Теоретическое введение в источниковедение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:17, доклад

Краткое описание

Специфика истории как науки. Объектом изучения истории является прошлое. Субъектом является историк. На помощь историку даются исторические источники, авторы древних источников. На основе этих источников историк создаёт модель, характеризующая определённую эпоху. Мы смотрим на мир прошлого глазами того автора. В источниках жизнь отображается не буквально, а проходя через призму мировосприятия автора, создавший этот источник!
(Функциональный подход). Исторический источник – это всё отражающее развитие человеческого общества,

Содержание

Предмет и задачи источниковедения.
Классификация исторических источников.
Методика источниковедческого исследования.
Основные этапы развития отечественного источниковедения.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

И.Н. Болтин. Его основной труд представляет собой критический анализ работы французского историка Леклерка. Леклерк  был придворным врачом, написал труд о России. А Болтин подверг эту работу анализу в своём двухтомнике. Он писал о необходимости критического анализа, отличения лжи от истины и др.

Н. Новиков. Он создал Древнюю Российскую Библиофику. Она представляла собой  сборник документов: первое издание  вышло в 10 томах, а второе в 20 томах документов. Там было опубликовано около 650 источников. Она имела научно справочный аппарат.

Миллер занимался сбором и изучением  источников по России, по заданию академии наук. Он путешествовал по Сибири. Там  он собирал документы. Образовалась коллекция «Портфель Миллера». Это 35 больших томов скопа документов из сибирских архивов. Он стал первым издавать в России исторический журнал на немецком. В своих работах он использовал приёмы внутренней и внешней критики. Он первым заметил разницу между историческим исследованием и источником.

Ещё один исследователь 18 в. Август Людвиг Шлёцер. Приехал в Россию уже образованным, хотел изучать историю Китая. Работал в академии наук. Он заинтересовался  русскими летописями. Его итоговый труд так и назывался «Нестор». Это первый труд по русскому летописанию. Сам Шлёцер знал множество иностранных языков.

Голиков И.И., Кристинин «Холмогор» - в этой работе использовал множество  источников.

Именно в 18 в. происходит становление  источниковедения как научной дисциплины. Публикуется большое количество источников, идёт развитие далее.

Новый подъём идёт в 19 в. Появляются специальные  источниковедческие термины, выходят  множество новых источников. Был  характерен рационализм. Это было связано  с созданием школы Каченовского М.Т. Он был профессором московского университета. В историю источниковедения вошёл как создатель своей школы. Он считал, что поскольку подлинных источников с древнейших времён не дошло, то историю по-настоящему можно изучать лишь с 12 века. А до этого – период баснословия. У него был целый ряд последователей. Его деятельность была интересна тем, что заставила его противников отшлифовывать критический анализ источников. 

Кружок Мусина-Пушкина. Был кружком  любителей отечественной истории.

С.М. Соловьёв. Был профессором московского универа, деканом истфака. Был автором 29-и томной истории Российской. До 1760 годов доходят у него события.

Его учеником был В.И. Ключевский. Ключевский начал свой путь как источниковед. Первый его труд была его дипломная работа (кандидатская диссертация). Она была посвящена сказаниям иностранцев о нашем государстве. Его послевузовская работа была посвящена житиям святых. В ней он проанализировал жития святых, он изучил 5000 списков житий святых. Им была дана оценка. Был любопытен его вывод: «жития святых не могут служить умным, историческим источником». Последующие его работы были посвящены уже историческим работам. Им был подготовлен курс по терминологии. Ключевский был крупным исследователем, профессионально занимался источниковедением, первым стал читать лекции по этой дисциплине.

Академик А.А. Шахматов (1864-1920). Он занимался  изучением древнерусских летописей. Заслуга его была в том, что  он создал грандиозную схему русского летописания. Рассмотрел летописи в  комплексе, системным подходом. Он заложил основы современного летописеведения.

Шарль Сеньобос и Лаглуа. Они написали «Введение по изучению истории» на французском языке. Была переведена на русский язык. В ней авторы обобщили методику по работе с историческими  источниками.

Вершиной дореволюционного источниковедения стали труды Лаппо-Данилевского. Он был профессором СПб университета. Читал курс по методологии истории. Публикует свой труд «Методология истории». В нём рассматривается методики публикации исторических источников. История – наука о духе.

Именно в 19 в. происходит окончательное  становление источниковедения, происходит осмысление источниковедческих процессов, формируется терминологический  аппарат, вырабатываются методики источниковедческого  анализа. Источниковедение начинается преподаваться в университете.

Первый период – 17– начало 30-х  годов. В условиях культурной революции  формируется источниковедение на основе марксистских взглядов. Появляются первые работы Невского, Адорацкого, Покровского. Идёт критический анализ дореволюционного источниковедения.

Саар «Источники, методы исторического  исследования», Баку, 1980 г.

Выходит книга Быковского «Методики  исторического исследования».

Проявляются методы вульгарного социализирования.

