американцев в своем намерении добиваться укрепления мира, решения проблем ограничения гонки вооружений, улучшения отношений с СССР. Одновременно республиканцы стремились убедить избирателей в том, что именно их политика привела к наступлению с 1983 года экономического оживления и падению инфляции, хотя для объективных наблюдателей не было секретом, что Рейган эксплуатировал в предвыборных целях обычный циклический подъем производства13. Как показали итоги выборов 1984 года, которые привели к переизбранию Рейгана на второй срок, значительное число американцев поверило этой риторике. После второй победы на президентских выборах Рейган сохранил прежнюю стратегию реформ. Основное внимание уделялось дальнейшему стимулированию деловой активности. Правительство предприняло ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса, ослабило административный контроль в сфере производства, окончательно отказалось от вмешательства в регулирование трудовых отношений. Начался и новый этап налоговой реформы. По закону 1986 года произошло снижение налога на прибыль корпораций. Личный подоходный налог устанавливался только на двух уровнях: 15% - на семьи, чей совокупный годовой доход был ниже 29,75 тыс. долл., и 28% - на семьи с более высокими налогами. Лица, обладавшие еще более низкими доходами, вообще освобождались от уплаты федеральных налогов. К 1988 году индекс инфляции снизился уже до 4,5%, уровень безработицы - до 5,4%. Уровень экономического роста составлял в эти годы 4 – 6,5% в год (всего за период 1982 - 1988 г. — примерно 3,8% в год). Но государственный долг приближался уже к 1 трлн долл., а по уровню доходов на душу населения США оказались к 1988 г. на 11-м месте в мире. Росла социальная дифференциация американского общества.
Неоднозначные результаты «неоконсервативной революции» оказались оттеснены на второй план радикальным изменением внешнеполитической стратегии США. После прихода к власти в СССР М. Горбачева и провозглашения им политики «нового мышления» американская администрация постепенно пришла к выводу о целесообразности проведения более гибкой политики в отношении своего геополитического противника. Сторонниками такого курса в окружении президента Рейгана были Дж. Шульц, Ф. Карлуччи, Дж. Буш. Политика разрядки позволила ослабить груз военных расходов на федеральный бюджет, не ослабляя при этом международных позиций США. К концу своего правления Рейган уже совершенно недвусмысленно поддерживал политику Горбачева по демократизации советской политической системы и внедрению элементов рыночных отношений в социалистическую экономику. В конечном счете «перестройка» стала прологом к распаду Советского Союза, а Рейган уже спустя несколько лет после ухода с поста президента оказался в ореоле славы победителя «холодной войны». Этому содействовало и то, что в США нередко называли «магией личности» «великого коммуникатора» Рейгана14. Нельзя не признать неординарной его способность оправдывать с экранов телевидения и по радио проводимый им политический курс. Явная непопулярность многих акций администрации, как фиксировали опросы общественного мнения, практически не отражалась на уровне поддержки самому Рейгану. У него сложилась репутация «тефлонового» президента. Как к сковородке с тефлоновым покрытием не прилипает яичница, так и к нему не приставали обвинения по поводу несостоятельности политики Белого дома15. По привычным стандартам политику Рейгана можно было бы оценить, как провальную, но вот парадокс – с большинством граждан он достиг взаимопонимания, которое нельзя объяснить согласием с его политикой. Его воспринимали как любимого дядюшку, пробившегося в «Овальный кабинет». Исход выборов был в немалой степени предопределен щедрой финансовой и политической поддержкой Рейгана крупнейшими монополиями США. С другой стороны, кандидат демократов бывший вице-президент в администрации Картера Уолтер Мондейл оказался неспособным выдвинуть сколько-нибудь действенную альтернативу политике правящей партии. Мондейл стал во многом жертвой собственного прошлого, той политики, которую проводила его партия в конце 70-х годов и которая фактически положила начало «рейганизму» в США.
