Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:28, курсовая работа
Китай — третья по величине страна в мире после России и Канады. Его территория составляет около 9,6 млн. квадратных километров. Простираясь на пять тысяч километров по восточной части Азиатского материка, Китай отличается большим разнообразием рельефа и климата. На востоке и юге Китай выходит к Тихому океану, — протяженность его береговой линии достигает 18 тысяч км — и здесь имеются обширные низменности с влажным, а на юге — тропическим климатом. На западе Китая располагаются огромные пустыни, самые высокие в мире плоскогорья и горные хребты, на севере же территория Китая охватывает безбрежные монгольские степи и вплотную примыкает к просторам Сибири с их дикими лесами и трескучими морозами.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 1
1.Культура древнего Китая ……………………………………………………. 2
2.Современный Китай …………………………………………………………11
Заключение ……………………………………………………………………. 18
Список используемой литературы
Известно, что уже в XV веке до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов.
Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками. На рубеже нашей эры ими были изобретены тушь и бумага, которую изготавливали из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3000. чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: во II веке число иероглифов составило более 10000, в III веке – более 18000. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были созданы и первые словари. При императорских дворцах создавались обширные библиотеки.
Литература.
К началу I тысячелетия до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы – «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (IV-III века до н.э.). Особенно популярной была поэзия Тао Юань Миня, понятная и близкая простому народу:
В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.
Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль
……………………………………………………………………..
…Я ж хочу одного – чтобы старости вовсе не знать,
Чтоб родные мои собирались под единою крышей,
Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь,
Чтоб кувшин и струна целый день прибывали со мною,
Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,
Чтоб ослабив кушак, наслаждаться радостью полной,
И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…
Архитектура.
В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали сроить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией. Они возводились из различного материала: дерева, кирпича. Железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.
В III веке до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.
Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверх человеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества – бодхисатты, помощники Будды.
Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 года до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени.
Искусство.
В Китае также развивались прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тысячелетии до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву для производства в IV веке н.э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.
В VII-VIII веках н.э. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.
Уже во II тысячелетии до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глина и других материалов.
В I тысячелетии до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.
Современный Китай.
За последнюю четверть века Китай стал первостепенной величиной в мировой политике и экономике. Это касается не только Китайской Народной Республики как государства, которое уже сегодня по многим параметрам сопоставимо с Соединенными Штатами Америки, бесспорным лидером второй половины XX века. Это касается в первую очередь всего "китайского мира", включающего в себя и Тайвань, и Сингапур, и китайские общины по всей планете. "Китайский мир" уже в ближайшей перспективе претендует не просто на то, чтобы КНР стала "второй сверхдержавой мира", как некогда Советский Союз,— он утверждает иную модель развития человечества, отличную от привычного нам "евроцентризма".
Впрочем, для китайцев, в том числе для китайских политиков, отказ России от ее собственных традиций мало того что был ожидаемым шагом, соответствующим, как будет показано ниже, ее образу и обозначению,— он и воспринимается там совершенно иначе. Никакой борьбы "коммунизма" и "демократии", никакого противостояния "либералов" и "патриотов" — все эти слова за "Великой стеной" не имеют смысла. Возвышение и распад государств подвержены, как и все в этом мире, не идеологическим, не политическим и не экономическим, а природно-циклическим, символическим даже влияниям. И лишь непонимание этих закономерностей вызывает у некитайцев появление разных "теорий", напичканных специально испорченными словами.
"Кто знает — молчит {не спорит), а кто не знает — говорит (спорит, доказывает)",— гласит ставшее поговоркой изречение мудреца Лао Цзы. Противоречия здесь нет, ибо знание в китайской традиции связано не столько со словом звучащим, с речью, сколько со словом написанным, с образом смысла — иероглифом. И если сопоставить в данном отношении "Книгу книг" Библию с китайской Книгой перемен "И цзин", то это сопоставление обнаружит равнозначность их символического значения для соответствующих цивилизаций. Возможно, обнаружатся причинно-следственные основания и для многих, казалось бы, поверхностных и случайных аналогий между проявлениями "библейского" и "китайского" мироустройства.
Конечно, утверждение об иероглифической символичности китайского мышления, в отличие от буквенной знаковости мышления "библейского", будет лишь образным и достаточно грубым, хотя верным в основе своей, приближением к сути дела. Для более полной картины требуется привлечение иных символических систем, большинство из которых — например, система музыки, танца или математическая система — достаточно специфичны и доступны только для специалистов. Поэтому здесь придется ограничиться выяснением прежде всего пространственных и временных координат китайского мышления, его, по терминологии М.М.Бахтина, "хронотопа".
Отличия китайского способа действовать от норм, присущих европейской культуре, достаточно очевидны и хорошо доступны наблюдению. Но стоящие за этим особенности китайского способа мыслить, с трудом поддаются "дешифровке".
Возвращаясь к библейской традиции, следует отметить, что китайцы лучше любых иных народов исполнили один из ветхих библейских заветов, данных Богом после Великого потопа праведнику Ною: плодиться и размножаться, заселять Землю. Другие древнейшие цивилизации — шумеров и египтян, создавших, как и китайцы, 3-4 тысячи лет назад идеографическое письмо и государственность,— к началу нашей эры уже распались. А китайцы сохранялись и множились, ассимилируя всех, кто входил с ними в контакт. Современная Индия тоже имеет миллиардное население, но единой цивилизации не образует. 12 религий и 18 основных языков в Индии — это не китайский культурный и этнический монолит. Малоизвестно, что у современных китайцев доминирует одна (2-я) группа крови, а генетически от любого кровосмешения с китайцем получается китаец. Поныне существует только одна этнически выраженная группа полукитайцев-маканийцев, проживающая в бывшей португальской колонии Макао (сильна португальская кровь!). Негр с китайцем сразу дает китайца, и даже евреи, издревле сохраняющие свои колена по всему миру, уступают силе китайской крови. Единственная еврейская община, появившаяся в Кайфэне в XIX веке, полностью окитаилась уже через три поколения, и раввины, считающие евреем любого, рожденного еврейской женщиной, для детей от китайских отцов делают исключение и евреями их не признают. Справедливости ради должен отметить, что в 1999 году в Гонконге в гостинице "Фурама" на шестом этаже была действующая синагога, которую посещали и иудеи китайской внешности (а иудеем может быть только еврей). Однако о возвращении таких гонконгских иудеев китайской внешности на Землю Обетованную в Израиль ничего не слышно.
"Дайте мне точку опоры — и я переверну мир",— так, по преданию, заявил некогда Архимед. Нуждаясь в "точке опоры" для понимания того, как "перевернут мир" в китайской традиции, обратите внимание на компас — сугубо китайское изобретение, придуманное свыше двух тысяч лет назад (II век до Р.Х.), признанное и принятое всем миром к использованию. Известно, что по-китайски компас — это "стрелка, указывающая на ЮГ(!)". Хотя у всех других народов она указывает на север. Столь явной противоположности в пространственной ориентации мышления обычно не придают серьезного значения и совершенно напрасно. Само название Китая — чжун го, "срединное государство". Китай для китайцев — безусловный пуп Земли. Уже как величайший этнический монолит планеты, Китай вполне может считать себя природным, естественным центром отсчета для всего мира. Что он, впрочем, и делает — но по совершенно иным, и не менее основательным, причинам.
