Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:28, курсовая работа
Китай — третья по величине страна в мире после России и Канады. Его территория составляет около 9,6 млн. квадратных километров. Простираясь на пять тысяч километров по восточной части Азиатского материка, Китай отличается большим разнообразием рельефа и климата. На востоке и юге Китай выходит к Тихому океану, — протяженность его береговой линии достигает 18 тысяч км — и здесь имеются обширные низменности с влажным, а на юге — тропическим климатом. На западе Китая располагаются огромные пустыни, самые высокие в мире плоскогорья и горные хребты, на севере же территория Китая охватывает безбрежные монгольские степи и вплотную примыкает к просторам Сибири с их дикими лесами и трескучими морозами.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 1
1.Культура древнего Китая ……………………………………………………. 2
2.Современный Китай …………………………………………………………11
Заключение ……………………………………………………………………. 18
Список используемой литературы
Все другие запредельные народы титула го (государство) или осмысленных и понятных для китайцев названий своих стран "не заслужили", а потому именуются звуковой бессмысленной транскрипцией. С потерей исторического величия смысл имени и титул Го в ХХ веке утратила сначала Индия, а после 1991 года — и "новая Россия". Зато теперь титула го удостоена Япония (на воротах японского посольства в Пекине начертаны иероглифы "жи бен го") и Южная Корея (с 90-х годов она стала обозначаться древним иероглифическим названием "хань го", данным этой стране китайцами еще во времена первой морской экспедиции Цинь Шихуана).
"ЗАМОРСКИЕ ЧЕРТИ"
ЛЕВАЯ
окраина
! КОРЕЯ I ЯПОНИЯ
1 \
срединное ПРАВАЯ
государство tf окраина
ТУРКЕСТАН '
I
МУСУЛЬМАНЕ
ЮГ
Рис. 1. Картина мира по-китайски
Как можно убедиться, эта география не просто "перевертывает" привычные для нас проекции поверхности Земли "по Меркатору" — она качественно отличается от них именно наличием центральной точки развертки, наличием "срединного государства" чжун го, а не оси, условно проходящей через "нулевой" гринвичский меридиан.
То есть картина мира по-китайски вообще не предполагает наличия "двухполюсного" или, тем более, "многополюсного" мира. И Китай в ней выступает вовсе не "сияющим градом на холме", как представлял себе воплощение "американской мечты" президент Рейган, даже не "морем, вбирающим в себя все реки" — его идеальная функция иная. Это своего рода "центр тяжести", относительно которого должны быть уравновешены все окраины. И действительно, в китайском понимании правый, традиционный, тоталитарный Восток (миллиард совокупного населения России и мусульманского мира) уравновешен "золотым миллиардом" левого, инвариантного, либерального Запада. Есть и другие пространственно-временные "оси баланса", проходящие через Китай и несущие прямой "геополитический смысл". Однако понять это нельзя вне времени, как его трактует китайская традиция.
Деловая культура
Китайцы обычно чётко разграничивают отдельные этапы переговорного процесса: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение, заключительный этап. На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партнёров, манере их поведения. На основе этих данных делаются попытки определить статус каждого из участников. В дальнейшем в значительной мере идёт ориентация на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Окончательные решения принимаются китайской стороной, как правило, не за столом переговоров, а дома. Одобрение достигнутых договорённостей со стороны центра практически обязательно. Китайцы делают уступки, как правило, под конец переговоров, после того как оценят возможности другой стороны. При этом ошибки, допущенные партнёром в ходе переговоров, умело используются. Большое значение китайская сторона придаёт выполнению достигнутых договорённостей.
Заключение.
История Китая в XX в. знает два глобальных проекта революционных преобразований; национализм Гоминьдана и пролетарскую революцию КПК. Оба проекта привели в известном смысле к парадоксальным результатам; пропаганда «исконных» — в первую очередь конфуцианских — ценностей в Китайской Республике отнюдь не стала препятствием для быстрой модернизации (и демократизации) тайваньского общества. Коммунистическая же пропаганда способствовала возрождению в новом обличье многих из тех самых «феодальных пережитков», которые была призвана искоренить. В наши дни молодые люди на Тайване далеки от увлечения заповедями Конфуция, которые обязаны учить наизусть в школе, а молодежь КНР столь же равнодушна, если не сказать враждебна, к поучениям коммунистических вождей, которые она чуть не ежедневно слышала с раннего детства. И те и другие ради своей карьеры усердно изучают иностранные языки и американский «менеджмент». И те и другие охотно уехали бы за границу, словно прошлое их древней страны слишком тяжелым грузом лежит на их плечах. В 1976 г. тайваньский писатель Бай Сянь-юн (сам переселившийся в США) констатировал появление типа «странствующего китайца», обреченного на духовную эмиграцию.
