Становление абсолютизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 11:11, реферат

Краткое описание

Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на “российскую исключительность”, “преемственность” и “тоталитаризм”, тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но “российский абсолютизм” мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии – к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ
АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ 4
ГЛАВА 2 ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ 9
ГЛАВА 3 РЕФОРМЫ ПЕТРА I
3.1 РЕФОРМЫ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ 11
3.2 РЕФОРМЫ МЕСТНОГО И ГОРОДСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ 16
3.3 ВОЕННАЯ РЕФОРМА 18
3.4 СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 21
3.5 РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории СТАНОВЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ 22.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Российская открытая академия транспорта

Московского государственного университета путей сообщения

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История»

на тему: «Становление абсолютизма в России».

 

 

 

Студента 1 курса заочной формы обучения

факультета «Экономика»

Арефьевой Галины Александровны

Проверил: к.и.н., доц. Топчий Юрий Александрович

 

 

                                                Москва 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3                                                                              

ГЛАВА 1  ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ                                   

АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ                                                         4

ГЛАВА 2  ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ                            9

ГЛАВА 3  РЕФОРМЫ ПЕТРА I                                                      

             3.1 РЕФОРМЫ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ                

И УПРАВЛЕНИЯ                                                                                                  11

             3.2 РЕФОРМЫ МЕСТНОГО И ГОРОДСКОГО 

УПРАВЛЕНИЯ                                                                                                      16

              3.3 ВОЕННАЯ РЕФОРМА                                                                     18

              3.4 СУДЕБНАЯ РЕФОРМА                                                                   21

             3.5 РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ  И БЫТА                            22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                   26

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема российского абсолютизма привлекала  и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов, которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на “российскую исключительность”, “преемственность” и “тоталитаризм”, тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но “российский абсолютизм” мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла  те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии – к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

 

 

 

 

 

 

             

         

            ГЛАВА 1  ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ  АБСОЛЮТНОЙ 

МОНАРХИИ В РОССИИ

К концу XVII в.в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновение не произошло сразу после образования централизованного государства, после установления самодержавного строя. Для абсолютной монархии характерны следующие признаки: максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности; наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата; сильной постоянной армии, отсутствие всех сословно-представительных органов и учреждений. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению свей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения. Усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп.  Одним из существенных факторов образования абсолютизма в России является внешнеполитический фактор. Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он возник на базе противоборства сил внутри одного класса сословия, т.е. между дворянством и боярством. Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. В пределах двух столетий, когда шла подготовка абсолютизма, можно выделить два этапа: ХVI в. - преддверие и ХVII - начало нового периода русской истории.1 Оба этапа отмечены крестьянскими войнами - первая задержала развитие абсолютизма, а вторая была фактором его создания. Середина ХVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления. Так как абсолютная монархия является одной из форм централизованного государства, то необходимо начать рассмотрение вопроса с проблемы ликвидации в России политической раздробленности и складывания монархии централизованного типа. В годы опричнины, в период правления Ивана Грозного, была ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла экономическая и административная обособленность духовных феодалов. «Борьба с пережитками раздробленности составляет основу политической истории того времени». 2         Монархия ХVI-ХVII в.в., во времена правления Ивана IV Грозного и Бориса Годунова, в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. Важной причиной возникновения абсолютизма в России было экономическое развитие страны ХVI-ХVII вв. Развивается сельское хозяйство через расширение посевных площадей и усиление крепостного гнета; происходит специализация районов на производстве определенных сельскохозяйственных продуктов. В связи с ростом производительных сил в стране возникают ремесленные мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое в основном обеспечивало армию и флот. Нарождавшийся абсолютизм в целях реалицации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности. Ускоренному развитию промышленности способствовала проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма, которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот; в ограждении купечества от иностранной конкуренции и других мерах. Феодально-крепостнические отношения создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое не было высокопродуктивным. Существование старых аграрных отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства - одна из основных особенностей российского абсолютизма. Этот период в России характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийских рынок.3 Таким образом происходит переход от натуральной формы хозяйства к товарному. Важным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка. Основными покупателями российских товаров были Англия и Голландия.                  Одной из важных предпосылок формирования абсолютизма явилась социальная сфера.  С середины ХVIIв. претерпели изменения права феодалов на землю: Уложение 1649г. закрепило сближение поместий с вотчинами в части прав по обмену поместий; в 1674-1676 гг. за отставными служилыми людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий. На фоне экономических изменений происходил процесс сословной консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). Все категории частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного зависимого крестьянства. В исторической литературе бытует мнение, что на рубеже ХVII-ХVIII вв. боярство, в результате отмены местничества и ликвидации Боярской думы, как сословие исчезло и основной опорой самодержавия было дворянство. Ликвидация боярства как класса была результатом начавшегося в ХVШ в. процесса его феодализации в единый класс, тем самым, опровергая утверждение о том, что привелигированным классом стоящим у власти было дворянство. Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привелегиях российских купцов на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники. В конце ХVII в. значительно увеличились земельные владения дворянства, которое стало к этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства. В этот период широкое распространение получили народные движения. Две войны под руководством Степана Разина (1670-1671гг.) и Кондрата Булавина (1707-1709гг.). Обострение классовой борьбы было обусловлено не только сдвигами в экономике и общественном строе, но и социальными противоречиями внутри сословий: между дворянством и боярством, между светскими и духовными феодалами, а также внутри городского сословия. Народные движения ХVII-ХVIII вв. бросили в объятия царизма нарождающийся класс буржуазии. Русское купечество и промышленники требовали защиты у правительства, им приходилось примиряться и с дворянством - главной опорой абсолютной власти царя. Непрерывная классовая борьба в России в ХVII-ХVIII вв. способствовала эволюции страны в буржуазном направлении. Бюрократизация государственного аппарата имела большое значение в движении России к абсолютистскому государству. В ХVII в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался.  Большую роль сыграло среднее звено приказного дьячества, которое являлось исполнительной силой, именно оно явилось основой, без наличия которой было бы невозможно складывание аппарата абсолютистского государства и окончательного оформления абсолютной монархии в начале ХVIII века. Специфической особенностью исторического развития России  явилось то, что создание бюрократического аппарата было использовано абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия. Одним из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции.                                                                                                              Большое значение в становлении абсолютной монархии играли Земские соборы, начальной целью которых было укрепление класса феодалов, а затем установления крепостного строя. Правительство сначала держало курс на укрепление абсолютизма через Земские соборы, а затем на свертывание их деятельности. Анализируя становление абсолютизма в России, необходимо отметить некоторые особенности складывания данной формы правления:

