Суть реформ Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. По моему мнению, реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом". Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться не один ряд поколений.

Содержание

1 Введение………………………………………………………………2
2 Административные преобразования Петра I……………………….4
3 Военные реформы Петра I……………………………………………8
4 Церковная реформа…………………………………………………..13
5 Судебная реформа……………………………………………………15
6 Заключение……………………………………………………………18
7 Литература…………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

кузнецов.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки российской федераций

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

“Уральский  Государственный Экономический  Университет”

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа

 

          По дисциплине: История государственного управления

На  тему: Суть реформ Петра I.

 

 

 

 

                                                       Студент: Кузнецов В.В.

  

 

 

Екатеринбург

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1      Введение………………………………………………………………2

2      Административные преобразования  Петра I……………………….4

3      Военные реформы Петра I……………………………………………8

4      Церковная реформа…………………………………………………..13

5      Судебная реформа……………………………………………………15

6      Заключение……………………………………………………………18

7      Литература…………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Петра I Великий  родился в 1672 году в семье Алексея  Романова и второй его супруги  Натальи Нарышкиной. В 1982 году стал царем всея Руси. Годы правления  Петра I называют не как иначе, как Эпохой великих преобразований.

К тому времени  как Петр I взошел на престол, в истории развития нашей страны уже произошли значительные сдвиг. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни.

Но были и  которые тормозили ее развитие: промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. По моему мнению, реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом". Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться не один ряд поколений. Реформы, как бы они ни были исполнены Петром, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Все петровские преобразования можно поделить на три  этапа:

· первый (1699-1710 гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

· второй (1711-1719 гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

· третий (1720-1726) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

 

 

 

 

 

 

Административные  преобразования Петра I

 

 

Говоря об административных реформах Петра I нужно отметить, что как таковых реформ вовсе не было. Это были лишь незначительные изменения в ту или иную сторону. “«Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность», - писал известный историк В.О. Ключевский. Он справедливо отмечал, что в действительности никакой программы административно-государственных преобразований у Петра I не было, а если и была, то абсолютно не продуманная, ведь все реформы проводились очень спешно, порой даже одна другой противореча. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание из народа средств для покрытия государственных расходов, прежде всего - на войну (именно ей Петр уделял большую часть своего внимания). Бессистемность и спешка проведения преобразований часто приводили к путанице: не успевало войти в жизнь какое - либо установление, как через несколько лет оно уже заменялось, или сводилось на нет.

Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого  ведомства городов. Было введено  местное самоуправление для городского купечества, а также населения  поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором денежных платежей. Во главе органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша.

В её ведении  находились главные поступления  государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу А.А. Курбатов в должности обер-инспектора.

Но расходы  росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что  «человеку трудно за очи всё разуметь и править». Было принято решение перенести центр тяжести управления на места. Так вступила в исполнение губернская реформа. По замыслу Петра, местные органы должны были заняться размещением и обеспечением войск в мирное время. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. Все остальные (вице-губернатор, провиантмейстеры и др.) лишь подчинялись ему.Таким образом, губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 года: города были подчинены уездным комендантам, а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё одной перекройке местного управления. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» (5536 дворов) во главе с новыми чиновниками - ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «долей» каждая губерния должна будет содержать определённое количество полков.

Главная задача губернской реформы - обеспечение армии за счет местных учреждений - выполнена не была, т.к. Северная война затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях  «приписанные» к ним полки  не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к недостатку средств. Губернская реформа нанесла удар и по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 году, отправляясь в  турецкий поход, Пётр издал коротенький  указ, гласивший: «Определили быть для  отлучек наших Правительствующий  сенат для управления». Так, одним  росчерком пера, было основано учреждение, просуществовавшее в России около двухсот лет. Состоял он из 9 человек, приближенных к царю. Трое являлись представителями знати (князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.

