Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 09:42, контрольная работа
Монголо-татарское нашествие и, иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории России. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси. Для того, чтобы наиболее полно отразить то, что произошло в 12 веке на земле русской, нужно ясно представлять себе с какими силами подошли противоборствующие стороны, их экономическое и культурное развитие, государственное устройство.
Введение
3
Золотая Орда
5
Русь домонгольская
9
Татаро-монгольское нашествие и борьба Руси за свою независимость
10
Исторический опыт взаимоотношений
17
Заключение
34
Приложение
36
Список использованной литературы
39
Тем не менее, такое наступление не могло не оставить своего влияния на завоеванные народы. Монгольское нашествие круто повернуло историю многих стран, а последствия их владычества еще на протяжение столетий ощущались у азиатских и европейских наций, став одной из наиболее значительных страниц в истории Персии, Китая и Русь не исключение. Поэтому мы вынуждены были не согласиться с тем, что монгольское иго не привело к каким-либо существенным изменениям в социально-экономической и социально-политической сферах жизни. Мы не отрицали, что многие изменения, произошедшие в тот период, были во многом, если не целиком, обусловлены естественными внутренними процессами, начавшимися еще до прихода монголов. Но, тем не менее, исходя из проанализированной нами литературы, пришли к выводу, что влияние монголов как минимум ускорило и дало толчок многим из них. Поэтому, мы согласны с Г. В. Вернадским, писавшим, что именно иго определило наше развитие на несколько столетий вперед.
Так как мы говорили о взаимодействии монголов и Руси, то оно не могло носить чисто отрицательный характер для одной стороны и чисто положительный для другой, поэтому мы постарались несколько по-новому взглянуть на проблему, показав в своей работе как отрицательные черты и явления, так и положительные.
Самый главный результат монгольского нашествия – разрушение городов и истребление населения, конечно, сыграл определенную роль жизни русского общества. Это могло проявиться и в снижении власти вече, но, все-таки, это скорее всего результатом естественных внутренних процессов. Нельзя не отметить разрушение народного ополчения, что способствовало созданию регулярной армии, и изменения положения практически всех слоев общества, которые из свободных превратились в прикрепленных к службе монарху. То есть, фактически монгольское завоевание привело к изменению типа государственного развития и сыграло, возможно не определяющую, но важную роль, в формировании единого русского государства. Домонгольский период и называется именно так потому, что тогда Руси был присущ традиционно европейский путь феодального развития (с определенной региональной спецификой).
После татаро-монгольского ига промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. Золотая Орда повлияла на дуализм русской государственности.
Монголо-татарское завоевание также искусственно задерживало распространение товарно-денежных отношений, хотя помогло установлению связей с востоком, но акцент в торговле сменился с внешней на внутреннюю. В то время как западноевропейские государства, не подвергнутые нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь же сохраняла феодальное хозяйство.
Но современные нам историки до сих пор не могут прийти к согласию и определить, чем же было иго для Руси: бедствием или благом. Хотя, конечно, судя по тому как оно затронуло социальную, экономическую и административную сферы, можно говорить не только о большом значении этого периода нашей истории, но и о необходимости исследования взаимосвязи монголов и Руси в то время для понимания перемен, произошедших в сфере управления, экономики и социального развития не только в тот период, но и в дальнейшей истории Руси, в которой монгольское влияние в нескольких аспектах не только не уменьшилось, но даже возросло. Поэтому мы можем сказать, что монгольский период определил наше развитие на несколько столетий вперед.
Приложение
Тиун
родовое название для некоторых категорий частных слуг князей и бояр и для некоторых государственных административно-судебных должностей Древней Руси. В большинстве случаев это были княжеские или боярские холопы.
Улус
это слово имеет несколько значений: самое общее из них — народ, поколение. Означает оно также орду, военную дружину. Иногда это слово употребляется в смысле сословия; Чаще всего слово употреблялось у древних монголов и калмыков для обозначения определенной формы родового союза, составлявшего часть более обширной родовой группы — "племени" (Тангаги). В этом последнем смысле улус означал союз нескольких отоков (родов) и аймаков, ведущих свое происхождение от общего племенного корня. У., как обозначение особой формы родового союза, встречается исключительно у монгольских племен (монголов, калмыков и бурят), хотя сходные с ними родовые организации можно найти у всех азиатских кочевников. Характернейшая черта У. — это их подвижность. Это не прочные, прикрепленные к определенному месту поселения оседло-земледельческих народов, а своеобразные многолюдные родовые союзы кочевников, меняющих место пребывания в зависимости от времени года, урожая, кормов, обилия или недостатка воды в том или другом месте.
Баскак
по ханским ярлыкам, татарский чиновник, считавшийся по своему административному положению выше князей и полководцев; назначением его было перечисление народа и сбор податей в покоренных странах. По этимологическому производству баскак, равно как и даруга, отправлявший эту обязанность в орде, означают "давитель", что уже прямо показывает, какое понятие имели в Орде о сборщиках дани и чем они могли быть для народа. Но перечисление народа и сбор податей не были исключительными обязанностями Б. Отправляемые с отрядами войск и толпой разных мелких ордынских чиновников Б. вмешивались и во внутренние дела покоренной страны: входили во взаимные отношения повелителей ее, разбирали их тяжбы и вообще следили за правильностью отношений их к ордынскому владыке, донося ему обо всем при представлении дани.
Иго
ярмо, бремя; в тесном же смысле гнет завоевателей над побежденными (татарское иго).
1223 г. 31 мая – битва русских князей с монголами на р. Калка.
1242 г. 11 (5) апреля "Ледовое побоище" на Чудском озере.
Исторический портрет Сергия Радонежского
Сергий Радонежский родился в начале XIV века и умер в конце этого же века. Он был русским священнослужителем., основателем Троицкого монастыря под Москвой, преобразователем монашества в Северной Руси.
Сергий Радонежский при рождении был наделен именем Варфоломей. После смерти родителей он и его брат Стефан вели отшельнический образ жизни. Вместе они построили деревянную церковь в честь Святой Троицы. Стефан вскоре ушел от брата, так как не выдержал слишком строгих жизненный порядков в их церкви, и ушел в другой монастырь. Варфоломей же призвал игумена Митрофана, который постриг его в монахи и нарек его Сергием.
Вскоре к монаху стали стекаться другие священнослужители. Образовалась обитель, которая в те времена называлась Троице-Сергиев монастрырь. Сергий Радонежский наказал всем монахам этого монастыря жить своим трудом, в чем показывал им пример. Постепенно количество жителей возрастало,
Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский основал еще несколько церквей, ставленниками в которых становились его ученики.
Слава Сергия Радонежского как священнослужителя быстро разнеслась по всей Руси. Ему предложили общежитийный устав в своем монастыре, он согласился. После этого во многих русских моностырях вводился такой же устав. Митрополит Алексий перед смертью уговаривал Сергия Радонежского стать его преемником, но тот отказался.
Еще одной заслугой Сергия Радонежского можно считать то, что он примерял русских князей и убеждал их подчиняться московскому князю. Благодаря этому накануне Куликовского сражения князья вместе выступили против татар. Также Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву с татарами и отдал к нему в войско монахов Пересвета и Ослабю.
После смерти Сергий Радонежский причислен к лику святых как преподобный. За свою долгую жизнь он сделал для России немало : сумел объединить русских князей против татар, поднять их боевой дух и помог осознать им свое единство. Также Сергий Радонежский преобразовал монастырский устав и оставил после себя несколько монастырей.
Список использованной литературы
Информация о работе Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений