Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:05, курсовая работа
В конце XVIII в России почти оформился сословный строй, но со значительным отставанием от Запада. Цель "просвещенного абсолютизма", сохранение порядка, в котором каждое сословие должно выполнять свое назначение и функцию.
Российская сословная структура состояла из 4 сословий. Сословный строй включал в себя: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство. Главной чертой российского сословного строя было наличие и передача по наследству личных прав, состояния и корпоративных прав и обязанностей.
Введение 3
1 Правовое положение дворянства и духовенства в XVIII в.
2 Правовое положение городского населения России в XVIII в.
3 Правовое положение крестьянства России в XVIII в.
Заключение
Библиографический список
Секуляризации подверглись вотчины патриарха. Окончательно ликвидировалось действие тарханных грамот на торговые промыслы церковников. На безместных (не имевших прихода) священников и их детей с 1705 г. был наложен взамен службы в армии регулярный денежный сбор. С 1706 г. вводился сбор драгунских лошадей, замененный затем деньгами по 15 руб. с прихода. Было широко распространено взимание на военные и строительные нужды крупных сумм из средств монастырей и архиерейских домов. Установлению зависимости духовенства от государства служили введенные в 1722 г. штаты, по которым свободными от подушного оклада официально признавались лишь лица духовного сословия, имевшие места в церквах, и их дети. Все прочие члены сословия причислялись к податному состоянию. Однако фактически реализовано это мероприятие не было. Значительно скромнее, чем ожидалось, оказались и окончательные итоги церковной реформы Петра I. В первой четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации.
С целью упорядочения духовенства и подчинения его светским властям с 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Так, из дворян в него разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет. Из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада. С 1737 г. стали проводиться разборы, т.е. мобилизация в армию безместного духовенства.
Кризис феодализма, наметившийся в России в середине XVIII в., расшатал устои церкви. Это обеспечило успех реализации Указа от 26 февраля 1764 г., согласно которому церковь окончательно лишалась всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ мужского пола были переведены на положение государственных, хотя первое время они назывались экономическими (от коллегии экономии).
После создания Синода, когда церковь превратилась в отрасль государственного управления, земли вновь были ей возвращены, хотя церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен. Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II Указом 1764 г. Он оставлял на правах пользования ненаселенные наделы размером в 30 десятин для архиерейских домов и 6-9 десятин для монастырей. Указ 1797 г. увеличил их соответственно до 60 и 30 десятин. Тем самым было ликвидировано феодальное землевладение церкви. Церковь окончательно превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
В 1778 г. утверждены новые приходские штаты, по которым проводился разбор 1784 г. Всем безместным церковникам и детям духовенства не моложе 15 лет было предоставлено право по выбору поступать "в купечество, в цехи, в крестьянство и в военную службу". Формально юридически выход из сословия становился открытым. Однако корпоративные связи оказывались сильнее, и желающих добровольно изменить свой социальный статус, вступив в податное состояние, практически не находилось. Духовенство оставалось замкнутым, наследственным сословием.
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В XVIII в.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям. С введением в 1718 г. подушной подати посадское население стало податным сословием. Составляя, с юридической точки зрения, единое сословие, отличавшееся от других сословий своим наследственным правовым статусом, с социально-классовой точки зрения посадский люд не представлял собой единого целого. В его составе уже выделялись верхи посада (предприниматели, заводчики, банкиры, крупные купцы), т.е. нарождающаяся буржуазия, и остальная посадская масса (ремесленники, чернорабочие), из которой впоследствии формировался рабочий класс. Петр I, создавая военно-промышленный комплекс как основу военной мощи страны, активно способствовал формированию русской буржуазии. Это происходило в форме предоставления буржуазным элементам дополнительных сословных привилегий. Уже в первые десятилетия XVIII в. образуются в крупных городах магистраты, а в остальных - ратуши и бурмистерские палаты как органы самоуправления посадских общин. Возглавлял эту систему органов посадского самоуправления Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии.
Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины города решали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадского населения. Они ведали также местным хозяйством, дорогами, благоустройством, поддержанием порядка и имели фискальные полномочия. Посадская община платила подати. Все ее члены были связаны круговой порукой, а ратуша или магистрат распределяли повинности по дворам. Главный магистрат также представительствовал перед верховной властью о нуждах посадского населения.
Регламент Главного магистрата 1721 г.
разделял все городское население
на разряды. Выделялось дворянство, жившее
в городах в своих домах
либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы
и др. Они согласно Регламенту “между
гражданами не числятся”, не подлежат
посадскому тяглу и не входят в
систему посадского самоуправления.
Остальное население регламент
Главного магистрата делит на “регулярных
граждан” в составе двух гильдий
и “подлых людей” или чернорабочих.
Различие гильдий связано с
Развитие общероссийского
Городское население по Грамоте делилось на 6 разрядов. К первому разряду причислялись те, “кои в этом городе дом или иное строение или землю имеют”, даже если они принадлежат к иным сословиям - дворянству, чиновничеству или духовенству. Второй разряд включал купцов трех гильдий: первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая - от 5 до 10 тыс. руб.; третья - от 1 до 5 тыс. руб. Третий разряд - ремесленники, записанные в цехи. Четвертый - иностранцы и иногородние крупные купцы, поселившиеся по торговым делам в данном городе. К пятому разряду относились “именитые граждане” - крупнейшие капиталисты с капиталом от 50 тыс. руб. и больше, банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торговцы. К этому же разряду причислялись лица, отбывшие городские службы в качестве городских голов, бургомистров, членов совестных судов, членов магистратов. Сюда же была отнесена интеллигенция, т.е. лица, имевшие академические или университетские дипломы. Наконец, шестой разряд составляли посадские люди, т.е. давно поселившиеся или родившиеся в данном городе и занимающиеся ремеслом. Над основной массой посадского люда возвышались купечество и именитые граждане (второй и пятый разряды), иностранцы (четвертый разряд) - все эти привилегированные разряды были освобождены от городского “тягла”, рекрутского набора и телесных наказаний. И конечно, первый разряд-дворянство, чиновничество, духовенство. Новшество в Жалованной грамоте городам состояло в том, что к “градскому обществу” впервые были причислены дворяне, чиновники и духовенство, жившие в городах, а также интеллигенция с университетскими и академическими дипломами.