Это был всё равно плодотворный период в развитии источниковедения. Публиковалось большое кол-во источников.

С начала 20-х годов в школах перестали  преподавать историю.

С начала 30 и до середины 50 гг. Для  этого периода характерен культ  личности Сталина. Письмо Сталина журналу «Пролетарская революция». В нём Сталин очень резко отозвался об архивных работниках, назвал их «архивными крысами». В этот период возникает «Академическое дело» направленное против академика Платонова и его приверженцев. Были репрессированы Быковский, Невский и др. источниковеды. Сторонники школы Покровского также были репрессированы. Это всё сказало отрицательное воздействие. В исторической науке возобладал догматизм ВКПб, отчётничество, иллюстративный метод.

Сталин всё же понимал, что надо развивать историческую науку. В 34 г. стала преподаваться гражданская история (история СССР). Из ссылки начинают возвращать репрессированных по «Академическому делу». Черепнин создаёт работу «Русские феодальные архивы 12-14 вв.».

Василий Шварёв публикует в 51 году письмо «Забытые науки» в журнале. Там он говорит, что мы забыли про науку источниковедение.

Третий период источниковедения начинается с начала 50, до конца 80 годов.

Большое влияние на источниковедение оказала политическая обстановка в  стране. Среди научных событий: проведение дискуссии о критике источников в 1957 году. Инициатором этой критики был Меерзон. В докладе был затронут ряд проблем. Источники советского периода должны подвергаться также критическому анализу, как и источники дореволюционного периода.

Разработка теорий источниковедения. В этот период активно рассматривались  теоретические проблемы источниковедения. Такие проблемы как понятие исторического  источника, проблема критики и т.п. (Шмидт, Пушкарёва, Варшавчик). В этот период формируется понятие вид источников, основание деления источников по видам.

Второе направление – изучение отдельных групп и видов источников. Появляются работы по берестяным грамотам. В 1969 г. выходит книга Черепнина  «Новгородские грамоты как исторический источник». Выходят законодательные источники (Манков), мемуарные источники (Черноморский, Курносов).

Учебные пособия – 3 направление. Выходит  целый цикл, Черноморский в 1966 г. выпустил такой первый источник. Затем выходят  работы Ковальченко, Варшавчика.

История источниковедения. Чумоченко, Литвак, Пашутов. В этот период во многих исторических журналах появляются источниковедческие разделы. В журналах истории СССР появляются целые разделы, посвященные источниковедению. Появляются региональные центры источниковедения. Проводятся всесоюзные конференции по источниковедению. В середине 70-х гг. было 24 лекционных часа на источниковедение. В дальнейшем часы на изучение этой дисциплины увеличивались.

Негативные моменты: в этот период в теории источниковедения проявляются  элементы вульгарного социализирования (акцентировали внимание на классовую принадлежность источников), фетишизация отдельных групп источников (обожествление, преувеличивается роль документов партии, полнота, достоверность их), происходит искусственное ограничение источниковой базы.

Четвёртый период начинается с конца 80-х гг. В условиях перестройки  происходит демократизация научной  жизни, свободное обсуждение раннезакрытых  тем, рассекречиваются некоторые источники. Происходят всесоюзные конференции. Центром  становится РКГУ. В 93 г. происходит первая такая конференция, последняя в 2008 году.

Основные направления:

  1. Идёт активная публикаторская работа, вводится в оборот большое кол-во источников – «Археографический взрыв» 90-х годов. С 92 г. до 2000 г. в стране вышло 996 сборников документов. В основном это публикации по новейшей истории России («Политические партии России» - авторы этого проекта в 2002 г. получили государственную премию, «История Сталинского ГУЛАГа» в 7-ми томах – 2004 г., «Совершенно секретно, лубянка Сталина»). Продолжаются выходить ранее выпускавшиеся работы («Декреты советской власти»). На 2005-2010 гг. планируется издать 256 сборников.
  2. Развитие теории источниковедения. Источниковедение рассматривается как гуманитарная дисциплина. Медушевская, Шмидт, Румянцева. В этот период происходит разработка методики источниковедческого анализа отдельных комплексов источников (Покровский Н.Н. – «Источниковедческие проблемы истории России» - журнал «Общественные науки и современность» -97 год, №3.). Также работа Петрова «Документы делопроизводства политбюро ЦК ВКП(б) как исторический источник по делам православной церкви».
  3. Создание учебников. В 97 году издаётся курс лекций Кабанова «Источниковедение истории советского общества». В 98 г. выходит учебник «Источниковедение: чего-то там. Ещё чего-то. Ещё какая-то хня.». «Источниковедение новейшей истории» - это пособие включает в себя не только письменные источники, но и фото- и кинодокументы. Там есть раздел посвящённый синтезу и анализу источников. Был подготовлен источниковедческий модуль в 2005 году (программа курса, список лит-ры, и т.п.).

