Судебно-правовая система Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является анализ процесса формирования судебно-правовой системы Англии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть историко-правовые исследования в рамках судебно-правовой системы;
- определить хронологию и природу судебно-правых реформ;
- систематизировать данные исследований документов и определить их функциональность в отношении развития судебно-правовой системы;
- провести анализ политико-правовой природы продвижения общества к общему праву.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………….….3
1. Формирование судебно-правовой системы Англии………….5-11
1.1. Этапы формирования английской системы права………………………………...5
1.2.Рецепция римского права……………………………………………………………9
2. Характеристика правовой системы Англии………………..…12-19
2.1.Английская система права…………………………………………………………12
2.2. Законодательство английской системы права………………………………...…14
2.3. Прецедент – как основополагающий источник английского права……………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...............23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 62.15 Кб (Скачать файл)

Резкая активизация правотворческой деятельности английского парламента в начале XIX века, обусловленная экономическими (бурный рост промышленного производства и торговли), политическими (реформа избирательной системы 1832) и иными причинами, несомненно, способствовала повышению роли статутного права, быстрому росту количества принимаемых парламентом актов и осознанию необходимости их систематизации и унификации. Вследствие этого в Великобритании в начале XIX века стали издаваться так называемые консолидированные акты, вбиравшие в себя в упорядоченном виде, применительно к различным правовым институтам, нормы, содержавшиеся в ранее изданных парламентских актах.8

 В  настоящее время помимо активного  взаимодействия статутного и  прецедентного права, отмечается  также сближение континентальной  и англосаксонской правовых систем: «В настоящее время возможно  говорить о формировании единой  правовой системы западного права. В системе общего права возросла  роль закона, хотя в теории  и исторически он играет роль  «второй скрипки» по сравнению  с правом, созданным судами».9

 

1.2.Рецепция  римского права

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода. Стало распространенным, почти хрестоматийным, положение, что Англия практически избежала рецепции римского права.10 Приводя это положение, обычно указывают на то, что на первых этапах рецепция римского частного права в этой стране происходила без особых отклонений: в XII в. в Англии имело место увлечение римским правом, из континентальной Европы приглашали преподавателей, изучали его в университетах и т.д., но потом победила оппозиция применению римского права в судебной практике, и предпочтение было отдано английскому общему праву.11 Специфичность английского права объясняют географической особенностью страны, историческими традициями, особенностями политического и культурного развития.

 Харитонов  Е.О. считал эти доводы неубедительными  и пишет в частности: «Разве  другие западноевропейские страны, где было реципировано римское  права, не имели своих исторических  традиций и особенностей культуры? Или патриотизм их жителей  был меньшим? Или, наконец, Шотландия, где произошла рецепция в «классическом»  понимании, менее отдалена от  Рима, чем Англия?».12

 Представляется, что тезис о неприятии Англией  римского права явился результатом  упрощенного понимания рецепции, сведения ее лишь к практическому, непосредственному применению норм  римского права, как это имело  место в средневековой Германии. Но рецепция состоит, прежде всего, в восприятии духа римского  права, его основных принципов, идей  и положений. Кроме того, существует  многообразие форм рецепции, реализуемых  в зависимости от конкретных  цивилизационных, исторических и  географических особенностей.

Основываясь на таком понимании рецепции римского частного права, автор делает вывод, что рецепция имела место в Англии, но в менее привычных формах.

 Автор  отмечает, что сами английские  исследователи среди видов прав, которые преобладают в Англии, называют наряду с английским  общим, местным, обычным, статутным  правом, правом справедливости, международным, торговым, каноническим, правом Европейского  сообщества, также и римское право, отмечая при этом, что последнее  существует в университетах, т.е. обеспечивает формирование юридического  мировоззрения.

 Уолкер  Р. выделяет в качестве одного  из исторических источников английского  права римское право, хотя и  отмечает, «римское право никогда  не было прямым источником  английского права, так как в  Англии никогда не было системы  судов, применяющих только римское  право. Если, римское право и оказывало  какое–либо влияние на развитие  английского права, то оно никогда  не было прямым».13 Уолкер Р. поясняет, что из источников права больше всего обязано римскому праву каноническое право, так как канцлеры и адвокаты в церковных судах изучали римское право в Оксфорде и Кембридже. Поэтому формальные требования, предъявляемые к завещаниям, во многих случаях перекликаются с римским правом, так же как и многие из норм, касающиеся родительской власти. Римское право оказало влияние на морское и торговое право, поскольку венецианские и генуэзские торговые обычаи, которые применяли эти отрасли права, основываясь на римском праве.14

 Таким  образом, только при самом поверхностном  анализе можно сделать вывод, что рецепция римского прав  практически не имела влияния  на английское право.

