Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 годов как основные источники феодального права Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений, которое развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин.
Задачи:
1. Определить основные черты феодального права Беларуси
2. Рассмотреть систему судопроизводства ВКЛ XVI-XVII веков
3. Показать важность Статутов ВКЛ в истории права, как переломного момента эпохи феодализма.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Большое внимание уделено и уголовному праву, нормы которого предусматривают различные виды наказаний (смертную казнь, лишение свободы, имущественные) за такие виды деяний, как преступления против личности, имущества и нравственности.

Нормы процессуального права предусматривают порядок возбуждения дела, виды доказательств и так далее.

В целом Договор 1229 г., создав прочную правовую основу для развития торговли, содействовал ее расширению, ибо предусматривал такие прогрессивные положения, как запрет принуждать купцов-иностранцев к участию в военных походах (ст. 32), без согласия привлекать их к таким видам доказательств, как поединок, испытание железом (ст. 9), а также ограничение применения такого вида наказания, как лишение свободы (ст. 4 — «в дыбу его не сажати»).

В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и феодалов, но и формирования новой социальной общности — сословия. Значимую роль в формировании светского сословия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг.

Привилей Ягайло 1387 г. был новым нормативным актом, в котором не все феодалы Великого княжества Литовского, а только принявшие католическую веру, получали дополнительные привилегии. Это было сделано для того, чтобы ускорить распространение католической религии на территории государства. Все последующие привилеи расширяли эти привилегии, хотя в силу объективных причин православная шляхта была уравнена Привилеем 1432 г. в правах со шляхтой католического вероисповедания.

Общеземский Привилей Казимира 1447 г. завершил процесс правового оформления сословия шляхты, предоставив даже в ущерб государственным интересам столь многочисленные привилегии, что иногда его называют конституцией шляхты.

Оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника, как правовой обычай и ряд других причин во второй половине XV в. вызвали необходимость систематизации текущего законодательства. Результатом работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского 1468г. Его нормы регламентировали в основном уголовно-правовые отношения, хотя есть и отдельные положения, касающиеся процессуального, гражданского и административного права.

Судебник содержит 25 статей, 16 из которых регламентируют различные правовые аспекты такого преступного деяния, как кража (раскрывается состав преступления, определяются виды наказания за простую и квалифицированную кражи и другие положения).

Характеризуя в целом зарождающееся общеземское право Великого княжества Литовского в конце XII — XV вв., необходимо отметить, что наряду с классическими чертами феодального права (классовый характер, привилегии и другое) ему присущи уже такие прогрессивные по своему времени положения, как:

  • четко указанный возраст уголовной ответственности;

право феодалов на публичный суд;

  • свободное без всяких ограничений распоряжение недвижимым имуществом;
  • ответственность только за вину;
  • ограничение ответственности членов семьи;

6) запрет самоуправства в виде нападений на имения и другие.

Это свидетельствует о довольно высоком уровне развития не только общества и государства, но и правовой мысли.

Таким образом, судебная система Беларуси в XVI в. включала как ранее созданные суды, так и новые, учрежденные только в XVI в. Для нее характерны такие принципы, большинство из которых в настоящее время считаются прогрессивными и актуальными.

Постановления сейма (общего, вального) принимались на совместном заседании шляхты Великого княжества Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 г. общий вальный Люблинский сейм принял постановление об унии Великого княжества Литовского с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств (ст. 1), порядок избрания господара (ст. 2), его обязанности (ст. 5), порядок рассмотрения вопросов совместной внутренней и внешней политики (ст.ст. 6, 10), сохранение прежней системы должностей в каждом государстве (ст. 8) и другие положения — всего 28 статей.

Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564—1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле он был выдан в 1503 г., Полоцкой — в 1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилее Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот): освобождались от подводной повинности и пограничной службы; не платили торговые пошлины; могли свободно выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах (состоящих из полочан) и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебитизны и судебной пошлины и некоторые другие.

Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волостей, расположенных на государственных (великокняжеских) землях, в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилей жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жало6ой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Могилевской волости в связи с жалобой на державца.

