Теория русского социализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:30, реферат

Краткое описание

Цель работы требует решения следующих задач:
1. Используя сравнительно-исторический метод упорядочить разнообразные сведения в отечественной историографии о русском социализме Герцена и социализме ведущих идеологов народничества.
2. Показать основные аспекты теории « русского социализма» Герцена . 50-е -60-е годы.
3. Выяснить степень влияния теории «русского социализма» на становление социалистических взглядов народников.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена. ………4-10
Глава II. Влияние теории «русского социализма» Герцена на взгляды народников..10-14
Глава III. Социалистические взгляды П.Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина..14-18
Заключение. ………………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Теория русского социализма.docx

— 49.61 Кб (Скачать файл)

«Донской  Государственный  Технический Университет»

Кафедра: "Автоматизация  технологических процессов и  производств"

                                 

 

                                     Реферат

                                По дисциплине: История

                        Тема: Теория русского социализма

                                                            

 

 

 

                                                                                                             Выполнил:

                                                                                                                      Студент 1 курса

                                                                                                                                Дневного отделения                                                                                                                                                группы УБА-12

                                                                                                             Михайленко Никита Олегович

                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                Научный руководитель:

                                                                               Воскобойников Сергей Георгиевич

                                                                                                     

 

                                                 

 

 

 

                                                            г. Ростов-на-Дону, 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ………………………………………………………………………………….3

Глава I. Основные положения  теории «русского социализма» А.И.Герцена. ………4-10

Глава II. Влияние теории «русского  социализма» Герцена на взгляды  народников..10-14

Глава III. Социалистические взгляды П.Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина..14-18

Заключение. ………………………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце 40-х – начале 50-х  годов XIX в. складывается революционно-демократическое  направление русской общественной мысли, представителями которого являются В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. К 40-50- м годам относится и начало разработки революционно-демократической  теории, в основу которой легли  новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространявшиеся в Западной Европе. Вообще вся вторая четверть XIX в. в России была временем увлечения  философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители  различных направлений русской  общественной мысли от крайне «правых» до крайне «левых». Труды знаменитых немецких философов Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха были также хорошо известны в России, как и на их родине в Германии. Каждый из русских  мыслителей искал в их трудах теоретическое  обоснование своих общественно-политических позиций. Так, система Гегеля, его  философия истории и диалектический метод познания особенно привлекали внимание славянофилов. Для Белинского и Герцена особое значение имело  революционное понимание диалектики Гегеля. Герцен называл ее «алгеброй  революции». Она служила ему обоснованием закономерности и неизбежности революционной  ломки феодально-абсолютистского  строя.

В этот же период складывается оригинальная теория «русского социализма». Основоположником ее был А.И. Герцен, который изложил ее основные идеи в работах, написанных им в 1849-1853 гг.: «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей в России» и др. Он исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму.

«Русский социализм» Герцена  стал отправным пунктом идеологии  народничества, а тема социализма Герцена  привлекает внимание историков и  публицистов уже второе столетие.

Так как идея построения мира без насилия, общества равных прав и социальных гарантий жива и популярна  в мире по-прежнему, актуальность обращения  к этой проблеме очевидна.

Цель работы: на основе изученных  источников, представленных работами А.И. Герцена и идеологов революционного народничества логически выстроить  основные положения, уяснить сущность теории русского социализма и ее влияние  на становление и развитие социалистических взглядов идеологов революционного народничества.

Хронологические рамки: 50-е - 90-е годы XIX века. Выбор хронологических  рамок объясняется формированием  и развитием идей «русского социализма»  Герцена, а также становлением и  реализацией социалистических идей народников.

Цель работы требует решения  следующих задач:

1.   Используя сравнительно-исторический метод упорядочить разнообразные сведения в отечественной историографии о русском социализме Герцена и социализме ведущих идеологов народничества.

2.   Показать основные аспекты теории « русского социализма» Герцена . 50-е -60-е годы.

3.   Выяснить степень влияния теории «русского социализма» на становление социалистических взглядов народников.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена

В 30-х годах XIX в. в России начинают развиваться идеи утопического социализма. Под утопическим социализмом  понимается совокупность тех учений, которые выразили идею желательности  и возможности установления такого общественного строя, где не будет  эксплуатации человека человеком и  иных форм социалистического неравенства.

Утопический социализм отличался  от прочих утопий тем, что в нём  зародилась и получила развитие идея общего, подлинного равенства. Предполагалось строить это идеальное общество на базе или с учётом достижений материальной и духовной культуры, которые несла с собой буржуазная цивилизация. Новая трактовка общественного  идеала: совпадение, соединение личных и общественных интересов. Социалистическая мысль принимала в России особые формы, развиваясь российскими мыслителями  желавшими «приспособить» общие  принципы социализма к условиям своего отечества. Противоречивость проявлялась прежде всего в том, что основной формой утопического социализма в России закономерно оказывался социализм крестьянский («русский», общинный, народнический), выступавший идеологическим оформлением интересов революционного и демократического, но всё же буржуазного развития.

