Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 17:23, реферат
Цель исследования. Исторический портрет и личность Сталина.
Задачи исследования:
Исследовать детство и юность И.В. Сталина.
Рассмотреть период правления И.В. Сталина.
Подвести итоги периода правления И.В. Сталина
Введение……………………………………………………………………..…….3
Раздел I «Детство и юность И.В. Сталина»…………………………..……....…5
Раздел II «Период правления И.В. Сталина»…………………………………....7
Раздел III «Итоги периода правления И.В. Сталина»…………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..…...10
Список литературы……………………………………………………………....11
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО
Восточно-сибирский
Кафедра истории и архивного дела
РЕФЕРАТ
на тему: «И.В. Сталин. Исторический портрет и личность»
Выполнила: студентка 590-1 группы
Таскаева Кристина
Проверил: преподаватель истории
Маншеев Доржа Михайлович
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Раздел I «Детство и юность И.В. Сталина»…………………………..……....…5
Раздел II «Период правления И.В. Сталина»…………………………………....7
Раздел III «Итоги периода правления И.В. Сталина»…………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность. Изучение личности Сталина очень важно, так как его жизнь наполнена сложными политическими явлениями, опираясь на которые современные государственные деятели могут получить опыт управления государством.
Историография. Российско-американский ученый В. М. Бережков в первой половине XX века в своей книге «Рядом со Сталиным» (1998 г.) исследовал личность вождя и выделил, что Сталин, имея не мало отрицательных черт, в то же время обладал и уникальными положительными. Глубокие знания и фантастическая способность вникать в детали, живость ума и поразительно тонкое понимание человеческого характера.
Российский ученый В.В. Кожинов в конце XX века исследовал проблему репрессий 1937 г в своей работе «Правда сталинских репрессий» (2007 г.), где дал Сталину крайне отрицательную характеристику, а приписываемые ему грандиозные деяния оценил как беды и поражения.
В конце XX века американский историк Адам Улам в своей книге «Большевики» (2004 г.) исследовал личность Сталина и выделил, что Сталин сумел построить систему террора и структуру личной власти, равных которой не было в современной истории. Без террора нельзя было не заметить абсурдности правления Сталина.
Английский историк Ян Грей, изучивший в XX веке жизнь Сталина в своем труде «Сталин» (1995 г.) отметил, что Сталин был выдающимся государственным деятелем, умным политиком, несмотря на то, что он имел ряд отрицательных качеств и, безусловно, являлся диктатором.
Российский ученый Э.С. Радзинский в XX веке исследовал детство и становление личности Сталина в своей книге «Сталин. Жизнь и смерть» (2009 г.) выделил, что в детстве Сталин был болезненно горд, что часто бывает с теми, кого много унижали, и вызывающе груб, как многие дети с физическими недостатками. Это осталось в чертах его характера на всю жизнь.
Цель исследования. Исторический портрет и личность Сталина.
Задачи исследования:
Объект исследования. История российского государства в период правления И.В. Сталина.
Предмет исследования. Личность И.В. Сталина.
Территориальные рамки. Территориальные границы СССР.
Хронологические рамки. Конец XIX, первая половина XX века.
Раздел I. Детство и юность И.В. Сталина.
Иосиф Сталин родился 9 декабря 1879 года в грузинской семье в осетинском городе Гори Тифлисской губернии. Отец — Виссарион Иванович Джугашвили — по профессии был сапожником, впоследствии — рабочий обувной фабрики фабриканта Адельханова в Тифлисе. Мать — Екатерина Георгиевна Джугашвили — происходила из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули, работала подёнщицей.
Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое (Михаил и Георгий) умерли в младенчестве. Его родным языком был грузинский. Русский язык Сталин выучил позже, но всегда говорил с заметным грузинским акцентом.
В пятилетнем возрасте в 1884 году Иосиф заболевает оспой, которая оставила следы на лице на всю жизнь. С 1885 года вследствие сильного ушиба — на него налетел фаэтон — у Иосифа Сталина на протяжении всей жизни остался дефект левой руки.
В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище. Однако, поскольку ребёнок совершенно не знал русского языка, поступить в училище не удалось. В 1886—1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. Результатом обучения стало то, что в 1888 году Сосо поступает не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный. В 1889 году Иосиф Джугашвили, успешно закончив второй подготовительный класс, был принят в училище. В июле 1894 года по окончании училища Иосиф был отмечен как лучший ученик. В сентябре 1894 года Иосиф, блестяще сдав приёмные экзамены, был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию. Там он впервые познакомился с идеями марксизма. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье (среди них: И. И. Лузин, О. А. Коган, Г. Я. Франчески, В. К. Родзевич-Белевич, А. Я. Краснова и др.). В 1896—1898 годах в семинарии Иосиф Джугашвили руководит нелегальным марксистским кружком, который собирался на квартире революционера Вано Стуруа. В 1898 году Иосиф вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси». Вместе с В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе И. В. Джугашвили образует ядро революционного меньшинства этой организации. В 1898—1899 годах Иосиф руководит в железнодорожном депо кружком, а также проводит занятия в рабочих кружках на обувной фабрике Адельханова, на заводе Карапетова, на табачной фабрике Бозарджианца, в Главных тифлисских железнодорожных мастерских. 14-19 декабря 1898 года в Тифлисе проходит шестидневная забастовка рабочих-железнодорожников, одним из инициаторов которой был семинарист Иосиф Джугашвили. 19 апреля 1899 года Иосиф Джугашвили в Тифлисе участвует в рабочей маёвке.
