Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:20, реферат
Средние века (Средневековье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика1 считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453г), открытие Америки (1492г), начало Реформации (1517г) или начало Английской революции (1640г).
. Вступление…………………………………………………………………….3
2. Периоды Средневековья……………………………………………………...4
3. Азия, Океания и Америка в Средние века…………………………………..8
4. Америка. Доколумбовы цивилизации…………………………………….....8
5. Африка…………………………………………………………………………9
6. Искусство……………………………………………………………………...10
7. Одежда в Средние века……………………………………………………….11
8. Религия………………………………………………………………………...11
9. Научная культура в средние века……………………………………………13
10. Итог……………………………………………………………………….......21
11.Список литературы…………………………………………………………...22
12. Картинки……………………………………………………………………...23
Армия делилась на десятки, сотни и т. д. Малейшее нарушение дисциплины каралось смертью. Вся земля была поделена на 3 части — инков, жрецов и общинные. В общине мужчинам доставался надел, а женщинам полнадела. Все жители участвовали в государственных работах. В это время их семьи содержала община.
Все
жители были обязаны вступать в брак. Никому
нельзя было иметь имущества больше предписанного.
Контроллеры следили чтобы население
не страдало от голода. Через страну проходили
2 главные дороги, было налажено почтовое
сообщение. Дети «сынов Солнца» учились
в школах.
Африка
Народы Африки развивались неравномерно. В центре континента жили пигмеи и бушмены, занимавшиеся охотой и собирательством. Жители Сахары разводили скот, а в оазисах обрабатывали землю, выращивали просо, рис, хлопок, кокосовые пальмы, сахарный тростник и занимались ремеслом.
В междуречье Нигера и Судана возникли города — Тимбукту, Гао, Дженне. Население занималось земледелием и добычей золота. Через Судан проходили торговые пути от Средиземного моря к Гвинейскому заливу. Суданцы взимали с караванов пошлины, а затем сами занялись торговлей.
Средневековая Океания
Этот
регион был неведом европейцам, которые
не знали о существовании этих
островов, однако здесь приблизительно
в 1200 году закончился процесс колонизации
региона местными туземцами,(заселение Новой Зеландии происходило в XI—XIV
веках, заселение Самоа и Тонга, как полагают некоторые
ученые, произошло в V веке, по иным данным
- намного раньше, были заселены в Средние
века и острова Уоллис
и Футуна). В
основном здесь был первобытнообщинный
строй, но были
и очаги разложения этого строя (Микронезия,
где классическим памятником этой эпохи
есть знаменитый комплекс Нан-Мадол)
и формирования первой государственности,
то есть начала формирования раннеклассового
общества. На некоторых островах были
свои правители - вожди.
Искусство
В
Средние века очень активно стали
появляться и развиваться новые
стили и направления в
Романский стиль (рис.4)
Это стиль в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Готика (рис.5)
Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.
Ренессанс (рис.6)
Эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Миниатюра
Выдающиеся
произведения миниатюрной живописи
и графики развивались в
Иконография
Наиболее
популярными иконами в
Живопись
В
эпоху Средневековья живопись стала
одним из главнейших видов искусств.
Перемены в жизни общества и новые
технические приемы дали художникам
возможность создавать реалистичные,
пронизанные глубоким гуманизмом произведения,
которым было суждено совершить подлинную
революцию в западноевропейском искусстве.
Одежда
в Средние века.
Раннее Средневековье
В стиле одежды периода раннего Средневековья лежит стиль, оставшийся европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи — от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Штаны: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь — постолы.
Позднее Средневековье
Период
господства церкви определил образ
жизни средневекового человека, социальные
границы общества и эстетическое кредо.
Крестовые походы (1095—1270) сопутствовали
влиянию восточной моды на европейскую.
Унификация, продиктованная бедностью
и примитивностью производства, восполняется
погоней за объёмом и размером. Рыцарские
турниры и вся сопровождавшая их экипировка —
латы, штандарты и гербы, блио, попоны лошадей —
в своей пестроте и асимметрии рисунков
породили костюмы так и называвшиеся —
«гербовыми».
Религия.
Христианское сознание
- основа средневекового
менталитета.
Базовым, основополагающим элементом средневековой культуры является христианское вероучение. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев. Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально.
