Сущность и идеология народничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

По мере развития революционного движения на первый план выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало революционное направление народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное.

Содержание

Введение……………………………………………………………3стр.
Глава 1. Сущность и идеология народничества………………...4стр.
Глава 2. Разновидности народничества………………………….7стр.
2.1. Революционное народничество……………………………...7стр.
2.2. Либеральное народничество…………………………………9стр.
Глава 3. Этапы развития и практика народничества………….10стр.
Заключение………………………………………………………..16стр.
Список используемой литературы……………………………...18стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная №1.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место агитацию, главным образом с помощью бунтов, демонстраций, стачек.

Программа «Земли и воли» предусматривала  и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее  вредных или выдающихся лиц из правительства» (индивидуальный террор). Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н.В.Мезенцова  в 1878 году. Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству.

Организаторская работа среди крестьян  являлась продолжением «хождения в  народ». Но при этом «летучая» пропаганда сменилась «оседлой». Члены организации  создавали в сельской местности  свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой фельдшеров, учителей, агрономов.

Народники, видя в рабочих прежде всего выходцев из крестьянской среды, тесно связанных с деревней, пытались наладить пропаганду и среди них. Первые рабочие кружки создавались в основном с просветительской целью.

В то же время рабочие стали все  отчетливее осознавать особенности  своего положения в обществе и  создавать организации для борьбы за свои экономические интересы. Появились  также первые рабочие организации, выдвигавшие политические требования.

В 1875 году в Одессе был образован  «Южнороссийский союз рабочих», выступавший  за объединение рабочих для насильственного  изменения общественно-экономического и политического строя. В 1878 году в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих», в программе которого содержались требования широких политических свобод – свободы слова, печати, собраний. Деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.

Дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд громких  террористических актов, взбудораживших всю страну. Власти боролись с революционерами  чрезвычайными методами. С августа 1878 года до конца 1880 22 террориста были казнены. За это же время от рук революционеров погибло 27 человек и несколько десятков было ранено.

В августе 1879 года «Земля и воля»  разделилась на две самостоятельные  организации – «Черный передел», куда вошли сторонники продолжения  пропагандистской работы, возглавляемой  Г.В. Плехановым, и «Народную волю», объединившую сторонников индивидуального  террора. Организаторами и руководителями «Народной воли» были А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, которые составили  ее Исполнительный комитет.

«Чёрный передел» возникла в августе - сентябре 1879, ее название связано с  распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли.

Первоначально члены организации  разделяли программу «Земли и  воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной  воли», считали, что революцию может  совершить только народ. Организация  не была построена на принципе централизма  и единой внутренней дисциплины, а  конспирации не придавалось особого  значения. В области тактики чернопередельцы были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах. Кружок устроил типографию, организовал издание журнала «Чёрный передел» и газеты «Зерно», издававшиеся в России и за границей, куда в 1880 году эмигрировали Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г.В.Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе; установил связи со студентами и рабочими.

Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось.

Г.В.Плеханов допускал возможность  развития капитализма и формирования рабочего класса в России из разорившегося  крестьянства. Одновременно признавалась необходимость политической борьбы и конституционного переустройства общества.

Практическая деятельность «Чёрного передела», вопреки программным  установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации  придавали большое значение армии и начали искать пути пропаганды в солдатской среде, но создать свою организацию в армии им не удалось.

Учредителями «Народной воли»  были профессиональные революционеры  — сторонники политической борьбы с самодержавием. Они создали  централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для  разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил  Исполнительный комитет. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп.

В 1879-83 гг. народовольческие группы имелись  почти в 50 городах, особенно много  их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько  тысяч.

Программа «Народной воли» содержала  требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного  представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного  самоуправления, замены постоянной армии  народным ополчением, передачи земли  народу, предоставления угнетённым народам  права самоопределения.

«Народная воля» проводила революционную  агитацию и пропаганду во всех слоях  населения. Газеты «Народная воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры  развернули под девизом «Теперь  или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении  «Народная воля» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы  должны были играть вспомогательную  роль. В этом сказался бланкистский характер программы «Народной воли», понимавшей политическую борьбу как  заговор.

Исполнительный комитет «Народной  воли» начал настоящую охоту на Александра II. Она проводилась при тщательном соблюдении конспирации и отличалась фантастической изобретательностью. Был решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноября 1879 года. Были задействованы три группы террористов. Но императорский поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Здесь его ожидала вторая группа народовольцев, однако при прохождении царского поезда заложенная ими бомба не взорвалась. Затем третья группа подготовила подкоп под железнодорожное полотно в семи километрах от Москвы, но был взорван не тот поезд.

