Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 23:23, реферат
Цель научной работы: историко–правовое изучение института
судебных приставов в данный период. Изучение и анализ Судебной
реформы 1864 г.
9. Методы проведенных исследований: в работе представлены не только
общие методы исследования, такие как принцип историзма и
системности. Также представлены и конкретные методы - это историко-
сравнительный, историко-генетический, а также ретроспективный
Сокращенный порядок судопроизводства имел место в тех случаях, когда стороны были согласны с этим и суд не встречал к тому возражений. Кроме того, сокращенным порядком рассматривались дела: 1) по искам взятых в долг товарах и припасах, о найме домов, квартир и другого рода помещений, о найме слуг; 2) по искам об отдаче денег и иного имущества на сохранение; 3) по просьбам об исполнении договоров и обязательств; 4) по искам о вознаграждении за ущерб, убытки за самоуправное завладение; 5) по спорам, возникшим при исполнении решений; 6) по спорам о привилегиях.
Сокращенный порядок предполагал более быстрое рассмотрение дела, более короткие сроки для явки сторон в суд.
Все решения окружного суда могли быть в апелляционном порядке обжалованы в судебной палате, которая решала дело окончательно.
Вступившие в законную силу решения, могли быть обжалованы при наличии кассационных поводов в гражданско-кассационный департамент сената.
Не смотря нам все плюсы новой сложившейся судебной системы. Практически воплощение в жизнь судебной реформы встретилось со значительными трудностями. Потребовалось немало времени для подготовки аппарата новых судов, выделение помещений, дополнительных средств и др.
В период кодификации судебная система была упорядочена, но этот порядок был лишь на бумаге. В национальных окраинах действовали свои суды, военные суды, даже был создан особый суд для декабристов. В судопроизводстве имели место инквизиционные начала, отсутствовали четкие критерии возбуждения дела, срок рассмотрения дела (рассмотрение дела могло превратиться в бесконечную волокиту), неравенство сторон. Высшая бюрократия обладала неприкосновенностью, которой они могли лишиться только по решению Совета Министров и общего собрания департамента. Суды работали неэффективно, всего 12% дел заканчивалось обвинением.
Основная идея реформы – “суд равный, скорый, правый”. На деле же изменения коснулись только процессуального права, материальное, уголовное и гражданское осталось без изменений. Первоначально материалы по реформе готовил 2-й отдел собственной его императорского величества канцелярии. За основу взят прусский вариант, т.е. уменьшение числа инстанций, добавление элемента состязательности. Были и другие положения реформы, они вызвали резонанс в обществе, причем неоднозначный. Статс-секретарь Зарудный председательствовал в производстве реформы, он взял католический (сардинский) и венгерский варианты судопроизводства. К осени 1865 г. уставы были готовы и их опубликовали в прессе, для наблюдения реакции населения, реакция была различной.
Сначала в апреле 1866 г. были создан только два судебных округа – в Петербурге и Москве. Открытие нового суда состоялось в столице в день рождение Александра II – 17 апреля.
23 апреля 1866 г. судебные установления открылись в Москве, в 1867 г. – в Харькове.
Действие Судебных уставов охватило 44 губернии, причем процесс создания в них новых судов занял более 30 лет. К 1870 г. новые суды были введены в 23 губерниях, а в остальных 21 губернии образование судов завершилось только в 1896 г. Новые Судебные уставы не водились на северной и юго-восточной окраинах Европейской России (в Олонецкой, Уфимской, Оренбургской и Астраханской губерниях). Суд присяжных не был введен в Царстве Польском, Прибалтике и на Кавказе.
Новые принципы деятельности судов вызвали серьезное противодействие со стороны государственной бюрократии. Уже с 1866 г. последовали разного рода изъятия, «дополнения» и «разъяснения», ограничивавшие сферу деятельности новых судов.
Летом того же года судебные чиновники были поставлены в зависимость от общей администрации: им предписывалось являться к губернатору по его вызову, «подчиняться его законным требованиям» и «оказывать ему должностное уважение». С 1867 г. вошло в обыкновение назначать вместо следователей «исправляющих должность следователя» чиновников, на которых несменяемость не распространялась.
Законом 1871 г. производство дознания по политическим делам передавалось жандармерии. В 1872 г. было создано «Особое присутствие Правительствующего сената», рассматривавшее наиболее крупные политические процессы. Закон 7 июня 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний.
В 1878 г. рассмотрение некоторых политических преступлений перешло из суда присяжных к военно-окружным судам. В 1885 г. было создано Высшее дисциплинарное присутствие для суждения о неблаговидных поступках судей, что стало прямым посягательством на их несменяемость.
12 июля 1889 г. был ликвидирован мировой суд (за исключением столиц г. Одессы). Функции этих судов сельской местности были переданы земским начальникам, назначаемым обычно из потомственных дворян, владевших недвижимой собственностью. Кандидатура земских начальников подбирались губернатором и губернским предводителем дворянства и мировых судей перешли к так называемым городским судьям, назначаемыми министром юстиции.
Мировой суд был вновь восстановлен 15 июля 1912 г.
Несовершенство новых судов активно обсуждалось в прессе и литературе. Достаточно вспомнить яркую картину суда, обрисованную в романе Л.Н. Толстого «Воскресение».
Тем не менее, судебная реформа при всех ее изъянах была важным шагом вперед на пути к правовому государству.
