Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:39, научная работа
Как и в других регионах Южного Казахстана и Жетысу, в средневековье появились и развивались города и поселения, которые явились центрами оседлой культуры и торговли. Этому послужило благоприятные клима-тические условия региона, которое считается положительным не только для кочевого скотоводства, но и для развития оседлого земледелия. Реки и родники, вытекающие с Каратау, континентальный климат послужили появлению и росту городов и поселений [1].
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
I. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ - ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК
ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ …………………………
II. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИССЛЕДУЕМОГО РЕГИОНА……………………………………………
III. ПЕТРОГЛИФЫ СЕВЕРНЫХ СКЛОНОВ КАРАТАУ ………………..
3.1. Арпаузен ………………………………………………………………..
3.2. Койбагар ………………………………………………………………..
3.3. Бабата …………………………………………………………………..
ІV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................... 22
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 23
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Южно-Казахстанская область
Созакский район
Общая средняя школа им.Т.Момбекова
НАУЧНАЯ РАБОТА
на тему:
«СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СОЗАКСКОГО РАЙОНА ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Научный руководитель: АЛЬЖАНОВ РОЛАН ИЗБАСАРОВИЧ
ТАЙКОНУР - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ - ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК
ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ …………………………
II. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИССЛЕДУЕМОГО РЕГИОНА……………………………………………
III. ПЕТРОГЛИФЫ СЕВЕРНЫХ СКЛОНОВ КАРАТАУ ………………..
3.1. Арпаузен ………………………………………………………………..
3.2. Койбагар ………………………………………………………………..
3.3. Бабата …………………………………………………………………..
ІV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
I. ВВЕДЕНИЕ
Как и в других регионах Южного Казахстана и Жетысу, в средневековье появились и развивались города и поселения, которые явились центрами оседлой культуры и торговли. Этому послужило благоприятные клима-тические условия региона, которое считается положительным не только для кочевого скотоводства, но и для развития оседлого земледелия. Реки и родники, вытекающие с Каратау, континентальный климат послужили появлению и росту городов и поселений [1].
Одним из основных факторов такого бурного развития городов и поселений на северных склонах Каратау способствовало и то, что через эту степь проходили караванные пути, как Теликольский путь, Ранский путь, Текейский путь, Жетиконурский путь, Уванасский путь, Чуйский путь, Жаман Чуйский путь, Аксумбинский путь, Каркаралинский путь, Дарба-зинский путь, Кимакский путь, Таласский путь, которые в сливались с Великим Шелковым путем [2]. Эти караванные пути в свою очередь стыковались с Великим Шелковым путем.
Средневековые города и поселения играли огромную роль в развитии государств, проживших в Южном Казахстане и это в свое время говорит о том, что их изучение немаловажно для средневековой истории Казахстана.
В 2003 году в нашей республике была принята прогорамма «Культурное наследие» на 2003-2005 годы, а в 2005 году программа была продлена до 2007 года. Была сделана оргомная куомплексная работа по изучению и восстановлению культурного наследия Казахстана, в том числе и в области археологии. Были комплексно изучены памятники каменного века, бронзового века, раннего железного века и средневековья. В результате в научный оборот были внесены многочисленные открытия.
Все это очередной раз доказывает, что история и прошлое культуры это очень важно для каждого этноса и всей страны в целом.
Северные склоны хребта Каратау, нынешняя территория Созакского района Южно-Казахстанской области, очень богат памятниками всех эпох, в том числе эпохи средневековья, это городища и поселения, башнии караултобе, мечети и медресе, наскальные изображения, т.д. Несмотря на многочисленные исследования археологов, район остается не изученным комплексно, нужно провести тщательные разведочные работы, раскопки и соответственно новые выводы по древней и средневековой истории Южного Казахстана.
В настоящей работе мы постараемся кратко описывать уже известные науке памятники средневековья и рассматривать вопрос о их сохранении и изучении. Ведь охранять и сохранять, изучать памятники истории и культуры - важное дело для нашего будущего.
II. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ И
ПОСЕЛЕНИЙ СОЗАКСКОГО РАЙОНА
Арабский географ Х века Мухаммед ибн Ахмед Аль-Макдиси (Аль-Мукаддаси) в своем труде «Ахсан ат-Такасим фи-Ма'рифат ал-Акалим» рядом с другими городами назвыают названия городов Баладж и Берукет. Там также говорится, что в центре города Баладж есть базар и оба эти города являются городами-укреплениями против Туркмен [3]. К.М.Байпаков отождествляет город Баладж с Бабаатой, а Барукет с Тамды [4].
Краткое сведение о средневеквом городе Кинчат (Кумкент) мы встречаем у Гильома де Рубрук, проходивший через Таласскую долину в 1253 году. Описывая горы на юге, просторную долину на севере Гильом де Рубрук о городе выражается так: «Через неделью после праздника Всех Святых (8 ноября) мы выехали в некий Саррацинский город, по имени Кинчат. Глава его выехал навстречу нашему проводнику в пивом и чашами» [5]. Академик А.Х.Маргулан отождествляет город Кинчат (Кинкет) с городищем Кумкент [6].
Названия городов северных склонов Каратау, как Уросо-хан, Камкант, Хузаќ встречается в сведениях о поездке царя Малой Армени Хетума (Гайтон) в Тараз [7].
Хоть и краткие сведения о средневековых городах и поселениях северных склонов Каратау встречаются в позднесредневековых трудах. О городе Сузак упоминаются в трудах «Таварих-и Гузида-ий-Нусрат-наме» (1504 г.), «Фатх-наме» (Кинга о победах) Шади, «Шайбани-наме» (Книга о Шайбани, 1504 г.) Камал ад-Дин (Шир) Али Бинай Устад Мухамедхан-(сабз)-ми-мар Харави, «Тарих-и Абу-л-Хаир-хани» (История Абулхаир хана, 1544 г.) Масуда бен Усман Кухистани, «Шараф-наме-ий-шахи» (Книга доблести Шаха) хафиз Таныш (Тыныш) бен Мир Мухаммед аль-Бухари (1589 г.), «Бахр-ал-асрарфи манакиб ал-ахиар» Махмуд бен Эмира вали (1635 г.) и «Тарих-и кипчаки» (История кипчаков) Кыпчак хана (1722 г.) [8].
Сведения об еще одном уникальном памятнике средневековья - башне Аксумбе встречается в труде Аль-Бухари «Шараф-наме ий шахи» и в книге Шаха Махмуда бен Мирза Фазл чораса «Тарих-и шах Махмуд бен Мирза Фазл чорас» написанный в 1670 г. [9].
В статье «Каратавских горах Чимкентского уезда» В.А.Колосовского, напечатанной в 6-ом номере 1901 г. Протокола Туркестанского кружка любителей археологии приведены краткие сведения о городищах Баба-Ата, Шолаккорган [10].
В статье «К истории орошения Туркестана» В.В.Бартольда, написанный в 1914 году, говорится о том, что в сторону севера из Каратау текут многочисленные реки и там существовали несколько городов. В.В.Бартольд упоминает, что сведения о башне Аксумбе встречается в исторических событиях Эмира Тимура [11].
В 1946 году регион был исследован Центрально-Казахстанской археологической экспедицией (ЦКАЭ) во главе с А.Х.Маргуланом. ЦКАЭ изучала средневековые городища и поселения как Тарсатобе (Созак), Бабаата. Шолаккорган, Кумкент, Саудакент, Культобе, Актобе, Аксумбе и башню Аксумбе [12].
В 1947 году Созакскую степь изучала Южно-Казахстанская археологическая экспедиция (ЮКАЭ, руководитель А.Н.Бернштам). Экспедиция раскопала городища Актобе-Алтынтау между аулами Бакырлы и Карагур, Тарсатобе в ауле Созак [13].
