Теория раннего феодализма в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:41, контрольная работа

Краткое описание

Киевская Русь была самой большой и самой могучей державой средневековой Европы. Территория ее простиралась от Балтийского до Черного моря, от Карпат до Волги и охватывала приблизительно 800 тыс.кв.км. ( почти половина в границах современной Украины). Фактически это была империя, в которой жило, за различными подсчетами, от 3 до 12 млн. чел. Она просуществовала с 9 до середины 12 века и распалась на 15 отдельных земель, которые существовали как суверенные государства или самостоятельные княжества.
Образование Киевской державы было фактором, который ускорил формирование частной земельной собственности. 10-11 вв.- период интенсивного ее развития, который совершался в двух направлениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
1. Постановка проблемы: социально - экономическое развитие древнерусского государства и проблема зарождения феодализма………...….4
1.1 Образование Древнерусского государства……………………………….4
1.2 Социально - экономическое развитие…………………………...………..5
2. Теория раннего феодализма в Киевской Руси…………………...………….11
3. Теория государственного феодализма………………………………...…….15
4. Теория дофеодального государства и ее основные доказательства……….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

     Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.

     Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТЕОРИЯ РАННЕГО  ФЕОДАЛИЗМА В КИЕВСКОЙ РУСИ

     Расцвет Древнерусского  государства. К началу XI в. государство Киевская Русь насчитывало уже два столетия своего существования. Оно прошло путь от одного из союзов славянских племен к большой феодальной державе с разноплеменным населением, в котором преобладали восточнославянские племена (вошедшие к этому времени полностью), но находились так же летто - литовские прибалтийские племена и племена финно - угорские.

     Управление. Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский великий князь.

     Отдельными  землями страны ведали родственники  великого князя - удельные князья или его посадники. В управлении страной великому князю помогал особый совет - боярская дума, в которую входили младшие князья, представители племенной знати - бояре, дружинники.

     Княжеская  дружина занимала важное место  в руководстве страной. Старшая дружина фактически совпадала по своему составу с боярской думой. Из старших дружинников обычно назначались княжеские наместники в наиболее крупные города. Младшие дружинники (отроки, гриди, детские) выполняли в мирное время обязанности мелких управителей и слуг, а в военное были воинами. Они обычно пользовались частью княжеских доходов, например, судебных пошлин. Князь делился с младшей дружиной собираемой данью и военной добычей. Старшая дружина имела иные источники дохода. На ранних этапах существования Древнерусского государства старшие дружинники получали от князя право на дань с определенной территории. С развитием феодальных отношений они становились собственниками земли, владельцами вотчин. Местные князья, старшие дружинники имели собственные дружины и боярские думы.

     Военные  силы Древнерусского государства  состояли из отрядов профессиональных  воинов - княжеских и боярских  дружинников и народного ополчения,  собиравшегося в особо важных  случаях. Большую роль в войске  играла конница, пригодная для борьбы с южными кочевниками и для дальних походов. Конницу составляли в основном воины-дружинники. Киевские князья располагали также значительным ладейным флотом и совершали дальние военные и торговые экспедиции.

     Кроме князя  и дружины, значительную роль в жизни Древнерусского государства играло вече. В некоторых городах, например, в Новгороде, оно действовало постоянно, в других - собиралось лишь в чрезвычайных случаях.

     Сбор дани. Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.

     После убийства  Игоря его вдова, княгиня Ольга,  объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани - повоз - доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.

     Почти вся собранная  князьями дань представляла собой  предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань  отправлялась для продажи в  Константинополь, где обменивалась  на золотые монеты, дорогие ткани  и овощи, вино, предметы роскоши.  Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.

     "Русская правда". Первые сведения о существовавшей на Руси системе права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не знаем.

     Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник - "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого - "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

     В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.

     За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

     Церковь. Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.

     После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава - митрополит - назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по - прежнему назначались Константинополем.

     В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов - епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков - десятину.

     Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево - Печерский монастырь.     Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

Эпоха раннего феодализма характеризуется расширением феодальных отношений и как следствие  этого - уменьшение численности крестьян - общинников, превращение дани в  примитивную форму отработочной ренты. В тоже время это эпоха  относительно быстрого роста ремесел и торговли.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ФЕОДАЛИЗМА

     Феодальный  тип государства и права исторически  приходит на смену рабовладельческому  типу. Он возникает двумя основными  путями. Первый путь - это путь  постепенного разложения рабовладельческого экономического и социального строя и зарождения в его недрах феодального строя. Этот процесс происходил во всех рабовладельческих государствах и общественно-политических системах.

     Второй  путь - это путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности, шло развитие государства и права у восточных и западных славян. Оно было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники - в полностью зависимых от них крестьян.

     Одновременно  с процессом разложения первобытного  общества шел процесс превращения  органов родового строя в органы  феодального государства: родового  военачальника или вождя - в  короля; совета старейшин (там,  где он сохранялся) - в совет  приближенных монарха; ополчения, состоящего из соплеменников, - в постоянно действующую дружину или армию.

     Несмотря  на различие путей возникновения  феодального строя у разных  народов, в целом этот процесс  заключался в одном и том  же. А именно, с одной стороны, он состоял в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в класс феодалов. А с другой - в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян - общинников и несвободных землевладельцев в феодально зависимых от крупных землевладельцев либо от государства крепостных крестьян. Последние, в отличие от рабов, полностью отделявшихся, согласно действовавшему рабовладельческому праву, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности на землю, однако имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия труда.

     Не будучи  собственником земли, крепостной  крестьянин владел домом, сельскохозяйственными  постройками, инвентарем, выступал  как непосредственный производитель материальных благ и как зависимый от помещика землепользователь. Остатки вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феодалом, поступали в его собственность. Это создавало определенную заинтересованность крепостного крестьянства в результатах своего труда, вело к росту его производительности по сравнению с трудом рабов. Все это указывало на то, что феодальный способ производства, а вместе с ним и весь феодальный строй, являлся более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабовладельческим способом производства и рабовладельческим строем.

     Феодальная  собственность на землю составляла  материальную основу взаимоотношений  помещиков и крепостных крестьян, основу экономической зависимости  последних от первых. Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них феодальной ренты.

     Существовали  три основные формы или разновидности  ренты: отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин  должен был отработать на феодала  определенное количество дней в неделю; натуральная (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник - продукции своего ремесла; и денежная рента (денежный оброк), согласно которой крестьянин или ремесленник должны были уплачивать феодалу определенную сумму денег.

     Таким образом,  в условиях феодального строя  экономическое принуждение органически  сочеталось с внеэкономическим  прямым принуждением крепостных. Без этого невозможна была бы прочная власть феодалов.

     В качестве  политической организации господствующего  класса феодалов-крепостников это  государство было призвано осуществлять  роль орудия подавления и угнетения  масс - крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодалов на землю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепления их экономического и социально - политического господства. Социальную сущность феодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная власть класса феодалов.

     Каковы  были основные функции и механизм  феодального государства? Выполняя  волю и интересы господствующего  класса феодалов, крепостническое  государство осуществляло ряд  внутренних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной" зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри господствующего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения.

     Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно - политической надстройки, вассальной зависимости одних, менее могущественных феодалов, от других позволяли феодальному государству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану существующего экономического и социально - политического строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко противоборствующих друг с другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господство в духовной сфере жизни феодального общества церкви, осуществлявшей на протяжении многих веков управление делами образования и культуры.

Информация о работе Теория раннего феодализма в Киевской Руси