Танковые войска в годы великой отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Для освещения общего хода боевых действий были использованы следующие работы: «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945», изданная Военным издательством в 1970 г., «Великая Отечественная народная 1941 – 1945», изданная в 1985 г. и «Великая Отечественная война 1941 – 1945» в 4 тт. изданная в 1999 г.
Хронологические рамки данного доклада 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.
Военные и научные звания, чины и должности всех упоминаемых конструкторов, военачальников и всех, чьи отзывы цитируются, даны на максимуме карьеры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Образцы военной техники 4
Глава 2. Организация и состав танковых войск 13
§ 1. Состав советских подразделений 13
§ 2. Состав немецких подразделений 18
Глава 3. Важнейшие операции с участием танков 20
§ 1. Приграничные сражения 23 – 29 июня 1941 года в районе Луцк – Броды – Ровно 20
§ 2. Битва за Москву 22
§ 3. Тараны 26
Заключение 30
Список источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Танковые войска в годы великой отечественной войны.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

         В годы войны такие тараны совершили экипажи Героев Советского Союза капитана В.Богачева из 43-й танковой дивизии под Дубно (26 июня 1941 г.), старшего лейтенанта А.Умникова из 50-й гвардейской танковой бригады под Краматорском (7 февраля 1943 г.), лейтенанта И.Киселева из 65-й ТБ у польского населенного пункта Юзефув (15 января 1945 г.).

         Известны несколько случаев таранов танками бронепоездов. 24 июня 1944 года под Бобруйском на станции Черные Броды таран бронепоезда совершил экипаж танка гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады, а 4 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме – капитана Леонида Малеева, командира роты 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.

         Врываясь на вражеские аэродромы, воины таранили самолеты. Механики-водители 24-го танкового корпуса в наступательной операции Сталинградской битвы, преодолев с боями за 5 суток свыше 240 км, утром 24 декабря 1942 года прорвались к станции Тацинская. Здесь находились тыловая база снабжения и 2 аэродрома противника, где размещались более 300 самолетов. Боеприпасов оставалось мало, поэтому самолеты уничтожали в основном таранными ударами. Танкисты 1-го танкового батальона 54-й танковой бригады капитана С.Стрелкова и 2-го танкового батальона 130-й ТБ капитана М.Нечаева уничтожили около 300 самолетов на аэродромах и 50 – на железнодорожных станциях в эшелонах. С участием танкистов был разрушен «воздушный мост», по которому шло снабжение окруженной в Сталинграде группировки Паулюса. Лишилась необходимой поддержки с воздуха и группировка Манштейна, пытавшаяся деблокировать окруженные армии.

         Тараны танков против самолетов применили также 11 января 1944 г. воины 49-й ТБ на аэродроме г. Любек (Польша), где сожгли 17 самолетов. 28 марта 1944 г. 64-я гвардейская ТБ на аэродроме г. Черновцы таранными ударами и огнем уничтожила 30 самолетов. 17 января 1945 г. тр И.Кравченко из 47-й гвардейской ТБ на аэродроме под г. Сохачев (Польша) таранными ударами и огнем истребила 20 самолетов.

         Танковые тараны совершались как днем, так и ночью. 26 июня 1941 года ночной таран под Дубно совершили танкисты 43-го отдельного разведывательного батальона. Колонна одного из полков противника, вооруженного танками T-II и T-III, остановилась для заправки горючим. При наступлении темноты машины капитана Архипова сделали залп из пушек и ворвались в колонну. Противник понес значительные потери, поднялась паника. Были захвачены пленные.

         Танки, врываясь на вражеские огневые позиции, таранили артиллерийские батареи, крушили шестиствольные реактивные минометы и другую боевую технику. При невозможности обхода или для выигрыша времени воины успешно громили мощные берлинские баррикады и даже кирпичные стены зданий.

         Результативность танковых таранов во многом зависела от подготовки командиров танков и механиков-водителей. Чтобы совершить такой удар, от экипажей, особенно механиков-водителей, требовались высокое профессиональное мастерство, предельное напряжение духовных и физических сил, мужество и отвага. Поэтому тараны совершались преимущественно опытными танкистами, уверенными в боевых и технических возможностях техники, готовыми до конца выполнить свой воинский долг перед Родиной.

        Наибольшее число таранов совершено экипажами танков KB и Т-34. Они, обладая значительной массой, скоростью и мощной, качественной броней, сокрушали ударом корпуса вражеские танки, бронетранспортеры, штурмовые орудия и другие бронированные машины и равноценные им боевые объекты противника. Иногда экипаж, используя последнюю возможность для уничтожения врага, совершал «огненный таран» в объятой пламенем машине. Известны случаи, когда одним экипажем было совершено несколько танковых таранов. При обороне Москвы в ноябре 1941 года 4 тарана совершил экипаж танка KB Героя Советского Союза А. Босова, 3 тарана совершил механик-водитель KB Н. Томашевич в одном бою 12 июля 1941 года, выручая попавшего в беду под Лугой танк командира оперативной группы подполковника Вязникова. Трижды таранил врага И. Рогозин под городом Кривой Рог, дважды – экипажи танков лейтенанта И. Бутенко и старшего лейтенанта П.Захарченко.