  • слабость сословно-представительных учреждений;
  • финансовую независимость самодержавия в России;
  • наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов;
  • складывание новой правовой системы;
  • формирование института неограниченной частной собственности;
  • ограничение привилегий даже для господствующих сословий;
  • особую роль личности Петра I

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2  ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ

ПРОВЕДЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

      Россия  была  отсталой  страной.  Эта  отсталость  представляла  собой  серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической,  а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной  своей  части состояло   из  отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный  и неповоротливый   приказной   государственный  аппарат,  во  главе  которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и  в  области  духовной  культуры. В народные массы просвещение почти не проникало,  и  даже  в  правящих   кругах были люди  необразованные и вовсе неграмотные. Россия XVII века самим ходом исторического развития   была  поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так  как  только  таким  путем  могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.  Во  второй  половине  XVII века  начинает  изменяться  характер государственного  строя  на   Руси,    все   более   отчетливо   оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура  и  науки: математика  и механика,   физика   и  химия,    география   и   ботаника и др.  Казаки-землепроходцы  открыли  ряд новых земель в Сибири. XVII век был временем, когда Россия установила  постоянное  общение  с Западной Европой, завязала с ней более  тесные  торговые  и  дипломатические связи,   использовала  ее  технику  и  науку,  воспринимала  ее  культуру  и просвещение.  Учась   и   заимствуя,   Россия  развивалась   самостоятельно, брала только то,  что  было  ей  нужно,  и  только  тогда,  когда  это  было необходимо. Это было время накопления сил  русского  народа,   которое  дало возможность осуществить подготовленные самим  ходом  исторического  развития России грандиозные реформы Петра.       Уже  до  Петра  начертана  была  довольно   цельная преобразовательная программа, во многом  совпадавшая с  реформами  Петра,  в ином шедшая даже дальше их.  Реформа,  как  она была  исполнена  Петром,  была   его   личным   делом,   делом   беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным  и необходимым. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского  государства  и русского  народа. Следует отметить, что  основной   движущей   силой  петровских  реформ стала Северная война. На  первый    взгляд    преобразовательная      деятельность    Петра представляется  лишенной  всякого  плана  и  последовательности.  Постепенно расширяясь она захватила все части государственного строя,  коснулась  самых различных сторон народной жизни. Преобразовательные меры следовали одна за другой  в  том  порядке,  в  каком вызывали их потребности, навязанные войной. Нововведения   военные, социальные  и  экономические  требовали  от  управления  такой  усиленной  и ускоренной  работы, ставили ему такие сложные  и  непривычные  задачи,  какие были ему не под силу при его прежнем  строе  и  составе.   Поэтому наряду с этими нововведениями  шла  постепенная перестройка  управления  всей   правительственной  машины,  как  необходимое общее условие проведения прочих реформ.  Другим   таким   общим   условием была подготовка дельцов и умов к  реформе.  Для  успешного  действия  нового управления,  как   и  других  нововведений,   необходимы  были   исполнители,  обладающие нужными для  того  знаниями. Таков общий план  реформы,   ее  порядок,  установленный  не   наперед обдуманными  предначертаниями  Петра, а  самим   ходом   дела   и   гнетом обстоятельств.  Война  была   главным  движущим  рычагом преобразовательной деятельности,  военная реформа  -  ее  начальным  моментом,   а   устройство финансов - ее конечной целью.                                                                                                 

