Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:17, реферат
Цель истории – находить факты, устанавливать их причины и следствия.
К основным задачам истории следует отнести:
• Изучение различных сторон и проблем исторического развития.
• Исследование процесса накопления знаний о человеческом обществе.
• Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
• Анализ изменения различных проблем исторических исследований, а так же выяснение и выявление факторов и направлений этого процесса.
Введение…………………………………………………………………………...3
История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания……………………………………………………………………….5
Методология изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании……………………………………….9
Традиции изучения отечественной истории…………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Вместе с тем, в ряде исследований по истории педагогики и образования педагогические традиции представлены как универсальный элемент культуры. Современный исследователь педагогических традиций М. В. Савин определяет ее как «целостное исторически сложившееся педагогическое явление, представляющее неотъемлемую часть национальной культурной среды, обеспечивающей непрерывность развития педагогической теории и практики» (Савин, 2009: 97). Он отмечает, что педагогические традиции имманентно связаны с социально-педагогической средой, в которой они возникли; они могут быть представлены через ряд параметров, как то: сущностные свойства, содержание стереотипизированного опыта, функции и др. Традициологии как направлению историко-педагогических исследований присущи определенные методы: диахронический, синхронистический, сравнительный, семиотический и др., обеспечивающие комплексное исследование педагогических традиций как объекта современной педагогики.
Ведущая роль в организации образования и воспитания в индустриальных обществах принадлежит системе образования. Современные общества, стремясь к эффективному выполнению задач обучения и воспитания подрастающих поколений, ориентированы на создание и оптимизацию системы образования как ведущего института данной сферы общественных отношений. Образовательный процесс, нацеленный на подготовку подрастающих поколений к самостоятельной деятельности в социуме посредством передачи наиболее значимых культурных достижений, опирается на традиции, определяющие как содержание образования, так и способы его передачи. Анализ образования, как процесса, так и результата, способствует выявлению социально значимого опыта, усвоение содержания которого является основой социализации подрастающих поколений.
Традиция является феноменом, связывающим между собой формы сознания и деятельности. Прояснение механизма данной взаимосвязи способствует применение антропологического подхода. Объективные исторические условия и факторы общественной жизни находят свое отражение в индивидуальном сознании, в результате чего обретают личностный смысл и интерпретацию.
Культурная традиция представляет собой феномен и механизм сохранения наиболее значимого для общества опыта, представленного в конкретных формах деятельности. В этом смысле культурная традиция выражает доминирующий тип общественных отношений, детерминированный целями, ценностными ориентациями, установками, господствующими в обществе. Изучение культурных традиций связано с детальным анализом общества как системы норм, институтов, функций, базирующихся на определенных идейно-ценностных приоритетах.
Традиция представляет собой длительно формирующийся, устойчивый механизм отбора и сохранения наиболее значимых для социума культурных достижений, тем самым, способствуя адаптации сообщества к условиям существования и деятельности. В условиях эмиграции адаптивная функция традиций соответствует стремлению диаспоры к институциализации своей культуры. Институциональный характер обеспечивает их устойчивость, наличие традиций — воспроизводство.
Традиции, являясь механизмом избирательной фиксации наиболее значимого социально организованного опыта, обладают спецификой, заданной конкретно-историческим этапом развития общества. Изучение традиций как специфической формы существования культуры раскрывается во взаимосвязи «детерминант → традиция» и затрагивает вопрос о длительности их существования как элемента конкретной культуры.
Устойчивость традиций как элемента культуры определяется не только и не столько временны́м параметром, сколько их ценностным потенциалом. В целом, изучение традиций способствует выявлению духовно-ценностного потенциала культуры в конкретно исторический период генезиса социума. В современных исследованиях по педагогике отмечается, что традиция — это аксиологическая категория, учитывающая накопленный опыт предыдущих поколений и способствующая выявлению инновационных подходов современности (Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект).
Появление инноваций указывает на значимость новых элементов культуры социума для организации в нем культурного воспроизводства. Одновременно инновации характеризуют механизм традиции, показывая, что традиции могут изменяться (трансформироваться). Более того, благодаря способности к интеграции инноваций, культура характеризуется динамичной креативной ориентацией (К. В. Чистов) и высоким уровнем интроверсии, обеспечивая длительность своего существования в континуитете. Инновации выявляют творческий потенциал культуры в конкретно-исторический период времени.
Заключение
Прежде всего, любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Чтобы направлять деятельность настоящего, необходимо усвоить исторический опыт, знания и методы мышления, которые выработали предшествующие поколения. История является неотъемлемой частью общей культуры. Человек, изучающий историю, имеет историческое знание, которое является одним из важных элементов общественного сознания. История воплощает в себя социальную память всех поколений. Чем обширнее такая память, тем духовно богаче человек и общество в целом. Чем глубже познание человека в социально-экономическом и культурном опыте, который накапливался предшествующими поколениями, тем более определённая и целенаправленная его деятельность.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Список использованной литературы
1. Абрамсон М.Л., Кириллова
А.А., Колесницкий Н.Ф.и др. История
средних веков: Учебник для студентов
исторического факультета
2. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 756с.
3. Коллингвуд Дж. «Идея истории». М.: Проспект, 2005. 485 с.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М: Проспект, 2007. 520с
5. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: Учебник для вузов. М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. 496с.
6. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004. 372 с.
7. Романюк, Л. В. (2008) Гуманистические
традиции отечественной
8. Смирнов И. П. «Как рождается история?». СПб: Алетейя, 2006. 413с
http://www.referatbank.ru
http://www.filreferat.ru