Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:52, реферат
Время бессильно ослабить память человечества о стойкости и мужестве советских людей, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига. То была самая грандиозная из войн мировой истории. Она не знает себе равных по масштабам, напряжению, разрушительным последствиям. В ходе ее решались судьбы человечества. В этом году наша страна отмечает великую годовщину, годовщину победы над фашистской Германией. Ровно 60 лет назад все люди страны были объединены общей целью, защитой Родины. Каждый человек, родившийся и живший в СССР в те годы, считал долгом внести хоть малый вклад в победу своего дома, своей Родины.
Великая Отечественная война……………………………...…….3
Сталинградская битва…………………………………..................5
Особенности культурных процессов в 40-е годы……………...18
4. Библиография……………………………………………………20
В составе наступательной группировке было 1103 тысячи человек, 15500 орудий и минометов, более 1460 танков и самоходно-артиллерийских установок, 1350 боевых самолетов. Таким образом, советские войска превосходили противника в живой силе – в 1,1 раза, в орудиях и минометах – в 1,5 в танках и самоходных орудиях – в 2,2 и в боевых самолетах - в 1,1 раза.
Такое превосходство для нанесения глубокого удара нельзя считать значительным и достаточным. При данном соотношении сил лишь высокое искусство советских военачальников и войск могло обеспечить успех грандиознейшей операции на окружение крупной вражеской группировки.
Наступил тот день
– 19 ноября 1942, - когда войска фронтов,
действовавших под
После завершения прорыва обороны противника советские войска стали развивать наступление. За четверо с половиной суток наши механизированные и танковые соединения, двигаясь навстречу друг другу, прошли 100 – 140 километров и соединились в районе Калач – Советский. В стальной кольцо попали 6-я полевая вражеская армия и часть сил 4-й танковой армии с общей численностью 330 тысяч солдат и офицеров. Этого дня ожидали честные люди всей планеты. Но это была половина дела. Теперь нужно было пленить или уничтожить окруженные войска.
Гитлеровское командование, попавшие в окружение, чтобы восстановить положение, начало срочно перебрасывать резервы с других участков советско-германского фронта и из Западной Европы. Оно сформировало группу армий «Дон», во главе которой был поставлен фельдмаршал Манштейн. 12 декабря сосредоточенная в районе Котельниковского группировка противника перешла в наступление. С первых же дней бои приняли ожесточенный характер. Танки Манштейна рвались на север, к окруженным войскам. Однако с каждым днем темп их продвижения замедлялся. Враг ввел в сражение еще одну танковую дивизию и стал продвигаться в северном направлении. Однако воины 51-й армии генерала Н. И. Труфанова, вступив в неравную схватку с отборными немецко-фашистскими соединениями, не позволили им прорваться к Сталинграду. А в наиболее трудную минуту, когда немцам осталось пройти всего треть пути и в «Котле» все было приготовлено для встречи «освободителей», Ставка передала в Сталинградский фронт 2-ю гвардейскую армию генерала Р. Я. Малиновского. Войска этой армии совместно с отошедшими на реку Мышкову другими войсками Сталинградского фронта в тяжелых оборонительных боях 22 декабря остановили гитлеровцев.
Малиновский Родион Яковлевич родился 11(23) ноября 1898 года в Одессе. С 1914 года служил в русской армии, в составе которой участвовал в Первой мировой войне. С февраля 1916 года в составе русского экспедиционного корпуса участвовал в боях во Франции. За доблесть был награжден Георгиевским крестом.
По возвращении в Россию в 1919 году добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Был зачислен в 27-ю стрелковую дивизию, в составе которой воевал с белогвардейцами.
В марте 1941 года был назначен командиром 48-го стрелкового корпуса, с которым с первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боях.
В августе 1941 года Малиновского назначают командующим 6-й армией.
