Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:05, реферат
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.
Введение 3
Становление Петра I на престол 4
Петровские реформы, причины и цели 6
Первый этап петровских реформ 8
Второй этап петровских реформ 11
Заключение 15
Список литературы 17
Содержание
Личность Петра I (1672-1725) по праву можно отнести к плеяде ярких исторических деятелей. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Ведь эпохой великих преобразований - так иначе называют годы правления сына Алексея Романова и второй супруги его Натальи Нарышкиной, первого императора Российского Петра I Великого.
Россия XVII века
самим ходом исторического
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.
Реформы, как бы они ни были исполнены Петром, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.
После смерти в 1682 году Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра - сына Алексея Михайловича или 16-летнего слабого здоровьем Ивана. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных.
Петра и его сподвижников отправили из Кремля и они жили в селе Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, Петр тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя это противоречило представлениям об образе «православного царя», но позволяло Петру воспринимать мир таким как он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения.
К концу 17 столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Важнейшими из них были:
На формирование реформаторских взглядов Петра оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архангельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе Великого посольства. Преобразования Петра были подчинены не интересам отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.
В истории петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г.
На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики немного ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.
Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения реформ было насилие, причем осознанное, а создаваемое в соответствии с новейшими специальными и философскими теориями того времени государство приобретало черты милитаризма.
Темпы преобразований зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другом или создания новых структур и учреждений.
В целом процесс формирования был связан с внешними факторами - необходимостью выхода России к морям и Европе, и с внутренним - процессом модернизации страны.
Военные реформы занимают особое место среди всех Петровских преобразований. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, основываясь на рекрутской повинности. Существовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства. Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Артиллерию Петр окончательно превратил в самостоятельный род войск с четкой организацией.
Для управления вооруженными силами
взамен приказов образованы Военная
коллегия и Адмиралтейств-коллегия,
также введена должность
В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, стали одним из факторов, определивших успехи русской армии и флота в Северной войне.
В первом этапе также проходили экономические реформы. Они охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесленников, торговлю и финансовую политику.
Сельское хозяйство при Петре I развивалось очень медленно, в основном экстенсивным путем. Но и здесь были попытки реформы. Вводились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, разводились новые породы скота. Совершенствовались предметы труда крестьян.
В сфере экономики поощрялось развитие внутренней торговли и промышленности. Поощрение полезных и нужных для государства видов производства сочеталось с запрещением и ограничением выпуска ненужных товаров.
Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны, и было особой заботой Петра. Главное внимание он уделял металлургии. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах. Реформы охватывали и мелкое производство, способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов.
В области внутренней и внешне торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров, что значительно пополняло казну.
Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей - главного в это время вида транспорта.
Финансовая политика характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной подати, заменившей подворное обложение.
Реорганизация государственного управления. Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов управления.
В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти царя. В 1711 г. Вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру сановников. В 1718-1721 гг. была преобразована система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов было создано 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью власти.
Наряду с укрепления центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний, во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненной территории. Каждая губерния делилась на провинцию, а они делились на уезды.
Таким образом, сложилась единая для всей страны
централизованная административно-
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь. Последние патриархи Иоаким и Адриан проводили политику, направленную на укрепление финансовой, судебной, административной автономий церкви. Сначала в деятельности царя не было ничего «антицерковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиозных церемониях и уже не столь регулярно общается с патриархом. Как и в других областях, основой политике Петра I в отношении церкви первоначально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение обширных государственных программ, прежде всего - на строительство флота. Церковные иерархи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.
В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, устранявшая автономию церкви и полностью подчинявшая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью создана специальная Духовная коллегия, преобразованного потом в Святейший правительствующий Синод. В его подчинении находились только церковные дела и функции духовного суда. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Это означало подчинение церкви государству. Принятие Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором. В дальнейшем церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра I.
Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим.
Заложены основы развития
русской науки. В 1725 г. в Петербурге
была создана Академия наук. Изучали
историю, географию и природные
богатства России. Пропаганду научных
знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера
- первый отечественный естественноистор