 Харитонов  О.Е. выделяет особый тип рецепции  римского частного права –  англосаксонский, суть которого  состоит в восприятии духа  римского частного права, подхода  к правотворчеству и концепции  создания норм позитивного права. По его мнению, результатом существования  такого типа рецепции было, прежде  всего, то, что эволюция английского  права в своих основных чертах  отобразила развитие римского  права.15

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Характеристика правовой системы Англии

2.1.Английская  система права

 

 Особенностью  английского права является то, что его система не признает  деления на частное и публичное  право. Также не признается выделение  из норм гражданского права, как  это принято во Франции, в Германии  и во многих других странах. Объясняется это принципом верховенства  права.

 Принцип  верховенства права – это фундаментальный  конституционный принцип. Согласно  его требованиям все равны  перед правом, поскольку закон  не является единственным источником  правовых норм. Государство выступает  на правовом поле как один  из субъектов права наряду  с частными лицами. Таким образом, и государству, которое должно  преследовать публичный интерес  и отдельным людям, которые должны  иметь возможность последовать  частные интересы, приходится доказывать  в суде свою правоту всякий  раз, когда они обращаются за  правосудием. Согласно принципу  верховенства права, английский  суд не выступает на стороне  государства.

 Другая  особенность английской правовой  системы состоит в том, что  прецеденты продолжают оставаться  для нее основным источником  права. Поэтому есть основания  относить правовую систему Англии  к прецедентному типу права. Система  прецедентов связана с тем, что  судья обязан применять правила, сформулированные в решении суда, принятом ранее. Если факты, обнаруженные  судом по делу, которое он рассматривает, достаточно схожи, а также, если  предыдущие решение принято вышестоящим  судом или (в порядке исключения) судом равной юрисдикции, суд  обязан следовать предыдущему  судебному решению. В последнее  время отмечается сближение прецедентного  и статутного права по их  функциональному значению.

Особенности многовекового развития права Англии как права прецедентного предопределили внутреннюю противоречивость его системы, которая в целом плохо поддается систематизации. Так как ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью, считается, что право Англии избежало кодификации. Однако такая цель поставлена перед Правовой комиссией Англии учреждённой в 1965 году как законопроектный орган. В компетенцию комиссии входит подготовка крупных консолидированных законодательных актов применительно к разным отраслям права с перспективой реформы всего права Англии вплоть до его кодификации. Вместе с тем автор отмечает, что с практической точки зрения английское право продолжает оставаться весьма эффективным, достаточно гибким и социально ориентированным инструментом. Поэтому задача кодификации права рассматривается скорее как политическое требование, а не назревшая задача правового развития.

 Прецеденты  сопровождают практику применения  законодательства, поскольку на  суды возложена задача толкования, уточнения и развития положений  статутного права. Фактически без  прецедентного права в условиях  Англии статутное право утрачивает  свой смысл и не может применяться. И, тем не менее, все же можно  признать, что в современных условиях  прецедент начинает постепенно  утрачивать свою приоритетность  и исключительность. В последнее  время среди источников права  Англии в значительной степени  возросла роль делегированного  законодательства. По сути делегированное  законодательство представляет  собой ведомственное регулирование, осуществляемое правительством  и соответствующими органами  исполнительности власти на основании  полномочий, переданных (делегированных) парламентом. Среди актов делегированного  законодательства наибольшей силой  обладают так называемые приказы  в Совете, которые издаются правительством  от имени королевы и тайного  совета.16 Еще одной особенностью английской правовой системы является сознательная судебная процедура – это означает, что суд, разрешая как гражданские, так и уголовные дела, остается нейтральным и заслушивает доводы каждой стороны процесса. В странах, где установлена система инквизиционного правосудия, суду принадлежит более активная роль участника: суд сам допрашивает свидетелей, ведет судебное следствие.

Английская судебная власть отличается независимостью и автономией, а судебная система – сложностью. Проводится деление на высокое правосудие, осуществляемое высшими судами (Верховный суд (в составе Высокого суда, Суда короны и Аппеляционного суда), палата лордов, Судебный комитет Тайного совета), и низшее правосудие, осуществляемое большим числом нижестоящих судов (суды графств, магистраты) и квазиюридических органов (управлений, комиссий, трибуналов). Правосудие в Англии традиционно конвертируется в высших судебных инстанциях.