Судьба многих деятелей китайской культуры за последнее десятилетие подтверждает правоту слов Бай Сяньюна.
Конец «эры интеллигенции» означает, по сути, крушение идеологических систем, владевших умами китайцев в XX в. Можно предположить, что судьбу китайской цивилизации теперь будут определять не идеологии сами по себе, как бы ни были они изощренны и как бы ни была сильна пропагандистская и репрессивная машина государства, стремящегося внедрить их в умы своих подданных. По-видимому, тайна судьбы Китая заключена не в идеях как таковых, но в самих формах общественной практики, связанных с тем, что именуется традиционной культурой и современностью.
Ядром традиционной китайской цивилизации, была не идеология, но сама «духовная работа», «неделающая деятельность» мудрого, в которой сходятся сознание и действие. Такая «умудренная практика», основанная на духовной интуиции и безупречном доверии к жизни, и была источником всех открытий, всех великих достижений китайского гения. В глубине китайской традиции сокрыт анонимный Мастер, прозревающий в бездонном покое своей души закон духовной метаморфозы бытия. И мир этой традиции всегда несет на себе печать присутствия человеческого сердца, — этого живого, но пустотного средоточия всех перспектив созерцания, одновременно тела и лица. Вот почему китайская культура не выделила из себя абстрактной научной мысли или доктрины, а скорее выковала из себя особый культурный тип, который задан не столько познанию, сколько почти бессознательному усвоению в самом способе восприятия, чувствования, мышления. Достаточно взглянуть на традиционные методы обучения в китайских ремеслах и науках, где ученик должен был перенять не просто формулы и правила, а весь тип поведения учителя, само качество его знания, и где успехи ученика оценивались степенью приближенности к учителю, Более известны негативные последствия подобного миропонимания: непотизм, исключительная приверженность к личным связям, скрытность и т.д. Китайская стена остается самым ярким символом подобной ориентации китайской культуры.
Безусловно, модернизация являет собой нечто в известном смысле прямо противоположное установкам китайской традиции. Она несет специальное знание и общедоступное образование, ориентацию на техническую эффективность, средства и возможности массовой коммуникации, светскую культуру и пр. И все же у феномена модернизации и китайской традиции есть нечто общее: и то и другое по-своему свободно от гнета идеологии в собственном смысле слова. Полная свобода общения (планетарная цивилизация постиндустриальной эпохи) и культивирование самого предела общения (замкнутый социум традиции) равно враждебны всем предвзятым мнениям, всем идеологическим предрассудкам.
Традиция и модернизация кажутся антиподами — этим объясняется особенная острота проблемы их взаимодействия в современном мире, Но крайности, кажется, сходятся? Жизнь современного Тайваня, Гонконга или Сингапура — а если говорить шире, то и пример Японии и Южной Кореи — свидетельствует о том, что ценности традиционной цивилизации Дальнего Востока легко уживаются с современной техникой, современными методами организации управления и самыми передовыми идеями. Во всяком случае, подавляющее большинство тайваньских, гонконгских и сингапурских китайцев убеждены в том, что китайский уклад жизни, предполагающий бесконфликтное поведение, преданность семье, политическую индифферентность, вполне может обеспечить успех и в мире компьютеров. Сложился, так сказать, «модернизированный» тип китайца, глубоко чуждый многим фундаментальным ценностям китайской традиции: это тип человека, который готов к соперничеству и риску, восприимчив к новшествам и уже не считает скромность главной добродетелью, а неудобства и лишения — обязательным жизненным правилом. Однако никто не скажет, что современные китайцы подобны европейцам. Напротив, стереотипы поведения и весь быт «новых китайцев» не меньше, если не больше прежнего, отличаются от образа жизни и психологии людей Запада.