Проблемы:

  1. Дальнейшая разработка теорий источниковедения. Вопросы методологии, понятие исторического источника;
  2. Расширение источниковой базы, введение в научный оборот тех источников, находившиеся ранее на периферии источниковедческой базы (памятники религиозного и духовного творчества, аудиовизуальные памятники);
  3. Разработка методики отдельных групп, отдельных комплексов источников;
  4. Интеграция источниковедения и др. гуманитарных и социальных дисциплин (социальная психология, методология);
  5. Изучение истории источниковедения;
  6. Критика направления «фолькхистори» (сенсационные открытия, которые не находят подтверждения в источниках – (Фоменко, Мулдашев, Суворов, Радзинский)).

 

Повествовательные

  1. «Повесть временных лет».
  2. Русское летописание 12-13 вв.
  3. Литературно публицистические произведения 11-17 вв. как исторический источник.

Начальный этап древнерусской истории  имеет очень скупой свод источников. Надпись гарауща – древнейший источник (первая половина 10 века). После принятия христианства происходит распространение письменности, культуры, с 11 в. кол-во письменных источников увеличивается. Появляются литературные источники, сначала переводные, а затем и оригинальные. Складывается светская литература. Но междоусобицы, набеги различные оставили довольно мало источников: «Мы имеем лишь остатки древней истории». На Руси, по подсчётам некоторых историков, в 11-13 вв. имело хождение около 30 тысяч книг, до нас лишь дошло лишь 300 книг (1%).

Из древнерусской литературы для  нас большое значение представляют летописи – исторические повествования, расположенные по годам. Эти записи дискретны, отрывочны. Появляется термин летописец – это человек, ведущий  летопись, а с др. стороны это  небольшой свод. Все летописи писались от руки. Летописец мог выступать и как переписчик, мог выступать и как компилятор – обобщал несколько трудов, мог выступать как автор, а также в качестве редактора. Таким образом, его роль многогранна. До нас дошло 1,5 тысячи списков летописных сводов. Древнейший список – летописец патриарха Никифора, дошёл до нас в «Новгородской кормчей книге». «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ). Издаваться начался ещё с середины 19 века.

Наиболее ранним летописным сводом, дошедшим до нас, стала «Повесть временных лет» («Повесть прошедших лет»).

Списки – это тексты, с небольшими грамматическими разночтениями.

Извод – это тексты, отличающиеся др. от др. нецеленаправленной обработкой.

Редакция – это целенаправленно  переработанные тексты.

"Повесть временных лет"  охватывает события от сотворения  мира и до 20-х гг. 12 в. Ею начинались  многие летописные своды. Автором  её считают монаха Киево-Печерского  монастыря - Нестора. До нас  сохранились две редакции «Повести»  - Лаврентьевская и Ипатьевская.

Лаврентьевская редакция – представлена несколькими списками. Собственно лаврентьевским, кенигсбергским. Своим название обязана  монах Лаврентию, переписавшем «Повесть»  в 1377 году по заказу суздальского князя  Дмитрия Константиновича. Автором  редакции называют игумена Выду.. монастыря Сильвестра в 1116 году.

Ипатьевская редакция дошла до нас  в пергаментом списке первой половины 15 века. Название по Ипатьевскому монастырю. Автор редакции не известен. Считают, что этот автор создал её в 1118 году.

В основе этих двух редакций лежит оригинал-картограф, написанный непосредственно самим Нестором. Картограф написал в 1113 г. сам Нестор. Изучением «Повести» учёные занимаются более 200 лет. В середине 18 в. – Татищев, Шахматов, Шлёцер, затем Лихачёв, Тихомиров, Черепнин, из последних работ – Кузьмин.

«Повесть временных лет» не является самой древней летописью. Считали, что существовал начальный свод 1093 г., киево-печерский свод 1073 г., новгородский свод – 1050 года и ещё древнее. 1037 год – самая древняя летопись. 996 годов – другие историки, третьи – с 1040 года.

Т.е. на Руси летописание начинается на рубеже 10-11 веков. А «Повесть»  обобщила все эти летописи. Она  была создана по определённому плану, содержала в себе большое кол-во источников.

Источники «Повести временных лет».

Раннее летописание конца 10-начала 11вв., переводная литература (летописец  патриарх Никифоров). 852 г. – опорная  дата, поход Руси на Константинополь. В основе также лежат договоры Руси с Константинополем (7в).

«Повести» характерен провентационализм, всё совершается по воле Бога. Летописец стоял на позиции правящего слоя, опирался на ветвь Рюриковичей. В центре внимания летописца жизнь князя, церковных иерархов. О жизни простых людей пишется очень мало. Ипатьевская летопись продолжает летопись до 1253 г. За 300 добавочных лет лишь 7 раз упоминаются смерды. Помимо этого, в летописи видны остатки языческих воззрений.

Суть метода – восхождение от реальных сводов, недошедших до нас  летописных сводах. Понимание эсхатологических подходов, создание летописи как книг жизни, предназначенных для времени страшного суда, прослеживается в работе Данилевского («Герменевтические основы изучения летописных сводов» -2004).

Информация о работе Теоретическое введение в источниковедение