Не пройдя полный курс, на пятом году обучения, перед экзаменами 29 мая 1899 года был исключён из семинарии с мотивировкой «за неявку на экзамены по неизвестной причине». В свидетельстве, выданном Иосифу Джугашвили по исключении, значилось, что он может служить учителем начальных народных училищ.
После исключения из семинарии Иосиф Джугашвили некоторое время занимался репетиторством. Среди его учеников, в частности, был С. А. Тер-Петросян. С конца декабря 1899 года И. В. Джугашвили в качестве вычислителя-наблюдателя был принят в Тифлисскую физическую обсерваторию.
Раздел II. Период правления И.В. Сталина.
Под руководством Коммунистической партии
советский народ осуществил ленинский
план построения социализма, провёл гигантские
по сложности и по своему всемирно-историческому
значению революционные преобразования.
В решение этих задач вместе с
др. руководящими деятелями партии
и Советского государства внёс личный
вклад Сталин. Ключевой задачей в
строительстве социализма явилась
социалистическая индустриализация, обеспечившая
экономическую
События во время правления Сталина:
Раздел III. Итоги периода правления И.В. Сталина.
Реально Сталин сделал следующее: 1) окончательно сформировал всю советскую общественную систему с ее политическими, социальными, экономическими институтами и принципами (социалистический этатизм, огосударствление собственности, директивно-плановая экономика и т.д.); 2) радикально изменил доктринерскую идеологию большевизма, отказавшись от курса на "мировую революцию" и превратив международное революционное движение в инструмент реальной защиты интересов СССР; 3) свернул нэп и осуществил форсированную индустриальную модернизацию страны, использовав мобилизацию всех внутренних ресурсов при отсутствии внешних; 4) в ситуации назревавшей новой мировой войны предотвратил формирование единого фронта западных держав против СССР; 5) обеспечил фундаментальные (индустриализация) и ситуационные (политическая стратегия, обретение союзников, военно-политическое руководство) условия для победы во Второй мировой войне; 6) заложил фундамент превращения СССР в сверхдержаву (послевоенное мироустройство, обладание высоким научно-техническим, военным, ядерным потенциалом. Но существует такой отрицательный момент, как сталинские репрессии и им нет моральных оправданий, но их следует понять как продукт эпохи и продолжение методов Гражданской войны. Россия в этом не была чем-то уникальным, поскольку XX век - это апогей насилия в мировой истории. Коллективизация стала альтернативой аграрной "модернизации по-столыпински". Последняя в России не получилась, но привела к обострению социальной ненависти, проявившейся в революции 1917 г. и в Гражданской войне. Сталин эту модернизацию осуществил, обеспечив за счет деревни проведение индустриализации, но сохранив в качестве своей опоры социальные матрицы крестьянского общинного традиционализма. Успех индустриализации при всей ее незавершенности позволил СССР практически в одиночку противостоять военно-экономическому потенциалу не только фашистской Германии, но и почти всей Западной Европы.
Заключение.
Боль и страх, насмешки и унижения, физические недостатки — все это было сильнейшими травмирующими факторами в детстве Сталина. У него появляется мощный искусственный слой невроза: в поведении преобладает лицемерие, а истинные мысли, чувства и отношения скрываются притворством. Эти детские травмы навсегда оставили отпечаток не только на характере Сталина, но и на истории России.
И.В. Сталин умело использовал
партийный аппарат и
По его инициативе были осуществлены политика форсированной индустриализации страны, насильственной коллективизации, массовый террор, жертвами которого стали несколько миллионов человек. И.В. Сталина отличали нетерпимость к чужому суждению, резкость, высокое самомнение. Культ личности Сталина трагически сказался на судьбах миллионов простых людей, военных, научной и творческой интеллигенции, партийных и государственных деятелей.
Можно уверенно заявить, что Сталин был самым масштабным террористом и диктатором на всем протяжении человеческой эволюции. Не исчерпано его влияние на человечество и сегодня и, вероятнее всего, будет испытываться еще долго.
Великих личностей судят не историки,
а история. История же, как считали
древние мудрецы, - это память народов.
Великих личностей создают
Список литературы.