В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней - Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персо-нажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню - архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй, хтонической пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог - олицетворение Добра и Любви, то Сатана - его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.
Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образованности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии.. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.
Вместе
с тем значение слова, написанного
и особенно звучащего, в средневековой
культуре было необычайно велико. Молитвы,
воспринимавшиеся функционально как заклинания,
проповеди, библейские сюжеты, магические
формулы - все это тоже формировало средневековый
менталитет. Люди привыкли напряженно
вглядываться в окружающую действительность,
воспринимая ее как некий текст, как систему
символов, содержащих некий высший смысл.
Эти символы-слова надо было уметь распознавать
и извлекать из них божественный смысл.
Этим, в частности, объясняются и многие
особенности средневековой художественной
культуры, рассчитанной на восприятие
в пространстве именно такого, глубоко
религиозного и символического, словесно
вооруженного менталитета. Даже живопись
там была прежде всего явленным словом,
как и сама Библия. Слово было универсально,
подходило ко всему, объясняло все, скрывалось
за всеми явлениями как их скрытый смысл.
Поэтому для средневекового сознания,
средневекового менталитета культура
прежде всего выражала смыслы, душу человека,
приближала человека к Богу, как бы переносила
в иной мир, в отличное от земного бы-тия
пространство. И пространство это выглядело
так, как описывалось в Библии, житиях
святых, сочинениях отцов церкви и проповедях
священников. Соответственно этому определялось
и поведение средневекового европейца,
вся его деятельность.
Научная
культура в средние
века
Христианская церковь в средние века была совершенно равнодушна к греческой и вообще к языческой науке и философии. Главная проблема, которую старались решить отцы церкви, заключалась в том, чтобы освоить знания «язычников», определив при этом границы между разумом и верой. Христианство было вынуждено соперничать с разумом язычников, таких как, эллинисты, римляне, и с иудейской ученостью. Но в этом соперничестве оно должно было строго оставаться на библейской основе. Можно здесь вспомнить, что многие отцы церкви имели образование в области классической философии, по существу своему не христианское. Отцы церкви прекрасно осознавали, что содержащееся в работах языческих философов множество рациональных и мистических систем сильно затруднит развитие традиционного христианского мышления и сознания.
Частичное решение этой проблемы было предложено в V веке Св. Августином. Однако хаос, наступивший в Европе вследствие вторжения германских племен и упадка Западной Римской империи, отодвинул серьезные дебаты о роли и приемлемости языческой рациональной науки в христианском обществе на семь столетий и лишь в X-XI веках после завоевания арабами Испании и Сицилии возрождается интерес к освоению античного наследия. По той же причине христианская культура была теперь способна и к восприятию оригинальных работ исламских ученых. Результатом стало важное движение, включавшее в себя собирание греческих и арабских рукописей, перевод их на латынь и комментирование. Запад получил таким путем не только полный корпус сочинений Аристотеля, но и работы Евклида и Птолемея.
Появившиеся в Европе с XII века университеты стали центрами научных исследований, помогая установить непререкаемый научный авторитет Аристотеля. В середине XIII столетия Фома Аквинский осуществил синтез аристотелевской философии и христиан-доктрины. Он подчеркивал гармонию разума и веры, укрепляя таким способом основы естественной теологии. Но томистский синтез не остался без ответного вызова. В 1277 году, после смерти Аквината, архиепископ Парижский признал непригодными 219 из утверждений Фомы, содержащихся в его сочинениях. В результате была развита номиналистская доктрина (У. Оккам). Номинализм, который стремился отделить науку от теологии, стал краеугольным камнем в переопределении сфер науки и теологии позднее, в XVII веке. В течение XIII и XIV веков европейские ученые всерьез расхвали фундаментальные устои аристотелевой методологии и физики. Английские францисканцы Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон ввели в сферу науки математический и экспериментальный методы, а также способствовали дискуссии о зрении и о природе света и цвета. Их оксфордские последователи ввели количественные , рассуждения и физический подход через свои исследования ускоренного движения. За Ла-Маншем, в Париже, Жан Буридан и другие стали концепцию импульса, в то время как вложил ряд смелых идей в астрономии, что открыло двери для пантеизма Николая Кузанского.
Информация о работе Средние века. Общество. Религия. Человек. Искусство (общий обзор)