Городское самоуправление по Жалованной грамоте отличалось крайней сложностью и громоздкостью. Органами городского самоуправления являлись “собрание городского общества”, общая городская дума и шестигласная дума.
“Общее градское собрание” - общегородское собрание, в котором участвовали все городские граждане без различия разрядов, имевшие по возрасту и имущественному цензу право голоса. Оно собиралось раз в три года и проводило выборы городского головы, бургомистров, членов магистрата и совестного суда, выслушивало предложения губернатора, рассматривало дела о приеме и исключении из состава городских обывателей. Вследствие высокого имущественного ценза вход в это собрание был закрыт не только городским низам, но и купцам третьей гильдии.
Следующий орган - “общая городская дума”. Она рассматривала текущие дела и собиралась несколько раз в год. Ее члены избирались каждым из 6 разрядов городских обывателей раздельно, но в одну общую думу. В ее работе участвовали и дворяне, избиравшиеся от разряда домовладельцев. Но главную роль в этих городских думах, как правило, играли купцы. Наконец, постоянно действовавшими органами повседневного управления текущими делами городов являлись так называемые шестигласные думы. Они состояли из городского головы (председателя) и шести гласных (депутатов) от всех 6 разрядов городских жителей - по одному от каждого разряда. Но наряду с шестигласной думой как исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления продолжали существовать и магистраты, члены которых избирались “общим градским собранием”. Магистраты выступали прежде всего как судебные органы по делам горожан (прежде всего гражданским искам). Но они обладали и контрольными функциями по отношению ко всем остальным органам городского самоуправления. Хотя их компетенция в законе определялась широко, в действительности магистраты были бессильны. Их бюджет формировался за счет небольших отчислений от казенной продажи вина и был ничтожен. Даже в московской думе он не превышал 10 тыс. руб. в год и в основном расходовался на содержание органов самоуправления, а на благоустройство шли крохи (15-20 %).
Кроме того, органы самоуправления были
подчинены государственным
3 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В XVIII в.
В петровскую эпоху крепостное право стало пониматься, как институт публичного права. Весь сословный строй этой эпохи построен на принципе государственного интереса, а практически – на всеобщем закрепощении: царь крепок государству, дворянство – царю, крестьяне – дворянам. Крепостное право основано на велениях всенародной пользы. Мысль о государственной пользе, как основании крепостного права, нашла отражение в указе от 18 января 1721 года о покупке деревень к заводам. В указе говорилось о том, что, несмотря на прежнее запрещение купцам приобретать деревни (а запрещение было потому, что купцы занимались исключительно купечеством и не приносили тем самым пользы государству), “...позволяется сим нашим указом ...деревни покупать невозбранно”, по причине того, что “...многие купецкие люди...возымели к приращению государственной пользы заводить разные заводы...”.5 Таким образом, выходило, что владельцы крестьян были лишь временными их держателями по уполномочию государственной власти.
Ключевский пишет: «Указы о первой ревизии юридически смешали два крепостных состояния, прежде различавшиеся по закону, крепостное холопство и крепостное крестьянство. Крепостной крестьянин был крепок лицу землевладельца, но при этом он был еще прикреплен и к своему состоянию, из которого не мог вывести его даже землевладелец: он был вечно обязанный государственный тяглец. Холоп, как и крепостной крестьянин, был лично крепок своему господину, но не нес государственного тягла, лежавшего на крепостном крестьянине. Законодательство Петра распространило государственное тягло крепостных крестьян и на холопов. Таким образом, изменился источник крепости: как вы знаете, прежде этим источником был личный договор холопа или крестьянина с господином; теперь таким источником стал государственный акт - ревизия. Крепостным считался не тот, кто вступил в крепостное обязательство по договору, а тот, кто записан за известным лицом в ревизской сказке. Этот новый источник, которым заменился прежний договор, сообщил крепостному состоянию чрезвычайную растяжимость. С тех пор как не стало ни холопов, ни крепостных крестьян, а оба эти состояния заменились одним состоянием - крепостных людей, или душ, стало возможным по усмотрению сокращать или расширять и количество крепостного населения и границы крепостной зависимости. Прежде крестьянское состояние создавалось договором лица с лицом; теперь оно поставлено было на основании правительственного акта.
Со смерти Петра крепостное
состояние расширялось и в
количественном и в качественном
отношении, т. е. одновременно все большее
количество лиц становилось в
крепостную зависимость и все
более расширялись границы
Иными словами характерной особенностью крепостного права XVIII – XIX веков было то, что в отличие от предыдущего, московского периода крестьяне находились в собственности государства. Другая особенность (а точнее сказать тенденция) рассматриваемого периода - консолидация различных категорий крестьянства в единое сословие. Указ 1718 года о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Известно, что при подворном налоговом обложении практиковалось объединение дворов. Во двор более или менее зажиточного крестьянина подселяли бедные крестьянские семьи (подсуседники, захребетники) или одиноких крестьян-бобылей, чтобы не платить налог с их дворов. С введением подушной подати исчезал стимул к такому объединению. Между тем, со второй половины XVIII века положение крестьян частновладельческих заметно ухудшается.