В 1953-1954, 1957-1958 годах ЮКАЭ провела археологические исследования в средневековом городище Бабаата. В трех частях городища (цитадель, шахристан, рабад) были заложены 15 раскопок. Раскопками на Бабаате в разное время руководили Г.И.Пацевич, Е.И.Агеева, Н.П.Подушкин, А.А.Чариков, Т.Н.Сенигова. Широкомасштабные раскопки позволили установить время существования средневекового города - это VІ-ХV вв. [14]
В 1957-1959 гг. под руководством Т.Н.Сениговой были проведены раскопки на поселении Актобе, близ Бабааты. В результате было установлено время проживания поселения и материальная культура того времени, поселение Актобе датируется ІІІ в. до.н.э. - VІ в. н.э. [15].
В 1960 году был выпущен Археологическая карта Казахстана. Туда вошли 9 средневековых памятников с Созакского района [16].
В 1964-1965 гг. отряд Семиреченской археологической экспедиции провел стратиграфический разрез на городище Созак и было ясно, что городище существовала с ХІІ в. до начала ХХ в. [17].
В 1969-1975 гг. палеоэтнографический отряд ЮКАЭ (С.Жолдасбаев) исследовал средневековые городища Ийлан-Караул, Ран, Культобе [18].
В 1980, 1983 гг. экспедиция археологического отряда Чимкентского пединститута (Н.П.Подушкин, А.Н.Подушкин) провел разведочные работы на территории района. Экспедиция выявила 10 средневековых поселений, дал краткие описания, внес в научный оборот [19].
В 1994 году вышел в свет 1-том «Свода памятников истории и культуры Казахстана», посвященной Южно-Казахстанской области. Там дается научные характеристики 22 средневековых памятников (9 городищ, 12 поселений, башни Аксумбе) [20].
IІІ. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ (вв.)
с.Аксумбе
3.1. Городище Аксумбе
Городище Аксумбе (Х-ХV вв.) находится на южной окраине села Аксумбе, в долине одноименной реки, при выходе ее из ущелья. Открыто Центрально-Казахстанской археологической экспедицией (А.Х.Маргулан) в 1946 г.. обследовано Южно-Казахстанской археологической экспедицией (А.Н.Бернштам) в 1947 г., а затем экспедицией археологического отряда Чимкентского пединститута (А.Н.Подушкин) в 1983 г. Сохранившаяся часть памятника (центральный бугор) подквадратной формы, ориентирована по странам света, размерами 25х28 м и высотой 2,5-3 м. К бугру с юга примыкает площадка размерами 25х30 м и высотой 2,5-3 м. К бугру с юга примыкает площадка размерами 25х30 м и высотой 0,6-1 м. Контуры площадки прослеживается слабо, поскольку она потревожена земляными работами и захоронениями. Подъемный керамический материал - фрагменты сосудов кухонного и столового назначения станковой и ручной работы. Раскопки не проводились.
Литература: Агеева Е.И., Пацевич Г.И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана // Труды ИИАЭ АН КазССР. - Алма-Ата.,1958. Т.5.- с.110-113; Археологическая карта Казахстана. Алма-Ата, 1960. - с.1960, №3325; Свод памятников истории и культуры Казахстана. 1-том. Южно-Казахстанская область. Алма-Ата, 1994. - с. 231, №488.
3.2. Башня Аксумбе
Башня Аксумбе (ХIII -ХIV вв.) находится на высокой скале на краю горного отрога, в местности Аксумбе, рядом с одноименным городищем. Упоминается в источниках как дозорная башня за стороной Дешт-и Кипчак. Сложена из сырцового кирпича. В настоящее время полуразрушена: выветрилась и обвалилась ее южная часть, оплыли сырцовые ступени внутри башни. Представляя собой сужающийся к верху конический объем, нижний диаметр около 10 м. Сохранился арочный входной проем с северной стороны и верхние отверстия. Сырцовая лестница, устроенная в теле башни, ведет к световым проемам; перекрытие над лестницей имеет стрельчатое очертание.