В декабре 1941 года он вступил в должность командующего Южным фронтом, который пытался разгромить вражескую группировку у Славянска и Артемовска, но продвижение 9-й армии фронта оказалось незначительным. Советским войскам пришлось оставить Донбасс и отойти на рубеж реки Дон. С августа по октябрь 1942 года Малиновский командовал 66-й армией, сражавшейся севернее Сталинграда. В том же году, в октябре-ноябре был заместителем командующего Воронежским фронтом.
С ноября 1942 года генерал командовал 2-й гвардейской армией, которая участвовала в отражении удара группы армий «Дон», пытавшейся деблокировать окруженные под Сталинградом немецкие части.
В феврале Малиновского назначили командующим Южным фронтом, а с марта того же года - командующим Юго-Западным фронтом (с 20 октября 1943 года - 3-й Украинский фронт). Войска под его командованием участвовали в освобождении Донбасса, Левобережной и Правобережной Украины.
16 декабря войска правого
крыла Юго-Западного фронта и
6-я армия генерала Ф. М.
Тем временем командование Сталинградского фронта сосредоточило силы для окончательного разгрома котельниковской группировки. 24 декабря сопротивление врага было сломлено, и он начал отступать на юг.
Успешное завершение
контрнаступления создало благоприятные
условия для уничтожения
Во избежание напрасного
кровопролития советское
В ходе этой операции было разгромлено 22 немецких дивизии и 160 отдельных частей усиления. Только на поле боя было подобрано и похоронено около 140 тысяч убитых немецких солдат и офицеров. Советские воины взяли 91 тысячу пленных, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала.
Победа Советской Армии в битве под Сталинградом имела колоссальное военно-политическое и международное значение. Эта битва явилась важнейшим этапом на пути к победе над фашизмом. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома, как в ходе Великой Отечественной войны, так и всей второй мировой войны. И не случайно улицы и площади многих европейских городов после войны были названы в честь города на Волге.
Красная Армия продемонстрировала свою несокрушимою силу, превосходство над немецко-фашистской военной машиной. Эта победа означает полный провал военной доктрины немецко-фашистской армии. Наши стратегии, оперативное искусство и тактика выдержали суровую проверку. Советские Вооружённые силы провели операцию, которая по своим результатам и последствиям не имела себе равных в истории войн.
В Советской стране она укрепила веру народа в грядущую победу, вдохновила советских людей на новые ратные и трудовые подвиги. В тылу врага, на оккупированной гитлеровцами советской территории, активизировалась деятельность подпольных партийных организаций, все больший размах приобретали вооруженные выступления партизанских отрядов и соединений.
Но не только в этом значение Сталинградской битвы. Она подорвала веру гитлеровских солдат в победу, она напугала союзников Гитлера - фашистских правителей Италии, Венгрии, Румынии настолько, что они стали искать возможности отойти от Фюрера. Победа фашистских войск под Сталинградом должна была быть сигналом для открытого выступления против Советского Союза Японии и Турции. Поражение гитлеровцев заставило Японию и Турцию отказаться от своих планов.
Победа Советских войск под Сталинградом активизировала борьбу антифашистов во всех странах Европы: загорелась земля под ногами оккупантов во Франции и Польше, в Болгарии и Голландии, в Бельгии, Норвегии… Участники Сопротивления проводили все более успешные операции против захватчиков.
Гибель лучшей части вермахта под Сталинградом в самой гитлеровской Германии вызвала ужас и растерянность в еще большей мере, чем после разгрома фашистских армий под Москвой. В германском государстве был объявлен трехдневный траур. Преступные вдохновители и непосредственные исполнители чудовищных планов агрессивной войны ясно ощутили приближение расплаты. Среди населения Германии пробуждалось понимание того, что фашисты ведут страну к катастрофе.
Вместе с тем порожденные германским империализмом силы агрессии не намеревались складывать оружия. Противник обладал большими возможностями для продолжения смертельной борьбы. Нацистские правители фашистской Германии мобилизовывали все ресурсы, находившиеся в их распоряжении, для достижения поставленных ими целей в войне против СССР. 7 февраля 1943 г. в третьем рейхе был принят закон о тотальной мобилизации. Однако развитие событий на советско-германском фронте определялось уже не инициативой и волей врага.