Зимой 1879/80 годов народовольцы начали подготовку нового, еще более дерзкого покушения – взрыва в Зимнем дворце. Народник С. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Взрыв был намечен на тот день, когда на парадном обеде должна была собраться вся царская семья. Но начало обеда перенесли на более позднее время, поэтому во время взрыва пострадала только охрана и прислуга.

Запланировали новый взрыв –  на дороге, по которой следовала  карета царя с железнодорожного вокзала  в Зимний дворец. Операцию готовил  А. Желябов. За Александром II установили ежедневное наблюдение, выяснили маршруты его поездок. На Малой Садовой улице стали рыть подкоп. Но в конце февраля 1881 года Желябов был арестован. Исполнительным комитетом «Народной воли» было принято решение ускорить покушение.

1 марта 1881 года император направился  на развод войск в Михайловский  замок. Император был смертельно  ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб.

Почти все члены Исполнительного  комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 года.

Деятельность «Народной воли»  стала одним из самых важных элементов  революционной ситуации 1879-80 гг. Однако несостоятельность её программных  предпосылок, ошибочность тактики  политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над другими формами неизбежно должны были кончиться крахом.

Цареубийство не стало, вопреки  ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был  ошеломлен дерзким убийством  императора. Народническое движение зашло в тупик.

 

Заключение.

 

Итак, в этой работе рассмотрены  сущность и идеология, этапы развития и практика народничества, даны характеристики различных направлений движения и их действий.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута  в конце 40 — начале 50-х годов  родоначальниками народничества А.И.Герценом и Н. Г.Чернышевским.

Идеи «крестьянского социализма»  активно пропагандировал П.Огарев.

После произошедших в России реформ, в стране начала развиваться  новая гражданственность политическая культура. Смесь идей о западноевропейском социализме и историческом предназначении России стали основой народнического движения – русской разновидности крестьянского социализма.

Революционное течение в  народничестве наиболее ярко отражает политические воззрения, стратегию  и тактику всего народничества. Революционное народничество явилось  следующим шагом после деятельности дворянских революционеров, так как  оно вступило в прямую борьбу с  самодержавно-крепостнической системой и обосновало программу этой борьбы.

Целью народнической деятельности являлась организация крестьянской революции под лозунгом обеспечения  для народа «земли и воли», уничтожения  помещичьего землевладения, свержения  самодержавной власти.

Народники полагали, что  развитие капитализма будет остановлено  в результате победоносной революции.

Многие современные научные  деятели считают, что обращение  народников к массам было продиктовано не столько политической целесообразностью  немедленной ликвидации самодержавия (цель тогдашнего революционного движения), сколько внутренней культурно-исторической потребностью сближения культур  – культуры образованного сословия и народной. Объективно движение и  доктрина народничества способствовали консолидации нации через снятие сословных различий, формировали  предпосылки для создания единого  правового пространства для всех слоев общества.

В последние десятилетия XIX века возросло влияние либеральных народников. Это течение отличалось неприятием ненасильственных методов борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьянства, требовали уничтожения остатков крепостничества и помещичьего землевладения, призывали к постепенным реформам для улучшения жизни народов.

Революционное движение распалось на два течения: первое сохранило верность идее крестьянского социализма, второе главной силой общественного процесса считало рабочий класс.

Некоторые народники обратились к марксизму. В Женеве они образовали группу «Освобождение труда».

Ее программа: полный разрыв с народничеством, пропаганда социализма, опора на рабочий класс, создание рабочей партии.

Группа «Освобождение  труда» резко критиковала народнические  теории и занималась пропагандой, распространением марксизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарев. - Ставрополь: Кавказский край, 1993.- 416с.
  2. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке / И.К. Пантин. – М.: Политиздат, 1973.-358с.
  3. История России, XIX век: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.
  4. Основы курса истории России: учеб. / А.С. Орлов, Ю.Я. Терещенко, А.Ю. Полунов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 576с.
  5. Ляшенко Л.М. Революционные народники: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1989. – 141 с.
  6. Движение революционного народничества. Народнические кружки и "хождение в народ" в 70-х годах XIX в./ Итенберг Б. С. ; АН СССР, Ин-т истории СССР . - М. : Наука, 1965. - 443 с.

 


Информация о работе Сущность и идеология народничества