Для надзора за аппаратом  управления была введена должность  фискала. Эти люди доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве  и других действиях, наносящих вред государству. Фискалы нередко пользовались своим должностным положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Однако Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные доносы.

Хотя Сенат был руководящим  контролирующим органом, но и за его  деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал - прокурор (П.И. Ягужинский). Главная  его задача состояла в том, чтобы  играть роль «ока государева» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всём докладывать императору. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли Сената в государственном управлении.

В 1718 был подписан указ об учреждении 9 коллегий: Чужестранных дел, Камер - коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля), Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (промышленность), а также Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С их появлением прекращали своё существование многие из коллегий. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более четкое разграничение сфер деятельности и, главное, - совещательный порядок ведения дел. «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другой, а чего не увидит сей, то оный увидит» - так объяснял появление новых органов сам Петр. После учреждения коллегий Петр I решил реформировать и местное самоуправление. В 1719-1720 гг. были отменены не оправдавшие себя «доли». Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь - на дистрикты. Правители дистриктов - земские комиссары назначались Камер - коллегией. Претерпело изменения и городское управление. Должность бурмистров отменялась. Всё посадское население отныне делилось на три части: 1-ую гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-ую гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах. Новые органы городского самоуправления, магистраты, состояли лишь из представителей 1-ой гильдии.

Многие историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. Заканчивая эту часть своего доклада, я вновь хочу прибегнуть к высказыванию известного историка, на сей раз Уланова: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному нравственному преуспеянию, но были гнётом, мало чем уступавшим войне Петровского времени».

 

 

Военные реформы  Петра I

 

 

Военные реформы занимают особое место среди всех Петровских преобразований. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем.

Ещё в раннем детстве Петр поражал всех своим пристрастием к военным потехам, которые постоянно  устраивались в подмосковном селе Преображенском. Однако, с конца 80-х годов XVIII века «игра в солдатики» становится нешуточной. В 1689 г. Пётр находит в Измайлове старый английский бот, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». В том же году Петр посвящает всё своё время строительству небольших кораблей Плещееве-озере. В этом ему помогают опытные голландские мастера. С 1691 г. регулярно устраиваются «потешные сражения» между стрельцами во главе с И.И. Бутурлиным и петровскими «потешными полками».

«Потешные полки» стали ядром будущей регулярной армии, и неплохо проявили себя во время Азовских походов 1695 и 1696 годов.  К тому времени относится и первое боевое крещение русского флота, построенного в Воронеже после неудачного первого Азовского похода. Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера Петра I - он умел извлекать уроки и не расхолаживался, а напротив, доискивался до причин поражения и с огромной энергией исправлял допущенные промахи, поэтому царь не упал духом и стал готовиться ко второму походу.

Базой флота решено было сделать Воронеж по нескольким причинам:

- в 1694 году Петр приезжал  в Воронеж и пришел в восторг  от обилия вековых лесов, годных  для постройки кораблей;

- вблизи находилась  липецкая железная руда;

- река Воронеж  впадала в Дон и во время  половодья обладала достаточной  судоходностью, а местное население, благодаря отправке “донских отпусков”, уже имело опыт в строительстве речных судов. Император Петр лично работал над постройкой кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажа.

Второе апреля 1696 года считают  днем рождения русского флота: на воду были спущены галеры “Принципиум”, “Святой Марк” и “Святой Матвей”. 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас “Апостол Петр”.

С началом Северной войны (1700-1721 гг.) основное внимание Петра  сосредотачивается на Балтийском море, и с тех пор как в 1703 г. был основан Санкт-Петербург, строительство кораблей велось почти исключительно в этом городе. В итоге к концу царствования Петра Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы.

Военные преобразования XVIII века имели целью - создать новую  организацию армии. К этому периоду  правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно  применяла линейную тактику ведения  боя, производилось вооружение новой  техникой, проводилась серьёзная военная подготовка. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск.

Информация о работе Суть реформ Петра I