Теория государственного суверенитета . Политическое учение Ж. Бодена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Термин «суверенитет» происходит от латинского слова «superus» - высший, у которого, как подчеркивается в литературе, существует множество значений. Суверенитет имеет долгую и сложную историю развития, в этой связи справедливо высказывание российского ученого В.М. Гессена: «Прежде из-за суверенитета воевали короли, теперь о нем спорят профессора. Прежде для того, чтобы отстоять его, не жалели крови, теперь для того, чтобы объяснить его, не жалеют чернил»

Содержание

1. Введение

2. История образования суверинитета

3. Юидические признаки государственного суверенитета

4. Теория государственного суверенитета . Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

5. Теория народного суверенитета Руссо.

6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (Илгис) Word.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

признаки суверенитета —  верховенство и независимость  — неразрывно связаны между собой, являются взаимообусловленными. Без верховенства в пределах государственной территории не существует независимости государства в международных отношениях с другими государствами. Без независимости от других государств неосуществимо и верховенство государства в пределах его территории. Это не препятствует, однако, раздельному рассмотрению сущности указанных юридических признаков (свойств) государства, юридических признаков государственного суверенитета.

 

Территориальное верховенство. Верховенство государства на своей  территории означает, что государство  осуществляет высшую, верховную власть (юрисдикцию) в отношении всех лиц  и их объединений, находящихся на его территории. Государство обладает полновластием, полнотой публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории, исключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти. Веления государственной власти, выступающей от лица государства, являются обязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихся в пределах государственной территории.

 

Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другой высшей власти

 

Верховенство государства  выражается также в том, что только государство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения

 

Территориальное верховенство государства, проявляющееся в деятельности государственной власти,  ее единства и юридической неограниченности.

 

Единство государственной  власти состоит в том, что система  ее органов составляет в совокупности единую государственную власть.

 

Таким образом, территориальное  верховенство государства осуществляется  государственной властью как  единым целым.

 

Другой качественной особенностью государственной власти является ее юридическая неограниченность. Государственная  власть не ограничена национальным правом, поскольку она  действует на основе ею же установленного права. Государство в лице государственной власти может изменить или отменить те или иные нормы государственного права, издать иную конституцию. Иными словами, юридическая неограниченность государственной власти означает лишь то, что над ней нет высшей власти, предписывающей ей нормы поведения.Это не значит, однако, что государственная власть в лице тех или иных ее органов может игнорировать или нарушать правовые предписания, касающиеся ее правомочий и деятельности, поскольку они действуют. В противном случае такой орган единой государственной власти или государственная власть в целом утратят свою легитимность и подлежат установленной за это ответственности.

 

 

 

 

 

Теория государственного суверенитета.

 

Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

 

 

Религиозные войны существенно  мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

 

 С обоснованием  абсолютизма и критикой монархомахов  в период религиозных войн  выступил Жан Боден (1530—1596). В  сочинении "Шесть книг о  государстве" Боден впервые  в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными". Власть государства постоянна и абсолютна; это — высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами: Выше носителя суверенной власти — только бог и законы природы.

 

 Суверенитет, по  Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

 

 Исходя из разработанной  им концепции суверенитета, Боден  ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве — такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой во времена Бодена сохранял суверенитет.

 

 Основная заслуга  Бодена — в изучении суверенитета  как признака государства, главного  качества верховной власти. Обоснованное  Боденом понятие суверенитета  сохраняет актуальность, хотя после  XVI в. в отношениях между государствами многое изменилось. К тому же в политико-правовой идеологии и даже в законодательстве ряда стран термин "суверенитет" нередко использовался не как научное, а как идеологическое или даже публицистическое определение (суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет личности, суверенитет закона, суверенитет науки и т.п.). Кроме того, в науке о государстве суверенитет нередко отождествлялся с компетенцией государственных органов, их полномочиями, предметом ведения, источником власти и др.

 

 Что касается суждений о "суверенитете личности", "суверенитете нации", то это не более чем публицистические метафоры, призванные подчеркнуть, в частности, право личности на индивидуальность и самобытное проявление, на свободу, права и обязанности в рамках закона либо право нации (этноса) на национально-культурную автономию, обеспечивающую сохранение языка, культуры, нравов, верований, обычаев» т.е. всего, что связано с существованием и сохранением данного этноса.

 

 Во-вторых, суверенитет,  по Бодену, неограничен. Как независимость государственной власти от всякой другой власти суверенитет либо есть, либо его нет; неограниченность нельзя ограничить. Формулировки об "ограниченности суверенитета", существовавшие в конституциях СССР и союзных республик, были основаны на смешении понятий "суверенитет" и "компетенция" (по существу речь шла о распределении компетенции между государственными органами СССР и союзных республик) и содержали внутреннее противоречие, которое в последнем варианте союзной Конституции (1977 г.) получило завершенное воплощение в формулировках, согласно которым на одной и той же территории одновременно существуют два суверенных государства — СССР и союзная республика.

 

 В-третьих, Боден  подчеркнул такое качество суверенитета, как его неделимость; именно на этом качестве суверенитета основано отмеченное Боденом различие между федерациями и конфедерациями как разновидностями сложных государств.

В учении о государстве  Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и  мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

 

 Государство Боден  определяет как правовое управление  многими семьями и тем, что  у них общее, на основе суверенной  власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

 

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

  Боден - один из первых критиков “Утопии”. Одобряя некоторые мысли “незабвенного канцлера Англии Т. Мора” о государственных порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, “было бы прямо противоположно законам бога и природы”. Частная собственность связана с законами природы, поскольку “естественный закон запрещает брать чужое”. “Имущественное равенство гибельно для государств”, - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, “то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим”.

 

  Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее “монархия”, противники - “тирания”. Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть “аристократия”, недовольные ею - “олигархия” и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить “поровну”, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

 

 К демократии Боден  относился отрицательно: в демократическом  государстве очень много законов  и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

 

 

 Не одобрял Боден  и аристократию, государство, где  власть принадлежит коллегии  знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

 

 Наилучшей формой  государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно,  как бог Вселенной, без помех  повелевает подданными; он обладает  властью по собственному праву  (вначале приобретенному силой,  затем передаваемому по праву наследования).

 

 Ссылаясь на разум  и историю, Боден писал, что  первоначально все государства  созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны  возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

 

 В Европе, рассуждал  Боден, господские государства  превратились в “законные монархии”,  в которых народ повинуется  законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

 

 

 Боден оспаривал распространенное  среди тираноборцев мнение, что  монархия должна быть избирательной  - в период выборов неизбежны  смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится  об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

 

 Боден считал наилучшей королевскую  монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем)

 

 

Теория государственного суверенитета.

 

Религиозные войны существенно  мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

 

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн  выступил Жан Боден (1530—1596 гг.). Юрист по образованию, депутат  третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против  феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными". Власть государства постоянна и абсолютна; это — высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти — только бог и законы природы.

 

В учении о государстве Боден  во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Информация о работе Теория государственного суверенитета . Политическое учение Ж. Бодена