Тмутараканское княжество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

Тмутараканское княжество отличалось пестротой этнического состава. В 988/1010—1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В городе Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской. Тмутаракани подчинялся также и Керченский полуостров на другом берегу пролива с центром в городе Кърчевъ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Географическое положение Тмутараканского княжества ……………... 4
2. Население Тмутараканского княжества ………………………………… 4
3. Тмутараканские князья …………………………………………..………. 4
4. Тмутараканский камень ……………………………………………….…. 5
5. Тмутараканский монастырь (церковь Пресвятой Богородицы) ………. 7
6. Роль Тмутаракани и Тмутараканского княжества во взаимоотношениях народов Северного Кавказа ……………………………………………… 8
7. Причины упадка Тмутараканского княжества (спорный вопрос)…… 11
Заключение …………………………………………………….………………. 13
Список использованной литературы……………………………...………….. 14

Вложенные файлы: 1 файл

ИК реф.docx

— 402.62 Кб (Скачать файл)

О пути из Тмутаракани в  Итиль и Каспийское море пишет  и В.В. Бартольд. Тмутаракань была расположена на одном из важнейших торговых путей по дороге на Каспий. Некоторые владетели Северного Кавказа поддерживали политические связи с правителями Тмутараканского княжества. Эти связи выражались в участии в современных походах против общих врагов. Тмутараканский князь взимал с касогов дань, в помощь ему касожские общины выставляли дружины воинов, которые участвовали не только в ближних, но и весьма дальних походах.

В Х в. возросло политическое значение восточных групп касогов. Аль-Масуди в середине X в. писал, что кашаги (касоги) представляют одну из наиболее сильных общностей Кавказа, но политически разрознены и не имеют общего «царя». Однако к началу XI в. центростремительные тенденции внутри адыгского этнолингвистического массива, как полагают, взяли верх, о чем может свидетельствовать тот факт, что борьба с Тмутараканским княжеством в это время, согласно «Повести временных лет», велась уже объединенными силами касогов (зихов) под предводительством одного вождя, представлявшего всю касожско-зихскую землю. Касоги (черкесы) при помощи осетин (ясов) овладели Тмутараканью. Ярослав послал войско в 1029 г. против ясов и вернул Тмутаракань.

«Княжество Тмутараканское, - пишет Р.Трахо, - фактически оставалось в руках касогов (черкесов) вплоть до 1022 года, когда Мстислав двинул туда свою армию, чтобы утвердить здесь свою власть».

Изложенное иллюстрирует мысль о том, что после разграбления города и ухода Святослава Таматарха (Тмутаракань) была восстановлена как торговый город, которым владели касоги с 965 по 1022 годы.

Тмутаракань была и важным церковным центром. Как известно, до проникновения ислама многие народы Кавказа исповедовали христианскую религию. Следует полагать, что в  отдельные регионы Северного  Кавказа христианская религия проникла из Тмутаракани. О значительном культурном влиянии Тмутаракани на народы Северного  Кавказа свидетельствует тот  факт, что в распространении среди  черкесов христианства в Х-ХI вв., наряду с греко-византийской церковью, принимала участие и тмутараканская Епархиальная церковь Бориса и Глеба. В конце XII - нач. XIII в. на юге и юго-востоке Русь теснили половцы и «Тмутаракань не принадлежит боле Руси». В ХI-ХII вв. половцы преградили путь к морю, и Тмутаракань стала «землей незнаемой». Появление казачества связывается с Тмутараканским княжеством. По заключению В.Д. Сухорукова, смешанное население Тмутараканского княжества составило в низовье Дона лишь то ядро, вокруг которого впоследствии и сформировалось там казачество. Накопление населения могло происходить как в силу миграции, имевшей место всегда и всюду, так и массовой передислокации населения из Тмутаракани, оказавшейся под нараставшими ударами и половцев, и Византии, которые в конечном итоге и предрешили судьбу этого государства.

С середины XI в. взоры византийских императоров все сильнее привлекает Тмутаракань. Между населением греческих  колоний в Крыму и жителями Тмутаракани установились дружественные  отношения. В конце XI в. Тмутаракань  была присоединена к Византии. С  утратой Тмутаракани русские (и  суздальские, и волынские) князья в  своей степной политике, особенно имея в виду волжский и донской торговые пути, старались противопоставить Булгарии и половецким ханам союзы с кавказскими князьями, вероятно, эти союзы оказывали влияние и на русско-византийские отношения. В начале XIII в. Тмутараканью завладевают половцы, затем татары, и, наконец, в ХIV-ХV вв. - генуэзцы. Итак, вышеизложенный материал свидетельствует о том, что г. Тмутаракань и княжество Тмутараканское сыграли важную роль в связях народов Северного Кавказа, а также в русско-кавказских взаимоотношениях.

  1. Причины упадка Тмутараканского княжества (спорный вопрос).

Исчезновение крупного и  стратегически важного для древней  Руси

княжества - это именно вопрос, ибо в утвердительном тоне можно  говорить

лишь о свершившемся факте. О причинах же нам до сих пор  достоверно почти ничего не известно. Во всяком случае, в этом пространственно-временном  уравнении слишком много неизвестных, для получения однозначного решения. Исчезло ли только упоминание о княжестве  из русских летописей, прекратило ли существование княжество как  таковое? Сошло ли княжество с  исторической арены мирно и постепенно или погибло в результате какой-то захватнической акции или катастрофы? Что было на самом деле?

