Сущность и идеология народничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

По мере развития революционного движения на первый план выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало революционное направление народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное.

Содержание

Введение……………………………………………………………3стр.
Глава 1. Сущность и идеология народничества………………...4стр.
Глава 2. Разновидности народничества………………………….7стр.
2.1. Революционное народничество……………………………...7стр.
2.2. Либеральное народничество…………………………………9стр.
Глава 3. Этапы развития и практика народничества………….10стр.
Заключение………………………………………………………..16стр.
Список используемой литературы……………………………...18стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная №1.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

Основными идеями бунтарского  народничества были:

    • социальное неравенство – главная несправедливость, основной носитель этой несправедливости – государство.
    • цель борьбы не только ликвидация существующего государство, но и недопущение создания нового.
    • основной способ борьбы – революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту, и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту.
    • после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин, уездов, губерний России, славянского мира.

Ведущим теоретиком пропагандистского  направления революционного народничества  выступил Петр Лаврович Лавров (1823-1900).

Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным  бунтом. Он считал, что народная революция  нуждается в длительной подготовке.

Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительно  меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие»  личности, имеющие основательную  научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь она получила образование и другие жизненные блага только благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

«Перестройка русского общества, - говорил Лавров, - должна быть совершена  не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством  народа».

Пропагандистское направление  революционного народничества содержало  следующие идеологические принципы:

    • интеллигенция смогла умственно развиваться только благодаря тому, что была освобождена от физического труда, который выполнял народ. Это ее долг перед народом, который она должна вернуть.
    • народ не готов к спонтанной социальной революции, поэтому основная задача интеллигенции – проводить длительную пропаганду идей социализма в народе, так как без нее выступления масс могут перерасти в бунтарские и насильственные формы, что приведет только к изменению форм собственности и власти, а не к установлению социалистических отношений в обществе.
    • внесение социалистического сознания в общественные массы должно обеспечить гуманный социалистический характер будущей революции, что призвано свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы.
    • для пропаганды и организации народных сил необходимо создание партии, состоящей из «критически мылящих» личностей  (интеллигенция и наиболее развитые представители народа), имеющих соответствующий уровень образования, которые и после осуществления революции будут продолжать строительство социализма в обществе.
    • социалистическое общество может существовать и развиваться только при условии обеспечения свободы личности, совмещении ее интересов с интересами всего общества.

Идеологом заговорщического направления революционного народничества  являлся Петр Никитич Ткачев (1844-1885).

В отличие от других народников Ткачев полагал, что народ, задавленный нуждой и правительственным гнетом, не способен самостоятельно осуществить революцию. Революция, по его мнению, должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора.

 Выступая против анархизма  Бакунина, Ткачев считал невозможным  разрушение государства. В ходе  революции, по его мнению, должна  была произойти замена старых  государственных институтов на новые, революционные.

Таким образом, основные идеи заговорщического направления революционного народничества, по мнению Ткачева, заключались  в том, что:

    • народ не готов ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества.
    • нет смысла ни в призывах к бунту, ни в агитации, ни в пропаганде.
    • интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества
    • достижение поставленной цели должно осуществляться с помощью любых средств, в том числе пртивозаконных.

2.2. Либеральное  народничество.

 

Ведущей силой в 1880-е годы становится так называемое либеральное  или реформаторское народничество. Идеологи этого направления принадлежали к идейным наследникам великих  учителей русской интеллигенции. Они  считали, что истинный общественный прогресс бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ.

В.П. Воронцов, И.И. Каблиц-Юзов, Л.Е. Оболенский и другие теоретики либерального народничества вполне сознательно мечтали привести народ к такому состоянию, когда он мог бы справляться со своими экономическими нуждами и моральными болезнями вполне самостоятельно. Они хотели освободить народ от полного подчинения так называемым командующим классам и самой интеллигенции.

Лозунгом стали «малые дела» - устройство больниц и школ, защита юридических прав крестьянства, агрономия, экономическая помощь общинам  и артелям, в которых народники  видели основу социализма. Осознание демократической русской интеллигенцией ценности этой мирной культурной деятельности означали ее переход на более высокую ступень гражданской и нравственной зрелости. Практическим результатом хозяйственной и просветительской деятельности интеллигенции в пореформенной деревне стал общий культурный подъем народа.

Еще один лидер реформаторского народничества Н.К. Михайловский видел первоочередную задачу русской жизни после отмены в 1861 г. крепостного права в немедленном изменении существующего политического режима. В возможность пробуждения самосознания масс и их активное участие в деле свержения самодержавно-бюрократического строя Михайловский не верил. Борьбу за идеалы прогресса Михайловский и его единомышленники перекладывали на плечи интеллигенции, пророча ей роль «титана-освободителя».