ГЛАВА 3   РЕФОРМЫ ПЕТРА I

    1. РЕФОРМЫ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ                                    РЕФОРМА ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший синод присваивают Петру I титул Отца Отечества, Императора Всероссийского. Россия становится империей. Монарх стал источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Его присутствие в определенном месте прекращало действие всей администрации. Власть автоматически переходила к монарху. Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, устанавливал порядок и план боевых действий, объявлял войну и заключал мир. В регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает».4 Государство играло огромную роль в жизни общества. Вся реформаторская деятельность  Петра  I  закреплялась   в  форме  уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.  В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".5 Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями, которые  наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости от преступления.

 

РЕФОРМЫ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

      Из всех  преобразований Петра центральное  место занимает реформа государственного  управления, реорганизация всех  его звеньев. Реформы высших органов  власти и управления принято подразделять на три этапа:       1. 1699-1710 гг. – характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная  реформа.                                                                                           

2. В 1710-1719 гг. – ликвидация  прежних центральных органов  власти и управления, основание  новой столицы, создание Сената, проведение первой областной  реформы;

3. 1719-1725 гг. – образование  новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой реформы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.                                   С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и в думные чины, вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия – орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений. Следующий уровень бюрократизации высшего управления – создание в    1711 г. Сената. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения      (первоначально – 8 человек). Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Реформа 1722г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.                                                                                               Мысль великого реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных, во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую бы могло реализовываться законодательство. Он был убежден, что армия - наиболее совершенная общественная структура, что она - достойная модель всего общества, а воинская дисциплина - это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.       Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай- естественный процесс, так как бюрократия - необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и своеобразной "бюрократической революцией", в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровских времен он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня. В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющих право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре. Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти ХVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат.                                1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений - коллегий. Система коллегий не сложилась сразу. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу 1-ой четверти ХVПв. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.  Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать "всякими иностранными и посольскими делами", координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. На Военную коллегию возлагалось управление "всеми воинскими делами": комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии.  Адмиралтейская коллегия ведела морскими делами. Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел" и др.  В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату. Вотчинная коллегия образованная в 1721г.: разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на "неправые решения" по поместным и вотчиным делам. Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея). Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия). Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Система высших органов в целом получила более совершенную организацию происходила постепенная бюрократизация состава высших органов. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли.

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

 Важную роль в утверждении  абсолютизма играла церковная  реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан  и Петр I запретил избирать ему преемника.      В 1721г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных  заговорах.                                                                                                             Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую " систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти.

         3.2.  РЕФОРМЫ МЕСТНОГО И ГОРОДСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ

    Реформы местного  управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: I-й - до 1708г., II-ой - с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и III-й с 1719 по 1725 (вторая областная реформа). На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечениы к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать города". Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства - поддержании и укреплении господства дворян. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов – представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления. В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности.

Информация о работе Становление абсолютизма в России