         В ряде танковых частей на фронте, да и в некоторых училищах во время войны применению танковых таранов специально учили и правильно делали. В результате таранов экипажи иногда выходили победителями в самых сложных условиях боевой обстановки, нанося врагу значительный урон.

         Танковый таран – это оружие смелых людей. В нем сочетается беспредельная храбрость с высоким воинским мастерством, с точным расчетом. Чувство товарищества и высочайшая ответственность за выполнение воинского долга перед Отечеством являлись основным побудительным мотивом их применения танкистами в годы войны[44].


Заключение

  За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, 250 тыс. танкистов награждены Советским правительством орденами и медалями, 1142 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а 16 танкистам это звание было присвоено дважды. В памяти народа вечно будут жить имена воинов, отдавших свою жизнь в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, вписавших замечательные страницы в историю наших побед.

         В честь подвигов танкистов, многие из которых пали в жестоких боях, в нашей стране и за ее пределами воздвигнуты монументы и памятники. Наши славные тридцатьчетверки, тяжелые танки KB и ИС и другие боевые машины будут всегда напоминать о мужестве танкистов. Почетные наименования танковых частей и соединений – Донские, Сталинградские, Кантемировские, Котельниковские, Минские, Варшавские, Пражские, Берлинские и многие другие отражают боевой путь, пройденный нашими танковыми войсками за 50 лет.

         Трудящиеся нашей страны в годы войны из своих личных сбережений внесли на строительство танков 6 млрд. рублей. Всем памятно патриотическое начинание тружеников Урала, которые на свои средства и за счет сверхурочной работы сформировали и обеспечили всем необходимым Уральский добровольческий танковый корпус.

 

 


Список источников и литературы

 

Источники:

1.              Гудериан Г. Воспоминания солдата. Смоленск.: Русич, 1999.

2.              Ибрагимов Д. С. Противоборство. М.: ДОСААФ, 1989.

3.              Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974.

4.              Манштейн Э. Утерянные победы. М.: ACT; СПб Terra Fantastica, 1999.

5.              Попель Н. К. В тяжкую пору. М.-СПб.: Terra Fantastica, 2001.

6.              Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972.

 

Периодическая литература:

1.              Наука и жизнь. 1968. №4.

2.              Военные знания.1996. №9.

 

Специальная литература:

1.              Буше Ж. Бронетанковое оружие в войне. М.: Издательство иностранной литературы, 1956.

2.              Великая Отечественная война 1941 – 1945 в 4 тт. М.: Наука, 1999.

3.              Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945. М.: Воениздат, 1970.

4.              Великая Отечественная народная 1941 – 1945. М.: Мысль, 1985.

5.              Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1979.

 

13

 



[1] Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. С. 50.

[2] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 13.

[3]Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. С. 50.

[4] Голушко И. М. Танки оживали вновь. М.: Военизат, 1977. С. 35.

[5] Голушко И. М. Танки оживали вновь. М.: Военизат, 1977. С. 38.

[6] Шмелев И. П. История танка 1916/1996. М.: Техника молодежи, 1996. С. 42.

[7] Ибрагимов Д. С. Противоборство. М.: ДОСААФ, 1989. С. 8.

[8] Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1979. С. 10.

[9] Гудериан Г. Воспоминания солдата. Смоленск.: Русич, 1999. С. 315.

[10] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 22.

[11] Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. С. 21.

[12] Гудериан Г. Воспоминания солдата. Смоленск.: Русич, 1999. С. 378 – 379.

[13] Цит. по //Наука и жизнь. 1968. №4. С. 24 – 25.

[14] Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. С. 21.

[15] Цит. по: Ибрагимов Д. С. Противоборство. М.: ДОСААФ, 1989. С. 211.

[16] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 72.

[17] Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1979. С. 8.

[18] Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. С. 82.

[19] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 172.

[20] Попель Н. К. В тяжкую пору. М.-СПб.: Terra Fantastica, 2001. С. 18.

[21] Голушко И. М. Танки оживали вновь. М.: Военизат, 1977. С. 140.

[22] Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1979. С. 44 – 45 .

[23] Ибрагимов Д. С. Противоборство. М.: ДОСААФ, 1989. С. 290 – 291.

[24] Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. С. 126.

[25] Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. С. 127.

[26] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 143.

[27] Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. С. 141.

[28] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 190.

[29] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 176.

[30] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 35 – 36.

[31] Ибрагимов Д. С. Противоборство. М.: ДОСААФ, 1989. С. 291 – 292.

[32] Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1979. С. 152.

[33] «Великая Отечественная народная 1941 – 1945». М.: Мысль, 1985.

[34] Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1979. С. 152.

[35] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 14.

[36] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 26.

[37] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 76.

[38] Гудериан Г. Воспоминания солдата. Смоленск.: Русич, 1999. С. 337.

[39] Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1979. С. 114 – 115.

[40] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 222.

[41] Битва на Курской дуге. М.: Наука, 1975. С. 180.

[42] Катуков М. Е. На острие главного удара. М.: Воениздат, 1974. С. 222.

[43] Битва на Курской дуге. М.: Наука, 1975. С. 180.

[44] Военные знания.1996. №9. С. 1 – 2.

 


Информация о работе Танковые войска в годы великой отечественной войны