4. Рейган и «рейганомика» в истории США, значение президентских реформ
Годы пребывания у власти правительства Рейгана, по словам отечественных исследователей, принесли Соединенным Штатам весьма неутешительные итоги16. Попытки правительства преодолеть экономические трудности путем усиления гонки вооружений натолкнулись на ряд мощных ограничителей, причем не только политических. В стране астрономически выросли дефициты федерального бюджета, государственный долг перевалил за 2 триллиона долларов, осенью 1985 года США впервые за многие десятилетия превратились из страны-кредитора в страну-должника. Высокие ставки процента на все виды кредита, помогавшие в борьбе против инфляции, по словам Никонова, сыграли роль тормоза экономического развития17. Оно резко замедлилось из-за нехватки инвестиционного капитала и нежелания предпринимателей вкладывать средства в расширение производства, тем более что банковские вклады гарантировали им более высокие прибыли. Наступивший экономический подъем отнюдь не привел, как обещал Рейган, к улучшению благосостояния рядовых американцев. Напротив, резко возросла нищета масс. Высокопарные заверения президента о его стремлении к миру оказались в полном противоречии с реальной политикой Вашингтона на международной арене. Речь идет о т.н. «мире с помощью силы» Рейгана. Наращивание новых видов вооружений не только дестабилизировало обстановку в мире, но и сильно затрудняло на длительную перспективу конструктивные переговоры по обузданию гонки вооружений. Огромную опасность всему человечеству принес провозглашенный правительством Рейгана курс на милитаризацию космоса в рамках программы «звездных войн», в которую США втянули многих своих союзников.
Крупнейшим событием международной жизни явилась советско-американская встреча на высшем уровне в ноябре 1985 года в Женеве. Она положила начало диалогу с целью добиться позитивных изменений в советско-американских отношениях, да и в международном климате. С советской стороны было подчеркнуто, что определяющей в этих отношениях будет оставаться сфера безопасности, основу которой составляет проблема немилитаризации космоса и сокращения ядерных вооружений в их взаимосвязи.
В вопиющем противоречии с интересами всего человечества находилась осуществляемая администрацией США «доктрина неоглобализма». Республиканский Белый дом претендовал на то, чтобы под лицемерным предлогом «самообороны» и «защиты демократии» присвоить себе некое «право» бесцеремонно вмешиваться в дела других стран, в первую очередь афро-азиатских и латиноамериканских, по своему усмотрению решать, какие правительства «законны», а какие «незаконны».
Таким образом, мы видим, что свой курс Рейган проводил, не имея достаточного опыта в политике, но зато он был хорошим актером и оратором, публичным деятелем, что, на наш взгляд, сыграло большую роль в его избрании и переизбрании на второй срок президентства. Хотя в период второй администрации Рейгана правительством США были учтены промахи предыдущих лет, в целом «рейганомика» себя не оправдала.
Заключение
Итак, мы рассмотрели период 80-х годов в США, когда на президентском посту дважды находился Рональд Рейган – ключевая фигура того времени как для США, так и для всего мира. Его политический курс и программа преобразований получила в истории название «рейганомики». Насколько эффективна был его внутренняя политика, мы оставим решать авторов учебников, учебных пособий и монографий. Но что касается внешней политики, то здесь необходимо отметить, что именно Рейганом был инсценирован новый виток «холодной войны» между двумя сверхдержавами – СССР и США, причем начавшаяся гонка вооружений не привела к ощутимым положительным результатам ни для США, ни для всего мира. СССР, втянутый в эту «гонку», вынужден был ценою огромных усилий сдерживать натиск со стороны Штатов. В итоге на одной из последующих международных конференций было принято решение о сокращении численности вооружений держав. Не смогла администрация президента использовать тяжелую ситуацию в Азии против нашей страны. В итоге мир был заключен, но лишь ценою первого шага со стороны СССР. На наш взгляд, в данной работе мы довольно полно отразили содержание вопроса, осветив наравне с ситуацией в США в конце 70-х – начале 80-х годов тему т.н. «неоконсервативной революции», на волне которой Рейган и пришел к власти, а также отразили содержание первого и второго как внешнего, так и внутреннего политического курса, выяснил, в чем состояла причина их сходств и различий. Остается пожелать, чтобы больше литературы выходило в науке по данному вопросу, так как до конца освещенной наша тема не является, что открывает широкую дорогу для новых исследований.