Литература: Маргулан А.Х. Оседлые поселения VIII-XIII вв. на северных склонах Каратау // Известия АН КазССР, №.46. Серия археологическая. Алма-Ата, 1948, Вып.1. - с.110; Агеева Е.И., Пацевич Г.И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана // Труды ИИАЭ АН КазССР. - Алма-Ата.,1958. Т.5.- с.110-111; Археологическая карта Казахстана. Алма-Ата, 1960. - с.1960, №3327; Свод памятников истории и культуры Казахстана. 1-том. Южно-Казахстанская область. Алма-Ата, 1994. - с. 231, №487
с.Сарыжаз
3.3. Поселение Сарыжазтобе
Поселение Сарыжазтобе (VI-VIII вв.) находится в 2-х км к востоку от села Сарыжаз, вблизи старого русла источника родникового происхождения, на 60-м км автомобильной дороги Сузак - Каратау. Выявлено и обследовано экспедицией археологического отряда Чимкентского пединститута (А.Н.Подушкин) в 1980 г. Поселение состоит из овального в плане холма размерами: основание 30х35 м, верхняя часть 15х18 м, высота 3 м и примыкающей к нему с севера подпрямоугольный площадки 25х30 м, высотой 1 м. Подъемный материал - фрагменты кухонной и столовой посуды (горшков). Раскопки не проводились.
Литература: Свод памятников истории и культуры Казахстана. 1-том. Южно-Казахстанская область. Алма-Ата, 1994. - с. 247, №539.
3.4. Поселение Когалантобе
Поселение Когаланжазтобе (VIII-Х вв.) находится в 4-х км от села Сарыжаз, на левом берегу р.Когалансу, вблизи ее русла. Выявлено и обследовано экспедицией археологического отряда Чимкентского пединститута (А.Н.Подушкин) в 1983 г. Состоит из центрального овального в плане бугра размерами: основание 35х45 м, верхняя часть 17х20 м, высота 3 м и прилегающей к нему с севера подтрапециевидной площадки 15х20 м, высотой 1-1,5 м. Памятник вытянут с севера на юг. Подъемный материал состоит из фрагментов керамики столового назначения (горшков, кувшинов, кружек). В декоре прослеживается ангобные потеки, прочерченные по сырой глине прямые и волнистые линии. Раскопки не проводились.
Литература: Свод памятников истории и культуры Казахстана. 1-том. Южно-Казахстанская область. Алма-Ата, 1994. - с. 247, №540.
с.Ран Ата
3.5. Городище Ран
Городище Ран (ХII-ХVIII вв.). В 1,5 км к югу от села Ран Ата, в ущелье Кенсай, на северных склонах гор Каратау. Обследовано в 1974 г. отрядом Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции (С.Жолдасбаев). В 2008 г. Туранская археологическая экспедиция (М.Елеуов) снял план городища на лазерном теодолите и определил географические координаты (1-рис.). Представляет собой овальный в плане плоский бугор размерами: основание 150х110 м, высота 10 м. Западная часть размерами 25х20 м и высотой 10 м отделена от остальной части городища каменной стены высотой 0,5-0,6 м. Жилые постройки, судя по сохранившейся планировке, были пристроены к стенам изнутри. Выезд на территорию городища находился в южной стене. Раскапывались постройки верхнего строительного горизонта, относящиеся к ХVI- ХVIII вв. Раскоп площадью 625 кв.м заложен на территории шахристана рядом с цитаделью. Был вскрыт комплекс построек, состоящий из 8-ми помещений, входивших в состав одного дома. В жилых помещениях имелись тандыры, вмазанные в суфу, занимающую ¾ помещения. Тандыры были снабжены короткими дымоходами, проложенными в суфе и соединенные с вертикальными колодцами в стенах. На уровне устьев тандыров устраивалась площадки, в центре которых находились сливные устройства - ташнау, в виде впущенных в землю хумов без дна, перекрытых сверху камнем с отверстием. Хозяйственные помещения предназначались для хранения продуктов. Выход из дома на улицу один, стены построек сделаны из пахсы и камня.