Туркестанская автономия и ее деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:37, реферат

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что изучение истории Казахстана включает важный этап, сыгравший немаловажное значение и для современного Казахстана, данным этапом является Великая Октябрьская социалистическая революция, которая явилась торжеством марксизма-ленинизма, открыла новую эру в истории человечества — эру перехода от капитализма к социализму и коммунизму.Многочисленные народы (свыше 100), входившие в состав Российской империи, жестоко эксплуатировались царизмом, русской и местной национальной буржуазией, феодалами. Царизм превратил Россию в тюрьму народов, проводил политику грубого угнетения нерусских народов, их насильственную русификации, подавления их национальной культуры, разжигал вражду и национальную рознь между народами.

Содержание

Введение
I. Характер и методы установления Советской власти в Казахстане
1.1 Установление Советской власти в Казахстане и его характер
1.2 Методы установления Советской власти в Казахстане
II Деятельность правительства Алаш-орда
2.1 Деятельность правительства Алаш-орда
III Туркестанская автономия и ее деятельность
3.1 Установление Советской власти
3.2 Политический портрет М. Шокая
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Алаш-Орда.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Однако советские власти в Ташкенте не хотели мириться с существованием оппозиционного им мусульманского правительства. В ночь с 5 на б ноября 1918 г. на Коканд были брошены все вооруженные силы Советского Туркестана, в том числе и казачьи части. Город был взят штурмом, большая часть жителей была убита. Временный Совет свергнут, и остатки отрядов защитников города ушли в горы и перешли к партизанским действиям.

Не менее драматические  события происходили в Тургайской области и ее центре - г. Оренбурге. Здесь расстановка сил была несколько  иной, нежели в Туркестане. При нейтралитете основной части казачества в городе в ноябре 1917г. была установлена Советская власть, однако просуществовала она недолго. Атаман Оренбургского казачьего войска А. Дутов при поддержке партии «Алаш» и меньшевиков арестовал членов Оренбургского Совета. Эти события встревожили центральные власти, и Совнарком несколько раз рассматривал вопрос о военных мерах по восстановлению в Оренбурге власти Советов. В декабре 1917 г. в Торгайскую область были отправлены отряды красногвардейцев и революционно настроенных моряков, поддержанных казахами - участниками восстания 1916 г. Последних на союз с большевиками толкнуло недоверие к казачеству, участвовавшему в кровавом подавлении национально-освободительного движения. В конце 1917г. власть перешла в руки Советов в Кустанае, Тургае, Актюбинске, а в январе 1918г. - в Оренбурге. Дутов и его союзники отступили в степь.

Аналогичные события  происходили в Акмолинской и  Семипалатинской областях, входивших в состав Степного края. В ноябре-декабре 1917 г. в большинстве городов Северного Казахстана власть перешла в руки большевиков. Вооруженным путем Советская власть была установлена в Семипалатинске в феврале и в Верном в марте 1918г. Только в г. Уральске большевикам не удалось свергнуть войсковое правительство казачьего войска.

Несмотря на то, что в большинстве  крупных городов Казахстана в ноябре 1917 г. - марте 1918г. была провозглашена Советская власть, влияние большевиков не выходило за рамки городов и территорий, прилегающих к железным дорогам. Большая часть населения, особенно в степных районах Казахстана, подчинялась правительству Алаш-Орды и ее местным комитетам, а казачьи станицы - войсковым правительствам.

Алаш Орда. Октябрьский переворот был встречен лидерами партии «Алаш» настороженно. Захват власти большевиками и левыми эсерами ничего не давал казахскому- населению, кроме декларирования права на самоопределение, тогда как Учредительное Собрание было реальным шансом на обретение Казахстаном суверенитета в законном порядке. Именно поэтому лидеры национально-освободительного движения начали активно готовиться к выборам в Учредительное Собрание.