В волостных привилеях определялись повинности (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой администрации — старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков, которые в течение времени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян. Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Судопроизводство

 

До конца XV - начала XVI веков в Великом княжестве Литовском органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. В течение XVI века в государстве постепенно сложилась система судебных органов. Образовались две системы судов: общие (общесословные) суды для всего населения, основанные на обычном праве и законе (Главный суд, замковый суд) и сословные суды только для шляхты (земский суд, подкоморский суд). Кроме того, имелись суды для отдельных групп населения: духовенства, мещан, крестьян, евреев, татар, которые действовали на основе церковного права, специальных нормативных актов, обычного копного права. Сословные суды для шляхты были отделены от администрации и действовали на основе закона в соответствии с принципом разделения властей. Прогрессивной чертой сложившейся судебной системы являлась выборность большинства членов судов (Главного, земского, подкоморского, магистратского). К кандидатам на должности судей предъявлялись высокие требования морального и профессионального характера, подбирались люди добропорядочные, знающие право и обычаи. С середины XVI века все суды подразделялись на суды первой инстанции и суды второй инстанции. В судебной деятельности при рассмотрении дел преобладали принципы коллегиальности, публичности и другие1.

Высшим общесословным судом считался великокняжеский (господарский) суд. Компетенция господарского суда была очень широкой. Он рассматривал дела, как по первой, так и по второй инстанциям. В качестве суда первой инстанции рассматривались дела о государственных преступлениях, о принадлежности к сословию шляхты, о жалобах на незаконные действия высших должностных лиц, о политических преступлениях, споры по искам к шляхте об истребовании государственных поместий и земель, о силе и значении различных жалованных грамот, затрагивающих интересы государственной казны. Исключительно к подсудности великокняжеского суда относились дела о преступлениях против панов-рады, воевод, кастелянов, старост, судей во время исполнения ими своих служебных обязанностей. В качестве суда второй инстанции господарский суд рассматривал апелляции на решения местных судов. Дела рассматривались при участии великого князя и радных панов. Решения великокняжеского суда считались окончательными и не обжаловались.

Разновидностью господарского суда являлся суд панов-рады, который мог рассматривать дела, поступавшие на имя великого князя. Комиссарский суд также являлся разновидностью великокняжеского суда, но он решал только те дела, которые поступали на имя государя и касались земельных споров феодалов с государственными поместьями. В период работы сеймов функционировал сеймовый суд, в котором, согласно Статуту 1588 г., дела рассматривались великим князем, панами-радой и восемью депутатами сойма.

В силу занятости великого князя как высшего судьи и его невозможности постоянно участвовать в работе суда, господарский суд собирался редко, и рассмотрение отдельных судебных дел задерживалось на многие годы. С целью разгрузить господарский суд грамотой короля Стефана Батория от 1 марта 1581 г. был образован Главный суд (Трибунал) - наивысший суд Великого княжества Литовского. Образование Главного суда несколько ограничивало судебную власть великого князя и панов-рады и свидетельствовало об укреплении роли шляхты в жизни государства. Главный суд состоял из 46 судей-депутатов, которые избирались на соймиках из местной шляхты по два от каждого воеводства или повета сроком на один год. Избираться могли только шляхтичи, имеющие собственные земельные владения, знающие право и местные обычаи. Сессии Трибунала проходили под председательством избранного судьями маршалка до 1588 г. в Троках, а затем ежегодно в Вильне и через год поочередно в Менске и Новогородке. Дела рассматривались судебной коллегией из 2 - 7 человек. Постановления принимались большинством голосов. Решения (декреты) Главного суда имели силу сеймовых постановлений и потому не могли быть обжалованы и отменены даже великим князем. Судебные решения приводились в исполнение поветовыми судами или поветовыми старостами. Главный трибунал выступал в основном как суд второй инстанции и рассматривал апелляции на решения земских, замковых и подкоморских судов, а также жалобы на решения поветовой администрации и панских судов (выраки) в отношении служивых шляхтичей, приговоренных к смертной казни, тюремному заключению или крупным денежным штрафам. В качестве первой инстанции Главный суд рассматривал отдельные дела, которые были ранее в компетенции великокняжеского суда, а также жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных должностных лиц и судей. Под юрисдикцию Трибунала подпадали и дела духовных лиц, которые рассматривались совместной коллегией членов Главного суда и представителей духовенства. Вместе с рассмотрением судебных дел Главный суд выполнял и нотариальные обязанности: заверял завещания, различные договоры (купли-продажи, продажи поместий и другое).