 

2.2. Законодательство  английской системы права

 

 В  настоящее время законодательство  является главной движущей силой  правовой реформы и является  важным источником английского  права. Кроме того, практически все  нормы, относящиеся к составу  и юрисдикции современных судов  и к процессу, в них применяемому, являются статутными. Законы и  акты делегированного законодательства, которые принимаются иными органами  власти по разрешению парламента, имеют приоритет перед другими  источниками права. В Англии законы  приобрели форму статутов, которые  принимаются в установленном  порядке парламентом и должны  быть одобрены королевской властью. Английский юрист Дженкс Э.определяет  статут как « формальное постановление, относительно какого – либо  правила поведения, подлежащего  в будущем соблюдению со стороны  тех лиц, к которым оно обращено».17

 В  середине века сильная королевская  власть претендовала на то, чтобы  ее ордонансы имели силу закона. В 1539 году был принят акт, согласно  которому акты короля имеют  такую же силу, как статут.18 В 1547 году он был отменен сами парламентом, но господство короны сохранилось до конца правления Тюдоров. Билль о правах 1689 года19 и закон о престолонаследии 1701 года установили, что только акты парламента имеют силу закона.20 В результате буржуазной революции и процесса укрепления парламента в конституционно-политическом механизме страны в английском праве утверждается принцип парламентского верховенства. Из принципа парламентского верховенства вытекает, что парламент может принимать статуты по любому вопросу. Это отличает Великобританию о других стран, где конституции тем или иным путем определяют законодательную компетенцию парламента.

 Взаимодействие  закона с другими источниками  определяется их характером. В  английском праве в системе  источников различается подчинение, основывающееся на возможности  отмены данного акта актами  других органов, и подчинение, исходящее  из происхождения источника, точнее, происхождения полномочий органа  на издания акта. На этом основано  деление источников на основные  и производные. Так как прецедент  и закон независимы в своей  деятельности друг от друга  или от других источников, то  их можно назвать основными  источниками, хотя прецедент подчинен  закону в том смысле, что закон  может отменить прецедент. Однако, отмечает Уолкер Р., «законодательство  как источник прав находится  в менее выгодном положении  в том смысле, что акт парламента  требует судейских толкований, которые  сами становятся судебными прецедентами. Поэтому было бы упрощением  относиться к парламентскому  законодательству как к источнику  права, стоящему выше прецедента».21 Тесное переплетение закона и прецедента является причиной того, что английские юристы предпочитают оставлять вопрос о верховенстве того или иного источника открытым.

Романов А.К. выделяет принцип верховенства статутного законодательства, подтверждая следующими положениями права.22

  • Никакой суд не вправе подвергать сомнению законность принятых Парламентом актов.
  • Статут, принятый Парламентом, может прямо отменять статут, принятый им ранее, или это может подразумеваться.
  • Целью принятия статута может быть внесение изменений, или отмена нормы общего права, или даже пересмотр уже состоящего судебного решения.

Важнейший источник английского права – судебный прецедент – содержит в себе норму, сформулированную в процессе решения конкретно дела. Закон же носит более общий характер, но и он в английском праве под влиянием прецедента максимально детален и конкретизирован.

 С 1973 года принимаемые законы (статуты) подразделяются на два вида: во-первых, это традиционное законодательство  – акты, принимаемые парламентом; во-вторых, это акты, принимаемые  Европейским Союзом.

 В  Англии все статуты имеют равный  статус, нет различия на основные  и обычные законы. Но вместе  с тем оснований для классификации  существует достаточно много. Основное  деление статутов на частные  и публичные.

По содержанию статуты, принимаемые парламентом, подразделяются на пять видов: Акты реформы права, Консолидированные акты, Кодифицирующие акты, Акты о взимании доходов и Текущее законодательство.

Практикуется классификация статутов по сфере регулируемых отношений (конституционные, уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные). Различаются также отдельно статуты, направленные на изменение положений статутного права и на изменение прецедентного права.

 Английские  статуты также классифицируют  по времени их действия. Здесь  различают статуты, принятые без  ограничения срока действия (постоянные  статуты), и статуты, принятые на  определённый срок (временные).

 Кроме  законов выделяются акты делегированного  законодательства. Парламент наделяет  соответствующих должностных лиц  правительства и органов государства  полномочиями издавать нормативные  акты, которые имеют ту же законную  силу, что и законы Парламента. Акты, принимаемые в порядке делегированного  законодательства, подразделяются  на приказы в Совете, постановления  и инструкции, подзаконные нормативные  акты.

Автор выделяет следующие преимущества делегированного законодательства: практика делегированного законодательства позволяет парламенту экономить время для решения более масштабных и дискуссионных политических вопросов. Благодаря делегированному законодательству министерства могут более оперативно реагировать на ситуации, требующие безотлагательных вмешательств.

Информация о работе Судебно-правовая система Англии