Основоположником русского социализма стал Александр Иванович Герцен (1812-1870 гг.). Своё духовное пробуждение  Герцен связывал с восстанием декабристов. Открывшийся четырнадцатилетнему  мальчику «новый мир» не был ещё  ясно осознанным. Но это восстание  пробудило в душе Герцена первые, хотя ещё и смутные, революционные  устремления, первые мысли о борьбе против несправедливости, насилия, произвола.

«Сознание неразумности и  жестокости самодержавного политического  режима развило в Герцене непреодолимую  ненависть ко всякому рабству  и произволу»[7].

Большой интерес вызывала у Герцена философия истории. В начале 40-х г.г. он приходит к выводу, что где нет философии как науки, там не может быть и твёрдой, последовательной философии истории. Такое мнение было связано с тем представлением о философии, которое сложилось у него в результате знакомства с философией Гегеля. Он не интересовался теоретической основой философии, она интересовала его постольку, поскольку её можно было применить на практике. Герцен нашёл в философии Гегеля теоретическое основание своей вражды с существующим; тот же тезис о разумности действительности он раскрыл совсем по-другому: если существующий общественный порядок оправдывается разумом, то борьба против него оправдана - это непрерывная борьба старого и нового. В результате изучения философии Гегеля Герцен пришёл к выводу, что: существующая русская действительность неразумна, поэтому борьба против неё оправдана разумом. Понимая современность как борьбу разума, воплощённого в науке, против неразумной действительности, Герцен соответственно этому строит целую концепцию всемирной истории, получившую отражение как в работе «Дилетантизм в науке», так и в «Письмах об изучении природы». Он усматривал в гегелевской философии высшее достижение разума истории, понятого как дух человечества. Этот воплощенный в науке разум Герцен и противопоставил неразумной, безнравственной действительности.

В философии Гегеля он нашёл  обоснование правомерности и  необходимости борьбы со старым и  конечной победы нового. В творчестве Герцена идея разумности истории  соединялась с социалистическими  идеалами, сближала немецкую философию  с французским утопическим социализмом. Пунктом соединения социализма с  философией является в творчестве Герцена  идея гармоничной цельности человека. Идея единства и бытия рассматривалась  Герценом также и в плане социально-историческом, как идея объединения науки и  народа, которые и будут знаменовать  социализм. Герцен писал, что когда  народ поймёт науку он выйдет на творческое создание социализма.

Проблема единства бытия  и мышления выступает еще в  одном плане -как революционная практика, как сознательное деяние, как внедрение, воплощение науки в жизнь. В овладении наукой массами он видел необходимое условие установления социализма. Поскольку в науке заключён зародыш нового мира, то стоит только внедрить его в массы и дело социализма будет обеспечено. Социализм Герцена был утопическим. Рассуждая таким образом, он даже ставил в общей форме вопрос о возможности для России первой вступить на путь коренного общественного преобразования: «...может мы, мало жившие в былом, явимся представителями действительного единства науки и жизни, слова и дела.

По существу эта надежда не опиралась ни на какие фактические данные, не были серьёзными его ссылки на особые качества русского национального характера.

Использование Герценом абстрактных  философских идей в целях обоснования  революции и социализма означает, что философия перестаёт быть здесь собственно философией. Она  становится социальной доктриной, теорией  революционной борьбы за социализм. Движение мысли вперёд заключалось  в том, что признавалась закономерность борьбы в обществе и необходимость  рационального просвещения масс наукой. Усвоив диалектику Гегеля он понял, что она - «алгебра революции», но он пошёл дальше, к историческому материализму.

В конце 40-х годов все  свои мысли о будущем социалистическом развитии Герцен связывал с Западной Европой. Революция 1848-49 г.г. была важнейшим событием в жизни Герцена. Революцию он воспринял как начало социалистического переворота. Но то, что происходило на глазах Герцена в Париже в 1848 году, совсем не совпадало с его представлением о социалистическом перевороте. Масса народа не была готова к немедленной организации подлинно новой республики. Результатом явилось поражение. Герцена одолевали сомнения в возможности скорого осуществления социализма, но он всё же надеялся, что народ скоро вновь поднимется на борьбу и навсегда покончит со старой цивилизацией. Но надежды Герцена не оправдались. Восприняв восстание парижского пролетариата в июне 1848 года как начало «умирания» Европы и отодвинув установление социализма в западноевропейских странах в неопределённо далёкое будущие, Герцен не прекратил поисков возможностей достижения великого идеала.

Государство, в наибольшей степени способное к социальному  преобразованию, Герцен нашёл на родине. «Вера в Россию спасла меня на краю нравственной гибели...» - говорил Герцен[8]. Русские значительно отстали от Европы, исторические события пронеслись над этим народом. Но в этом его и счастье. «Русский народ сохранил свою могучую душу, свой великий национальный характер»[9]. Свой взор он устремил на русскую общину. «Община спасла русский народ от монгольского варварства и от императорской цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хоть и сильно потрясённая, устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе»[10]. В патриархальной общине Герцен и усмотрел средство радикального общественного преобразования, реальный элемент социализма. Герцен разработал теорию «общинного», «крестьянского», «русского» социализма как цельную законченную доктрину. Он считал, что сочетание западноевропейских социалистических идей с русским общинным миром обеспечит победу социализма и обновит западноевропейскую цивилизацию.

Информация о работе Теория русского социализма