Основные идейные положения  либерального народничества:

    • осуждение капитализма, попытки обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах.
    • доказывание возможности мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.
    • идеал общественного устройства – гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее необходимые условия для всестороннего развития человека.

 Анализируя идейное наследие главных идеологов реформаторского народничества, можно прийти к выводу, что, в конечном счете, все они стремились консолидировать молодую русскую нацию на совершенно новой, не известной цивилизованному миру бесклассовой основе.

 

Глава 3.

Этапы развития и  практика народничества.

 

В середине 60-х годов под  непосредственным влиянием романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась  организация Н.А. Ишутина – И.А. Худякова (1869-1866). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 году внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первым толчков революции. В апреле 1866 года член «Ада» Д.В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

Покушение Каракозова привело  к усилению влияния консерваторов  в правительстве. Были закрыты близкие  народникам журналы «Современник»  и «Русское слово», запрещены студенческие кружки, усилена цензура.

Однако, несмотря на то что выстрел Каракозова привел к таким результатам, для революционеров он стал вдохновляющим примером. На смену «ишутинцам» пришли «нечаевцы». В 1869 году бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники.

Революционер для Нечаева  – это «обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним  исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью – революцией».

Нечаев планировал покрыть  Россию сетью революционных организаций, связанных железной дисциплиной. Для  их членов дозволено все, что служит делу разрушения старого общества и  осуществления революции. Нечаев пытался  насадить в «Народной расправе»  дух безоговорочного подчинения вождю.

 Когда один из членов  организации студент И. Иванов усомнился в правдивости некоторых заявлений Нечаева, тот обвинил его в предательстве и вынес ему смертный приговор. Приводить приговор в исполнение должны были все члены организации, дабы кровь бывшего товарища еще теснее сплотила их.

В ходе следствия по делу об убийстве Иванова полиция арестовала всех членов «Народной расправы». Перед  судом предстало 87 человек. Самому Нечаеву  удалось выехать за границу. В 1872 году он был выдан России как уголовный  преступник. Нечаев был осужден на многолетнюю каторгу, но отбывал  наказание вплоть до смерти в 1882 году в Петропавловской крепости.

В 1869 году в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (по имени одного из его членов Н.В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, К. Маркса.

В противовес «нечаевщине» «чайковцы» строили свою организацию на принципах высокой нравственности. Члены организации сумели создать всероссийскую сеть своих групп, в которых началась революционная деятельность многих видных представителей народничества: С.Л. Перовской, С.М. Кравчинского, А.И. Желябова и др.

Одновременно с «чайковцами» существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873 году бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А.В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.

Не соблюдая никаких мер  предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели  сними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры были арестованы.

В середине 70-х годов народники  пришли к выводу о том, что если не произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину.

В 1874 году напряжение, нараставшее  в радикальной среде, вылилась в  массовое движение – «хождение в  народ».  Сотни молодых интеллигентов  двинулись в деревню. Одни пытались, по теории Бакунина, переходя из деревни  в деревню, разжечь крестьянский бунт.  Другие просто хотели «отдать  долг» народу – лечить, просвещать его. Всеми владел почти религиозный  энтузиазм, жертвенный порыв, тяга к  нравственному самоочищению, желание  порвать с «грязной» средой привилегированного общества.

В 1874-1875 годах сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров и  учителей, а порой, чтобы завоевать  доверие крестьян, и переодетые мастеровыми  разбрелись по России, проникая в самые  глухие ее уголки. Они разговаривали  с крестьянами о революции  и социализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их господской, полной иностранных слов речью. Чаще всего крестьяне и доносили на пропагандистов в полицию.

Власти ответили на «хождение  в народ» всероссийской облавой  и показательными судами над революционерами. «Хождение в народ» не имело руководящего центра, большинство пропагандистов не обладало навыками конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение.

Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к  ним глубокие симпатии со стороны  образованной части общества. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников.

«Хождение в народ» явилось переломным событием в истории революционного народничества. Его опыт подготовил отход от «бакунизма», ускорил процесс  вызревания идеи о необходимости  политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров.

Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти  к созданию строго централизованных и законспирированных групп. На смену  увлечения идеями Бакунина и Лаврова  пришло пристальное внимание к доводам  Ткачева.

В конце 1876 года в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память первого  революционного объединения 60-х годов. Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов. Позже в «Землю и волю» вступили В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский.

Были определены основы политической платформы, которая была названа  «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России), основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли в руки трудового крестьянства, организации жизни общества, основанной на принципах общественного самоуправления, решению национального вопроса сообразно желанию населения.

Информация о работе Сущность и идеология народничества