Главный письменный источник "Повесть временных лет" упоминает  о Тмутаракани между 988 и 1094 годами с интервалами в три-пять и, максимально, до 25 лет. Прекращение упоминания о  Тмутаракани в Киевском летописании, естественно, объясняется тем, что  как раз в 1094 году (27 апреля; по другим сведениям - в 1088 году) в Киеве скончался  преподобный Никон, через которого благодаря его личным связям с  княжеством сведения о последнем  поступали в Киевскую лавру. Поэтому  некоторые считают именно 1094 год  годом гибели Тмутаракани. Но большинство историков доводят жизнь княжества до начала двадцатых годов XII века. Важно упоминание Тмутаракани в решении Любечского съезда русских князей в 1097 году и в "Хождении игумена Даниила в Иерусалим" в 1104 -1106 годах.

Керамические остатки, как  и другие находки русских ремесленных  изделий, а также предметов христианского  культа прежде всего на Таманском городище (единственном пока, и то лишь частично раскопанном), также укладываются в рамки X - XII веков. Исторические и археологические сведения согласно указывают на доживание княжества во всяком случае до 1110 -1120 годов.

А что сказать о причинах не только прекращения упоминания Тмутаракани  в источниках, но и о сходе ее с исторической арены? А.И. Полканов, посвятивший в 1929 году специальную статью вопросу о конце княжества, перечисляет три возможные причины: прекращение связей с княжеством из-за особенностей местного летописания, отделение княжества от Руси и устремление его к востоку, перехват половцами пути к нему из Руси.

Последняя версия, уже, кстати, приведенная в этой работе, считается

общепринятой. Так полагали классики отечественной истории, так  написано в энциклопедиях. Да, написано, но - в повторение бытующих представлений. А они ведь могут оказаться  и вольными или невольными заблуждениями.

После разгрома в 1111 и 1116 годах  полками Владимира Мономаха и  Ярополка в низовьях Дона приазовские  половцы надолго отошли от границ русских земель в предгорья Кавказа  и к Каспию. Где и пребывали, во всяком случае, до середины столетия. И вообще оказалось, что, в отличие  от Великой Степи, половецкие каменные бабы - наиболее показательный признак  былого распространения кочевых  половецких орд - как раз в среднем  и нижнем течении Кубани и на Тамани отсутствуют. Так что красивая гипотеза о полном поглощении Тмутараканского  княжества половцами не вполне подтверждается.

Заключение.

Нами был проведён теоретический анализ специальной литературы по теме исследования, который позволяет сделать следующие выводы: эта тема малоизучена и по ней существует ряд спорных вопросов, княжество не имело устоявшейся княжеской традиции, оно оказало большое влияние на взаимоотношениях народов Северного Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Гадло, А. В. Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе / А.В. Гадло. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004.
  2. Захаров, В. А. Тмутаракань в «Слове о полку Игореве» / В. А. Захаров // Слово. – СПб., 1988. – С. 203—221.
  3. Захаров, В. А. Тмутаракань и «Слово о полку Игореве» / В. А. Захаров // Кубань. –1985. – № 11. – С. 78—87.
  4. Захарова, В. Б. От Тмутороканя до Тамани IX—XIX вв / В. Б. Захарова, И. В. Виноградова, А. К. Голованова и др. – Сборник РИО. – № 4(152). –М., 2002.
  5. Карышковский, П. О. Лев Диакон о Тмутараканской Руси / П. О. Карышковский // Византийский временник. – № 42. – М., 1960. – С. 39-51.
  6. Мавродин, В. В. Тмутаракань / В. В. Мавродин // Вопросы истории. –  № 11. – М. : Правда, 1980. – С. 177-182.
  7. Монгайт, А. Л. Надпись на камне / А. Л. Монгайт. – М. : Знание, 1969. – С. 90-92.
  8. Монгайт, А. Л. О границах Тмутараканского княжества в XI в. / А. Л. Монгайт // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. – М., 1963. – C. 54-61.
  9. Мусин-Пушкин, А. И. Историческое исследование о местоположении древнего Российского Тмутараканского княжения / А. И. Мусин-Пушкин. – СПб., 1794.
  10. Насонов, А. Н. Тмуторокань в истории восточной Европы X века / А. Н. Насонов // ИЗ. – М.,1940. – Т. 6. – С. 79-99.
  11. Плетнева, С. А. Таматарха-Тмутаракань.  Города Таманского полуострова в конце VIII–XII веках / С. А. Плетнева // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века. Археология. – М., 2003.
  12. Рябчиков, С. В. Киево-Печерский и Тмутараканский монастыри: к вопросу об их становлении. / С. В. Рябчиков // Русская философия и православие в контексте мировой культуры : сборник материалов международной научной конференции Краснодар, КубГУ, 20-23 октября 2004 г. – Краснодар, 2005. – С. 327-332. – Библиогр.: 332 с.
  13. Тихомиров, М. Н. «Список русских городов дальних и ближних» / М. Н. Тихомиров // Исторические записки. – М., 1952. – Т. 40. – С. 214-259.
  14. Чхаидзе, В. Н. Тмутаракань (80-е гг. X в. — 90-е. гг. XI в.). Очерки историографии / В. Н. Чхаидзе // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. – Вып. 6. – Армавир, 2006.
  15. Чхаидзе, В. Н. Таматарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове / В. Н. Чхаидзе. – Российская акад. наук, Ин-т археологии. – М. : ТАУС, 2008. – 328 с. – ISBN 978-5-903011-57-5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

  1. Изображение Тмутараканского камня.

  1. Карта «Тмутаракань на карте Киевской Руси».

  1. Преподобный Никон Киево-Печерский и Тмутараканский.

 

 


Информация о работе Тмутараканское княжество