В системе местных судов наиболее древним был замковый («градский») суд. Заседания суда проходили в замке («гроде»). Суд являлся общесословным, в нем рассматривались дела по обвинению шляхты и простых людей (мещан и крестьян). Подсудность замкового суда была довольно широкой, однако в нем в основном рассматривались уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях лиц, которые были задержаны на месте преступления или в течение 24 часов с момента его совершения. Замковый суд не был отделен от администрации и мог действовать в двух составах: высшем, как суд первой и второй инстанции, и низшем в качестве суда первой инстанции. В состав высшего замкового суда входили: воевода (в воеводстве), староста (в повете), державца (в поместье) и представители местных феодалов. Низший замковый суд состоял из трех человек: заместителя воеводы (в воеводстве), заместителя старосты (в повете), судьи и писаря, только уроженцев ВКЛ, шляхтичей, знающих право и умеющих писать. Главенствующая роль в замковом суде принадлежала должностным лицам местной администрации. Однако факт появления и включения в состав замкового суда должностей судьи и писаря свидетельствовал о положительных сдвигах в развитии права. Суд начал отделяться от администрации. Возникла необходимость приобретения правовых знаний. Высший замковый суд рассматривал жалобы на постановления низшего суда. Апелляции на решения высшего гродского суда подавались в Главный суд. Делопроизводство замкового (гродского) суда вел писарь. Важной функцией замкового суда являлось исполнение приговоров и решений собственных и других судов (земского, Главного), для чего при замковом суде была тюрьма, находился палач. Гродский суд выполнял и некоторые нотариальные действия: фиксировал завещания, акты дарения, купли-продажи, залога, займа, делал копии документов и т.д.

Наиболее демократичным (выборным, коллегиальным, отделенным от администрации) сословным судом для шляхты был земский поветовый суд. Его возникновение относится к первой половине XVI в. Окончательное правовое закрепление земского суда было проведено Вельским привилеем 1564 г. и Статутами 1566 и 1588 гг. В состав земского суда входили судья, подсудок и писарь. Судьи избирались на съездах поветовой шляхты. На каждую должность судьи съезд избирал четырех кандидатов из числа местных оседлых шляхтичей, выходцев ВКЛ, землевладельцев, христианской веры, знающих право и умеющих писать. Из списка кандидатов великий князь назначал по одному на каждое место. Судья назначался пожизненно, и никто не имел право освобождать его от должности. На первой сессии новый судья принимал присягу. Сессии земского суда проходили три раза в течение года продолжительностью три-четыре недели. Земский суд в основном рассматривал гражданские иски и уголовные дела по обвинению шляхтичей. Присутствующие на суде могли сказать все, что знали по рассматриваемому делу, высказать свое мнение. До конца XVII в. судопроизводство велось на старобелорусском языке. Земский суд выполнял также функции нотариата. Таким образом, земские суды стали началом организации судебной системы, основанной на принципе разделения властей, ибо это были первые суды, целиком отделенные и независимые от администрации. Расширение норм писаного права вызвало необходимость специальной профессии юриста.

Таким же судом, отделенным от органов государственного управления, являлся подкоморский суд, созданный в 1566 г. Он рассматривал земельные и межевые споры феодалов. По Статуту 1566 г., дела в подкоморском суде рассматривались и решались судьей-подкоморием с участием заинтересованных сторон. На должность судьи-подкомория избирались на поветовых соймиках четыре кандидата, одного из которых и утверждал подко-морием великий князь. Рассмотрение дела происходило на месте спорных меж. Судья-подкоморий заслушивал обе стороны, опрашивал свидетелей, принимал решение, определял межи землевладельцев, устанавливал межевые знаки. Решение подкоморского суда выполнялось безотлагательно. Подкоморские суды сушествовали в Беларуси до XIX в.

На новых принципах выборности и участия представителей горожан создавались войтовско-лавничие и бурмистерские суды, которые действовали в городах, имеющих Магдебургское право. Им были подсудны гражданские и уголовные дела горожан. Войтовско-лапничий суд состоял из войта как председателя суда, его заместителя (лент-войта) и лавников (заседателей), избираемых мещанами. Незначительные правонарушения и споры мещан рассматривались на суде городских бурмистров. Таким образом, создание независимых от местной администрации выборных судов свидетельствовало о новом этапе в развитии правовой культуры общества, стремлении к постепенному установлению правового порядка в государстве. Этот радикальный поворот в правовой теории и взглядах на роль суда в обществе в XVI в. нашел закрепление в Статуте ВКЛ 1588 г. и начал осуществляться в Западной Европе только в XVII-XVIII вв.

Информация о работе Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 годов как основные источники феодального права Беларуси