Со временем население огромной страны на деле узнало всю разницу между судом безгласным и гласным, долгим и скорым, зависимым и свободным, неправым и правым.
Расходы государства за 25 лет с 1855 по 1880 г. по судебному ведомству возросли с 3,5 до 16, 66 млн. руб.
Итак, в 1864 была осуществлена судебная реформа, которая по единодушному признанию историков, является самой последовательной в ряду преобразований 1860-1870-х годов; буржуазные принципы, положенные в ее основу, и проявлялись наиболее рельефно. Вместо прежних сословных судебных органов в России был учрежден бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации суд. Состязательность процесса обеспечивала участие в нем присяжных заседателей, избиравшиеся из представителей всех сословий, выносили в отношении обвиняемого вердикт: «виновен», «невиновен». А меру наказания, в соответствии с вердиктом присяжных, определяли судья и два члена суда. Несменяемость судей касалось незначительных правонарушений, то его рассматривал мировой судья, избиравшийся земским собранием или городской думой.
«И все же судебная реформа 1864 года осталась незавершенной», - часто повторяли историки, приводя в качестве одного из доказательств этого сохранения для крестьян особых, волостных судов. Но дело в том, что правосознание крестьян, базировавшееся на «обычном» праве, отличавшемся от закона, имело свои особенности. Мировые судьи, ориентируясь на свод законов, часто были не в состоянии разрешить конфликты между крестьянами. Волостной суд, в который входили крестьянские представители, и которые вершили правосудие на основе обычаев, справлялся с этой задачей. Приверженность крестьянства к нормам «обычного» права и недопонимание ими постулатов закона привели к тому, что на территории одного государства сложилось два правовых поля.
Приложение 1
Указ Правительствующему Сенату от 20 ноября 1864 г.
По вступлению на прародительский престол, одним из первых Наших желаний, всенародно возвещенных в Манифесте 19 марта 1856 года, было: «правда и милость да царствует в судах».
С того времени, среди других преобразований, вызванных потребностями народной жизни, Мы не переставали заботиться о достижении упомянутой цели посредством лучшего устройства судебной части и, после многосторонних предварительных работ во вторым отделении Собственной Нашей канцелярии, 29 сентября 1862 года утвердили и тогда повелели обнародовать в общее сведение основные положения преобразования этой части.
Составленные, в развитие этих основных положений, особо учрежденной Нами комиссией, проекты уставов, ныне подробно обсуждены и исправлены Государственным Советом.
Рассмотрев эти проекты, Мы находим, что они вполне соответствуют желанию нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех поданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего.
Вследствие того, признав за благо утвердить составленные и рассмотренные в таком порядке6 1)учреждения судебных установлений, 2) устав уголовного судопроизводства, 3) устав гражданского судопроизводства и 4) устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, и препровождая все означенные законоположения в Правительствующий Сенат, повелеваем ему сделать надлежащие распоряжения для их обнародования. Порядок приведения их в действие будет, неотложно за этим, особо Нами указан.
Призывая благословение Всевышнего на успех этого великого дела, Мы радостно выражаем надежду, что намерения Наши осуществляются при ревностном содействии наших верноподданных, как каждого отдельно в кругу личной его деятельности, так и в совокупном составе обществ, сословий и земств ныне, по воле Нашей, на новых основаниях образуемого.
На подлинном Собственной Его Императорского Величества рукой подписано «Александр» В Царском Селе.
20 ноября 1864 года.
Приложение 2
Учреждение судебных установлений
Введение
Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему сенату -в качестве верховного кассационного суда.
2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Примечание. Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями.
3.Мировой судья есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и сенат суть установления коллегиальные.
4. Ведомство мировых судей,
их съездов, окружных судов и
судебных палат ограничивается
особыми участками и округами.
Ведомство Правительствующего
5.Мировые судьи, их съезды,
окружные суды и судебные
6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
7. Для определения в
уголовных делах вины или
8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.
9. Предметы ведомства и порядок действий судебных установлений и лиц прокурорского надзора определяются в уставах уголовного и гражданского судопроизводства и в настоящем Учреждении.
10. Мировые судьи избираются
всеми сословиями в
11. При судебных местах находятся:
1) канцелярии; 2) судебные приставы; 3) присяжные поверенные;
4) кандидаты на должности по судебному ведомству и 5) нотариусы.
Приложение 3
Основные положения уголовного судопроизводства
Общие положения
1.Никто не может быть наказан за преступления и проступки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к наказанию приговором надлежащего суда, вошедшим в законную силу.
2. Преследование виновных
в преступлениях и проступках
начинается и производится
3. Власть обвинительная отделяется от судебной.
4. Власть обвинительная, т.е. обнаружение преступлений и преследование виновных, принадлежит прокурорам.
5. Власть судебная, т.е рассмотрение уголовных дел и постановлений приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных.
6. Приговор постановляется не иначе, как по поверке и дополнении в заседании суда доказательств, обнаруженных предварительным следствием.
7. Заседание суда, кроме случаев, именно указанных в законе, происходят публично.
8. Теория доказательств,
основанная единственно на их
формальности, отменяется. Правила
о силе судебных доказательств
должны служить только
9. Приговор может быть только или осуждающий, или оправдывающий подсудимого. Оставление в подозрении не допускается.
10. По делам о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, или потерю всех или некоторых особенных прав и преимуществ, определение вины или невинности подсудимых предоставляется особым присяжным заседателям. Это правило не распространяется на дела преступлений государственных.