Иная картина мира
Если Китай — центр, то весь остальной мир будет окраиной. Именно так и воспринимают это деление китайцы: чжун\вай. Перевод пары чжун\вай на языки с буквенным письмом, конечно, будет переводиться абстрактно-понятийно: "китайско-иностранный". Но для самих китайцев за изобразительным иероглифом Ф ("чжун") стоит объединенное в символ представление: центр, середина. Не звуки и буквы, а картинка иероглифа лишь с чтением "чжун" тянет китайскую мысль именно к этому конкретно-символическому смыслу. Приглядевшись к названиям совместных с иностранцами предприятий в Китае, хочется отметить, что на всех иностранных языках совместные предприятия именовались китайско-американскими, французскими, немецкими и прочими (с обязательным указанием имени страны иностранного учредителя). На китайском же языке вместо имени страны официально и неофициально употреблялось одно и то же для всех случаев значение «вай» (внешний, наружный, чужой, периферийный, зарубежный). Раздвоение единого юридического лица совместного предприятия в названиях стран его учредителей у китайцев имеет "срединно-окраинный" по сути смысл разделения на свою цивилизацию центра и чужую цивилизацию окрестности.
Итак, Китай — центр. Далее от центра по окрестностям расположен ближний круг стран, нашедших в китайских иероглифических названиях явный символический смысл. Ниже я даю лишь развернутый комментарий ореола смыслов иероглифических символов, используемых в китайских названиях стран мира в соответствии со значениями иероглифов в словарях ["Канси", "Цы Хай" и словарь под редакцией И.М.Ошанина].
Слева от центра (если стать лицом к югу) находятся "Страна восходящего солнца" (жи бен — Япония) и "Страна утренней свежести" (чао сянь — Корея).
В зените Солнце светит над самим "Срединным государством" (чжун го — Китаем). Максимум тепла и света достается находящейся за границами середины "Стране крайнего Юга" (юэ нань, ранее ан нань — Вьетнам) и "Цветущему [изобильному] государству" (тай го — Таиланд).
Затем следуют: "Дальние владения" (мянь дянь — Бирма). "Государство небесной веры" [буддизма, растворившегося в искренних, натуральных народных верованиях индуизма] (тяньчжуго — Индия). И "Западный кладезь" [истинных, сохраненных неповрежденными, духовных ценностей] (си цзан — Тибет).
На северо-западе "Срединное государство" прикрыто "Западной границей" (сиюй — Туркестан), которая теперь называется "Новой границей" (Синьцзян).
А на севере расположена "древняя страна заходящей предрассветной Луны", "Темная старина" (мен гу— Монголия).
За окраинными странами ближнего к центру круга расположена дальняя окраина мира, населенная уже совершенно чужеродными центру народами. Среди этих народов титула государство (го) со смысловым и закрепленным иероглифически наименованием удостоились лишь пять великих держав.
Слева от центра — прибывавшие в Китай со стороны моря "заморские черти" (янгуй), они же "черти с окраины" (вайгуй). В иероглифических смыслах-символах единая картина Запада (заморских чертей с окраины мира) у начитанных китайцев, видимо, выглядит так. От индивидуального натиска отборных по уму и энергии самцов (ин го, "государство выдающегося таланта" — Англия). Через упорядочивающий личные потребности писаный закон (фа го, "государство логики закона" — Франция) и благой порядок с нравственным воздействием личным примером (дэ го, "государство нравственного примера" — Германия). К процветанию в прекрасной, торопливой, лакомой стране эмигрантов {мэй го, "прекрасное государство" — США).
Кстати, иберийская цивилизация, колонизовавшая всю Южную и Центральную Америку, тем не менее, не удостоилась у китайцев титула го. Правда, Португалия, создавшая на китайском юге колонию Макао за три века до британского Гонконга, названа дословно "Страной знатоков винограда" (путаоя), и это соответствует действительности. Такая конкретная осмысленность названия ставит заморскую Португалию в китайской иерархической системе мира сразу после символических смыслов государств, удостоенных титула го.
Справа от центра на дальней сухопутной окраине живут народы под общим названием "Обращенные в себя" (хуйцзу — мусульмане) и "Государство неожиданностей [затягивания и мгновенных перемен]" (эго — Россия).
Информация о работе Традиции, обычаи и культура народов Востока