Судебники 1497

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

Судебники 1497 представляет собой итог кодификационной работы в Русском государстве, которое набирало силу как централизованное государство с видом правления – сословно-представительная монархия. Судебник 1497 года был, вероятно, первой попыткой кодификации норм всеобщего государственного права после Русской правды. По основной исторической гипотезе будущий Судебник 1497 года как проект был выполнен дьяком Владимиром Гусевым, а затем получил силу закона в 1497 году с сентября, будучи утвержден великим князем Иваном III с его детьми и боярами. Причиной появления судебника 1497 года стала объективная историческая необходимость назревших изменений в области управления государством.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)

При состязательном процессе (ст. 52) Судебник 1497 г. предоставлял право  выставлять за себя наймита, ими часто были холопы по делам своих господ.

Сторона, возбуждавшая дело, именовалась челобитчик, а обвиняемая - ответчик. За отсрочку дела в суде (ст. 26 Судебника, 1497 г.) платилась дополнительная пошлина.

Неявка ответчика в  суд влекла за собой признание  его вины. Статья 63 Судебника 1497 г. впервые  установила срок исковой давности по делам о земельных спорах (от 3-х  до 6-ти лет).

В судебном процессе широко использовались показания свидетелей (послушество) .

В Судебнике 1497 г. в ст. 48 предусматривалась  замена послухов «полем».

Широко использовались письменные доказательства, которые подразделялись на договорные акты (заемные, служилые кабалы, купчие и т. д.) и официальные  акты, выдававшиеся от имени государства (жалованные грамоты, судебные решения  и др.).

Одной из особенностей Судебника 1497 г. являлось то, что он содержал постановления, свидетельствующие о возникновении  новой формы процесса - розыска, или  сыска.

При розыскном процессе дело начиналось по инициативе самого государства  или по сговору кого-либо со стороны - «добрых людей». Явка ответчика  в суд зависела уже не от соглашения сторон, а от государства, которое  осуществляло доставку обвиняемого  в суд через «зазывные грамоты». При следственном процессе состязание сторон заменялось допросом обвиняемого.

Закон предписывал вести  допрос преступника бесхитростно, сообщая  о показаниях обвиняемого великому князю или судье и не допуская оговора со стороны допрашиваемого. Недельщику запрещалось отдавать на поруки находящегося под стражей преступника без разрешения высшего судьи. Для этого процесса характерен повальный обыск, очная ставка, а также освидетельствование и осмотр места происшествия и пытка. По Судебнику 1497 г. пытка была одним из основных способов выяснения обстоятельств дела при производстве дел розыском. Ее цель вынудить собственное признание, и ст. 34. Судебника. 1497 г. устанавливала в. обязанность недельщика при расследовании дел о татьбе производить арест «и пытку татей».

Наличие в Судебнике в  основном норм уголовного и уголовно-процессуального  права обусловливалось тем, что  в процессе централизации государства  обострялись классовые противоречия, и Судебник усиливал репрессии в  отношении нарушителей устоев феодального  права путем расширения круга  деяний, признаваемых преступными.

 

Заключение

Судебник 1497 г.  Отразил укрепление основ централизованного государства, усиление власти московского князя, а затем царя, дальнейшее развитие крепостного права. Это были реальные законы, кодифицировавшие уставы и грамоты разных территорий государства.

К моменту принятия Судебника 1497 г. далеко не все отношения в  государстве регулировались централизованно. Учреждая свои судебные инстанции московская власть некоторое время была вынуждена  идти на компромиссы: наряду с центральными судебными учреждениями и разъездными  судами создавались смешанные суды, состоявшие из представителей центра и мест.

Если Русская Правда была сводом обычных норм и судебных прецедентов, то Судебник стал прежде всего, инструкцией для организации судебного процесса.

Основы правового регулирования  административно-управленческой деятельности, нашедшие отражение в мерах по перестройке аппарата управления и  переходе от построения его на территориальных  началах к функциональному, были направлены на обеспечение внешней и внутренней безопасности, подавление проявлений классовой борьбы, развитие производственных сфер, в которых было заинтересовано государство. Административное законодательство складывалось по двум основным направлениям. Во-первых, по функционально-структурному, ряд правовых актов и практическая юрисдикционная деятельность способствовали закреплению и становлению системы управления государством, устанавливали их состав, внутреннюю структуру, порядок деятельности и делопроизводства. Во-вторых, законодательство и правительственные мероприятия определяли основные направления государственно-управленческой деятельности. В создании специального функционально-отраслевого управления в различных сферах деятельности государства большую роль сыграло привлечение дворецких и дьяческого аппарата к решению важнейших государственных дел, к управлению.

Итак, в XV – первой половине XVI в. формируются основы административного  законодательства, отразившие основные направления административной деятельности Русского централизованного государства. Правовые акты определяют структуру, компетенцию  и внутренний порядок деятельности органов управления, их делопроизводство. В этот период формируются и нормы  права, регламентирующие отношения  между государством и подданными в управленческо-административной сфере и политической жизни общества, закладываются основы последующего развития права России.

Судебник 1497 года (великокняжеский) должен быть признан первой попыткой общерусского Уложения, осуществлением же этой попытки является Судебник 1550 года (царский).

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Судебники 1497