Средние века. Общество. Религия. Человек. Искусство (общий обзор)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:20, реферат

Краткое описание

Средние века (Средневековье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика1 считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453г), открытие Америки (1492г), начало Реформации (1517г) или начало Английской революции (1640г).

Содержание

. Вступление…………………………………………………………………….3
2. Периоды Средневековья……………………………………………………...4
3. Азия, Океания и Америка в Средние века…………………………………..8
4. Америка. Доколумбовы цивилизации…………………………………….....8
5. Африка…………………………………………………………………………9
6. Искусство……………………………………………………………………...10
7. Одежда в Средние века……………………………………………………….11
8. Религия………………………………………………………………………...11
9. Научная культура в средние века……………………………………………13
10. Итог……………………………………………………………………….......21
11.Список литературы…………………………………………………………...22
12. Картинки……………………………………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

    Характерной чертой понимания Августином процесса познания является христианский мистицизм. Главным предметом философского исследования были Бог и человеческая душа.

    Преобладание  в сфере познания иррациональноволевых факторов над рационально- -логическими  выражает одновременно и Августиново первенство веры над разумом. Не самостоятельность человеческого разума, а откровения религиозных догматов являются авторитетом. Вера в Бога - исходное человеческого познания.

    Тезис о первенстве веры над разумом  не был новым в христианской философии.

    В отличие от предшестующих "отцов  церкви", которые видели источник веры лишь в Библии, Августин провозгласил наивысшим авторитетным источником веры церковь как единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины. Это воззрение соответствовало тогдашней ситуации. Церковь в западной части Римской империи становилась идеологически и организационно сильным централизованным институтом.

    Схоластика

    Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

    Схоластика  в средние века прошла три этапа  своего развития:

    1) ранняя форма (XI-XII в.в.);

    2) зрелая форма (XII-XIII в.в.);

    3) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.).

    Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно

    рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.

    Схоласты  Средневековья, исследуя проблему соотношения  веры и знания, активно используют работы древнегреческих философов.  
    Золотой век схоластики пришелся на середину 13 столетия и связан с именем гения схоластики - Фомы Аквинского (1221-1274), автора таких работ как “Сумма теологии”, и “Сумма философии» Аквинский находил гармонию и единство между верой и знанием. По Аквинскому, вера совершенствует разум, теология совершенствует философию, философия служит теологии. «Те кто прибегает к философским аргументам в пользу Святого писания и ставит их на службу вере, не подмешивают воду к вину, они превращают воду в вино» - говорит Святой Фома. Это следует понимать так: они превращают философию в теологию так же, как Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане» У Аквинского вера ведет за собой знание. «…Этот святой советовал всем людям молодым и более зрелым воспринимать Божию истину посредством веры, а затем уж стараться понять ее». В своих работах Фома Аквинский использовал учение Аристотеля. Но, речь идет не о механическом заимствовании. Фома переосмыслил Аристотеля, трансформировал его идеи для потребностей христианства. Благодаря трудам Аквинского, после папского запрета 1213 года, Аристотель получает официальное признание церкви. Более того, он на долгие годы становится наивысшим и непререкаемым авторитетом в схоластике. Такое почитание Аристотеля сохраняется в официальной доктрине и при Эразме Роттердамском.  
    Одновременно с Аквинским соотношение веры и знания исследует Бонавентура (1217-1274). Но если у Святого Фомы вера ведет за собой знание, то у Бонавентуры разум видит только то, что освещает вера. «Оставь чувства и рассудочные изобретения, бытие и небытие, оставь все это и отдайся Тому, кто по ту сторону любой сущности и любой науки»5 - таковы выводы Бонавентуры.  
    После Аквинского и Бонавентуры соотношение веры и знания  
в схоластике исследовалось Дунсом Скотом (1266-1308). Последний выступал за размежевание веры и знания, философии и теологии. По Скоту философия имеет свой объект и свою методологию, отличные от объекта и методологии теологии. Скот полагал, что есть истины, ускользающие от разума, - например, начало мира во времени, бессмертие души. К этим истинам человек приходит только через личный духовный опыт, но не через доказательства. Для понимания этих истин обычное знание бесполезно. Удар по установленной Аквинским гармонии знания и веры наносится и главой номиналистов -Уильямом Оккамом (1280-1349). Для него является очевидным вспомогательный характер знания по отношению к вере. С точки зрения Оккама владения человеческого разума и владения веры не пересекаются и будут разделены вечно. Оккам заявляет, что невозможно искать логическую и рациональную основу для того, что дано верой в Откровении. Философия у Оккама уже не является служанкой теологии. Как, впрочем, и теология у него уже является не наукой, а неким комплексом положений, связанных между собой верой.  
    Определенная последовательность, в которой изложены выше позиции схоластов не означают того, что их воззрения сменяли друг друга. В эпоху Эразма в теологии находят свое место все вышеперечисленные направления схоластической мысли.
 

    Итоги 
 

    В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч)[9].

    Также в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. «Средние  века» (АСТ, 2006г., Чубарьян А.О.)
  2. «Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии» (Просвещение, 1976г)
  3. «Средние века» Зап. Европа. Византийская империя. Восток.» (ЭКСМО, 2006г)
  4. «Средние века. Эпоха Ренессанса. Пехота – Кавалерия – Артиллерия.» (АСТ. 2004г)
  5. «Средние века. Культура. Искусство. История» Иллюстрированная энциклопедия (ЭКСМО, Наше слово, 2008г)
  6. Интернет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Картинки 
 
 

Рис.1 Европа в 1328г; Европа в 1430е; Европа в 1470е 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Рис.2 Карта Европы и пути миграции народов 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.3 Битва при  Креси 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.4 Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.5 Готический собор в Кутансе, Франция 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.6«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи 
 

Информация о работе Средние века. Общество. Религия. Человек. Искусство (общий обзор)