Переход Красной Армии в контрнаступление под Сталинградом перерос в могучее общее ее наступление, в конечном счете завершившееся победоносным штурмом Берлина. Фашистский агрессор окончательно потерпел поражение и капитулировал.
Особенности культурных процессов в 40-е гг.
Великая Отечественная война внесла
огромные изменения в культурную жизнь
советских людей. Подверглись перестройке
учреждения культуры, усилились роль радио,
печати, кинематографии. Уже в начале войны
были созданы фронтовые бригады и театры.
В тяжелейших условиях военного времени
продолжали работать библиотеки, музеи,
театры. Многие учреждения культуры были
перебазированы из прифронтовых районов
на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных
заведения и академических учреждения,
около 300 творческих союзов и организаций.
Редчайшие книги из библиотеки им. В. И.
Ленина, Библиотеки иностранных языков.
Исторической библиотеки были вывезены
в Кустанай. В Перми разместились картины
Русского музея и Третьяковской галереи,
а сокровища Эрмитажа - в Свердловске.
К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные
районы около 60 театров.
Образование. На захваченной врагами территории
сеть учебных заве доний фактически была
разрушена. Многие дети временно были
лишены возможности учиться. Сократилась
численность преподавательских кадров.
Однако самоотверженный труд учителей
позволил не прерывать учебу даже в осажденных
городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе).
По мере освобождения советских территорий
от оккупантов восстанавливались разрушенные
школьные здания, налаживалась учеба.
С 1943 г. государство увеличило расходы
на культуру. Принимались меры по борьбе
с беспризорностью. Возникли школы-интернаты,
расширился контингент суворовских и
нахимовских училищ. Были также созданы
вечерние школы для работающей молодежи.
В 1943 г. возникла Академия педагогических
наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).
Произошли изменения
в высшей школе. Многие крупные вузы
были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся
на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в
стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов
уменьшился на 41%, а численность студентов
- в 3,5 раза. Государство приняло меры по
стабилизации контингента студентов:
срок подготовки специалистов был сокращен
до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.
По мере освобождения советской территории
началось восстановление сети учебных
заведений. К концу 40-х гг. численность
школ и учащихся в них по РСФСР достигла
довоенного уровня. Восстановление части
высших учебных заведений началось в 1943
г. и к концу войны их численность и численность
студентов достигла почти довоенного
уровня, в основном благодаря расширению
высшего образования в Казахстане, Средней
Азии и Закавказье.
Наука. Большой вклад в победу внесла наука.
Главными направлениями научных исследований
были: изучение военно-технических проблем,
внедрение научных открытий в производство,
сосредоточение сырьевых ресурсов страны
на нужды фронта. Группа ученых под руководством
И. И. Алиханова (1904-1970) ид. В. Скобельцына
(1892-1990) изучала космическую радиацию.
Л. Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения
квантовой жидкости, за которую ему была
присуждена Нобелевская премия. И. В. Курчатов
(1903-1960) работал над созданием атомной
бомбы.
Советские геологи исследовали новые
месторождения полезных ископаемых, имеющих
стратегическое значение (марганец, бокситы,
молибден).
А. П. Александров (1903-1993) разработал методы
размагничивания кораблей. Е. О. Патон
(1870 -1953) разработал и внедрил в производство
автоматическую сварку брони. Химики разработали
методы получения ацетона, спиртов, пластмасс
для вооружения.
Над совершенствованием боевого оружия
работали ученые, конструкторы, инженеры
и техники, создавая образцы вооружения,
превосходившие немецкие. Авиаконструкторы
А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин,
С.В. Илюшин, 11.11. Поликарпов, В.М. Петляков
и другие улучшали существующие образцы
машин. В конце войны начались испытания
реактивных самолетов. Советские танки,
сконструированные А-А. Морозовым, ЖЯ.
Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам
значительно превосходили находившиеся
на вооружении вражеской армии.