Сама жизнь дала простой и убедительный ответ на мучительно-неразрешимый вопрос о «модернизации» Китая. Достаточно вглядеться в сам тип расселения китайцев на современном Западе, представленный «китайскими городами», или чайнатаунами. Китайцы без труда расселяются по всему свету, но предпочитают жить компактными группами, воспроизводя на новом месте жительства свой традиционный уклад и не вступая в конфликт с окружающим обществом, охотно принимая законы и ценности «открытых» обществ Северной Америки или Западной Европы. Что означает такая приспособляемость при столь незаурядной способности сохранять свою самобытность? Чайнатаун — это город в городе. Данное обстоятельство неожиданно высвечивает суть китайского жизнепонимания: китайское поселение и вообще «Китай» в современном мире есть не просто географическая реальность, но прежде и превыше всего — символическое «пространство сердца», хранящее в себе необозримо-густую паутину культурных норм, традиционных идеалов, исторических ассоциаций — словом, всего, что составляет «духовное наследи Китая». Подобно классическому китайскому пейзажу, явившему идеальный, претворенный в культуру образ китайской природы, чайнатаун воплощает в себе идеальный образ китайской традиции. И это мир, существующий внутри мира. Каждый китаец способен нести Китай в своем сердце — отсюда миролюбивое (в сущности, равнодушное) отношение к миру, его окружающему. Поистине, чайнатаун есть даже больше, чем Китай в его физическом бытовании.
Итак, модернизация Китая не означает растворения китайского культурного типа в некой безликой мировой цивилизации. Приходится констатировать, что жизнь оказалась мудрее самых умных теоретиков: многие вопросы, казавшиеся неразрешимыми, решились сами собой в реальной действительности модернизированных китайских обществ. В современном Китае мы наблюдаем сплав китайского и западного, дающий жизненным ценностям китайцев новое качество и новый смысл. В свою очередь, традиция духовного совершенствования, столь тщательно и всесторонне развитая китайскими учителями обладает в наши дни необыкновенной привлекательностью для людей Запада и в виде разного рода медитативной практики, «психотехники» или школ боевых искусств приобрела огромную популярность в мире. Китайский идеал духовно-нравственного совершенства становится все более важным и значимым в наш «век информатики», когда судьба человечества уже напрямую зависит от способности людей жить в согласии друг с другом.
Скажем больше: поразительные успехи, достигнутые в последние десятилетия странами Дальнего Востока, со всей очевидностью показывают, что в наши дни наследие китайской цивилизации обретает новое дыхание. Секрет этой жизненности — в ориентации китайской цивилизации на «технику сердца» (синь шу), столь отличающую ее от плодов цивилизации европейской, сделавшей ставку на «технику орудий». Ибо сегодня мы начинаем отчетливо понимать, что эффективны не технические приспособления сами по себе, но воля и разум человека, ищущего доверия, искренности и сочувствия себе подобных. Китайская цивилизация, ценящая сердечное согласие меж людьми выше «объективных истин» и отвлеченной пользы, оказывается удивительно созвучной нынешней эпохе «постмодернизма», когда сообщительность становится важнее самого сообщения, а невысказанное и несказанное осознается как главное условие человеческой коммуникации.
Дилемма традиция—модернизация, быть может, изначально ложна. Сопутствующие ей конфликты оказываются вполне разрешимы в процессе все большей диверсификации общественной практики, все большей конкретизации жизненных ценностей. В постмодернистскую эпоху на передний план выдвигается проблема взаимоотношения внутреннего и внешнего, слова и безмолвия, поверхности и глубины в человеческом опыте. Такова центральная проблема будущей мировой цивилизации. Решение ее выходит за рамки собственно китаеведческих исследований. Но одно наблюдение необходимо высказать уже сейчас: возвращение традиции с неизбежностью восстанавливает и духовную иерархию общества или, точнее, типов человеческой социальности. Внешняя социальность должна стать условием и средой внутренней социальности, связующей отдельного индивида с вечносущим типом человечности — Великим, или Предельным Человеком, прорастающим в этот мир и перерастающим его бесконечной чередой поколений. Китайская цивилизация дана, задана современному миру не для того, чтобы ее принимать или отвергать, а для того, чтобы человек мог вновь и вновь возвращаться к истоку человечности в себе. Человек становится человеком, говорил Конфуций, когда «совершит самое трудное в своей жизни». То, что проще всего, дается всего труднее. С этой непритязательной и мужественной мудростью учителей Китая можно жить вечно.
Информация о работе Традиции, обычаи и культура народов Востока