Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 20:14, реферат
Старший сын Чингисхана Джучи стремился сделать свой Улус независимым государством, и только его смерть зимой 1227 года помешала войне между ним и отцом. Преемником Джучи стал его сын Бату (Батый). Чингисхан отличал его от остальных своих внуков, и вопрос о наследнике Джучи был решен окончательно. Его братья подчинились ему, весь народ изъявил покорность Бату-хану. О первых десяти годах правления Бату-хана в источниках мало сведений.
Введение …………………………………………………………2
Глава 1. Территория Казахстана в составе Золотой Орды…..3
Глава 2. Политический и государственный строй Золотой Орды (Улуг Улус) …………………………………………………...5
2.1. Общественно-политический строй……………..……5
2.2. Государственно-административное устройство улусов……………………………………………………………..7
Глава 3. Культурное и экономическое развитие государства……………………………………………………….11
3.1. Развитие градостроительства и торговли………….. 12
3.2. Религия и верования………………………………….13
Заключение……………………………………………………
Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар. В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы.
Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету, за определенную плату.
Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321 году, с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название «кебеки». Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре, и в Улуг Улусе стал одинаковым.
Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались. По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.
Религиозные представления XIII – начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система – тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии – христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось, в основном, благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространился католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен.
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно – Озбек хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский бог) были синонимами и выступали в родном лице. Не потерял значения и культ предков – аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевников.
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена – яссавия и накшбандия. Писались специальным трактатом на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право – шариат подробно описывались в книге «Китаб Ад-Дачва», вышедший в Египте в 1421 г.
Эти книги были предназначены для знакомства кыпчаков с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.
Наследие империи Чингисхана в целом о Золотой Орды в частности проявилось и в Казахском ханстве XVI-XVIII вв., а также в тюркских государствах Средней Азии, Сибири, Поволжья, Северного Кавказа, Крыма этого периода. В частности, это нашло отражение в общественно-политическом устройстве казахского общества, где высшее сословие султанов составляли потомки Чингисхана по мужской линии – Чингизиды, имевшие монопольное право на ханский престол. При этом сфера действия этого права Чингизидов не зависело от существовавших этнических и государственных границ: каждый Чингизид мог претендовать на ханский титул в любом месте, где сохранялись с какой-то мере традиции империи Чингисхана. Поэтому казахские Чингизиды оказывались то в роли падишаха каракалпаков и кыргызов, то в роли ханов Бухары и Хивы. Политическая по своему содержанию и характеру власть Чингизидов, основанная лишь «генеалогическом праве», не имело, видимо, национального значения.
Некоторые традиционные нормы народного обычая, вошедшие в свое время в состав Ясы Чингисхана – свода монгольских законов – и не потерявшие смысла в условиях казахского общества XVII века, возможно, стали частью законодательного памятника казахов «Жеты-Жаргы» («Семь установлений», «Уложение» или «Законы хана Тауке»).
Казахская государственность, несомненно, развилась на собственной основе и явилось плодом возрожденных традиций древне-тюркской государственности. Золотая Орда – наглядное тому подтверждение. Можно говорить о неоднозначности воздействия Золотой Орды на ход истории, в первую очередь истории Казахстана и России, многообразии, противоречивости и протяженности во времени ордынских влияний, породившие, в свою очередь, споры в отечественной и мировой историографии о значении периода Золотой Орды для истории указанных стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Территория Казахстана в составе Золотой Орды