Благодаря самоотверженному труду медицинских
работников уменьшилась смертность раненых.
После лечения в госпиталях 70% раненых
возвращались в строй.
Художественная культура.
Значительна роль в достижении победы
литературы и искусства, ведущей
темой которых были патриотизм и
гражданственность. Живейший интерес
как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.
А. Шолохова, А. Н.. Толстого, Л. Леонова,
А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова,
А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Тихонова.
Большим успехом пользовались пьесы «Фронт»
А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова,
«Русские люди» К. Симонова.
В года войны развивалось музыкальное
искусство и прежде всего песенный жанр.
Особой популярностью пользовались песни
М. Блантера, И. Дунаевского, Б. Мокроусова,
В. Соловьева-Седого, А. Александрова.
Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую
(Ленинградскую) симфонию, воплотившую
ненависть советских людей к врагу и веру
в победу.
Кино, самый массовый вид искусства, уделяло
особое внимание созданию документальных
фильмов, быстро отзывающихся на события
военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел
фильм «Разгром немецких войск под Москвой»
(реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150
кинооператоров создавали кино эпопею
Великой Отечественной войны. Героическая
тема нашла воплощение в художественных
фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев),
«Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж.
М. Донской), «Она защищает Родину» (реж.
Ф. Эрмлер) и др.
В годы войны возрос интерес мировой общественности
к культуре страны Советов. Указывая на
огромное значение советской культуры,
английский писатель Дж. Пристли писал:
«...в течение последнего года английский
народ узнал о России больше, чем за все
предыдущие 20 лет».
В английских и
американских газетах и
Потери
культуры вследствие войны были огромны.
Созданный в декабре 1941 г. из представителей
различных организаций и учреждений культуры
Комитет определил ущерб, причиненный
фашизмом нашей стране. Было разрушено
более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено
430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек.
Были разрушены усадьбы-музеи Л. Н. Толстого
в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском,
И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове,
П. И. Чайковского в Клину. Многие культурные
потери восстановить было невозможно
(рукописи П. И. Чайковского, картины И.
Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И.
К. Айвазовского). Это не могло не отразиться
на развитии культуры советского общества
после войны.
Восстановление городов и сел,
разрушенных в годы Великой Отечественной
войны, явилось одним из важнейших этапов
развития советской архитектуры. В 1945
г. СНК СССР принял постановление о неотложных
мерах по восстановлению 15 крупнейших
городов, а позже были разработаны генеральные
планы развития 250 городов.
С окончанием войны надежда советских
людей, проявивших невиданный героизм
и мужество, на ослабление административно-командных
методов руководства обществом не оправдалась.
В художественной культуре искусственно
насаждался образ страны свободного и
процветающего общества. Однако, хотя
и с большим трудом, правда о действительности
пробивала себе дорогу, в культурной жизни
были заметны позитивные тенденции.
В послевоенный
период основной задачей в области образования
был введение обязательного семилетнего
обучения для детей. Расширялась подготовка
учительских кадров, быстро росла сеть
вечернего и заочного образования как
в средних школах, так и в вузах.
Факторами, мешавшими развитию науки,
было пренебрежительное отношение к достижениям
научно-технической мысли западных стран.
Генетика была объявлена лженаукой. Но
благоприятными оказались условия для
развития отраслей науки, имеющих оборонное
значение: ядерной физики, радиационной
биологии, биохимии.
В стране усилился идеологический контроль,
негативно сказавшийся на развитии культуры.
В 1946 г. были приняты постановления ЦК
ВКП (б) «С журналах «Звезда» и «Ленинград»,
«О репертуаре драматических театров
I мерах по его улучшению», «О кинофильме
«Большая жизнь» и «Об опере «Beликая дружба»
В. Мурадели». В этих постановлениях содержалась
резкая критика деятелей культуры, обвиняемых
в безыдейности и пропаганде буржуазной
идеологии. Культура советского общества
находилась в кризисном состоянии.