С октября 1917 г. началась организация  областных отделений «Алаш» при активной поддержке местных казахских комитетов. Семипалатинское отделение партии возглавил Х.Габасов, Омское - А. Турлыбаев, Тургайское - А. Бокейхан. Начались активные переговоры об образовании местных партийных организаций в южных уездах Казахстана. Одновременно партия проводила агитационно-разъяснительную работу в казахских аулах. Прошедшие в конце 1917г. выборы в Учредительное Собрание показали, какое большое влияния среди народа имели сторонники «Алаш». Из трех основных партийных списков в большинстве уездов победу одержала партия «Алаш», далеко опередив эсеров и социал-демократов. Так, в Тургайской и Уральской областях она получила 75% голосов, в Семиреченской - более 57 %. Следующим шагом на пути построения собственного государства стал Второй общеказахский съезд, прошедший в Оренбурге 5-12 декабря 1917 г.

Съезд проходил в условиях начинающейся в крае гражданской  войны и в целях недопущения  анархии в казахской степи  делегаты съезда приняли два важнейших  решения: об образовании автономии Алаш и формировании собственных вооруженных сил. В состав автономии должны были войти Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Сырдарьинская области, казахские уезды Ферганской и Самаркандской областей и Амударьинского отдела и отдельные волости Алтайской губернии и Закаспийской области. Для управления автономией до решения Учредительного Собрания избиралось правительство Алаш - Народный Совет или Алаш-Орда, в котором из 25 мест 10 представлялось казачеству и переселенцам. Председателем Народного Совета был избран А.Бокейхан. Сложной проблемой стала принадлежность южных уездов Казахстана.

В январе 1918 г. в Сырдарьинской  области был созван областной  казахский съезд, основным вопросом на котором стал вопрос о присоединении к автономии Алаш. В результате бурных обсуждений съезд пришел в выводу о целесообразности оставить Сырдарь-инскую область в составе Туркестанской автономии и возможность присоединения к Алаш только в случае создания военно-политического союза двух автономий.

Разгон большевиками 6 января 1918г. Всероссийского Учредительного собрания, на которое лидеры национально-освободительного движения возлагали большие надежды, а также захват Оренбурга красногвардейцами чрезвычайно осложнили положение Алаш-Орды. При слабости средств коммуникаций и невозможности управлять всеми казахскими районами из одного центра, правительство Алаш было разделено на части. Восточное отделение во главе с А. Бокейханом обосновалось в Семипалатинске, Западное во главе с Ж. и X. Досмухамедовыми - в Жымпиты. Отдельно действовала Семиреченская группа Алаш-Орды. В изменившихся условиях руководство автономии Алаш решило начать переговоры с Советским правительством о взаимном признании. В марте 1918г. в Москву направились Ж. и X. Досмухамедовы для встречи с В. Лениным и И. Сталиным. 19-20 марта состоялись телефонные переговоры Сталина с А. Бокейханом и его заместителем X. Габбасом. Советские власти признавали правомочность решений Общеказахского Съезда, но соглашались признать автономию только в случае созыва общеказахстанского съезда с участием местных Советов. В ответ Алаш Орда выдвинула свои требования, соглашаясь признать Советскую власть только в случае подчинения местных Советов правительству Алаш до созыва Общеказахстанского Учредительного Собрания. Последнее было не в интересах Москвы и переговоры были свернуты. Одновременно В. Ленин и И. Сталин начинают работу по созданию альтернативного, большевистского правительства Казахстана. Для этого при Народном комиссариате по делам национальностей был открыт казахский отдел во главе с большевиком А. Жангельдиным и М. Тунганчиным, которым была поручена организация Всеказахстанского съезда Советов для провозглашения Советской Казахской Автономии. Алаш Орда, видя нежелание Москвы признавать небольшевистскую, либерально-демократическую казахскую автономию, начинает сближение с антибольшевистскими силами, в первую очередь, с лидером уральского казачества Дутовым. Весной 1918 г. на территории бывшей Российской империи началась гражданская война, многие события которой проходили непосредственно в Казахстане.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

III Туркестанская автономия и ее деятельность

 

3.1 Установление   Советской   власти

 

Большое революционизирующее  влияние на Семиречье, входившее  в состав Туркестана,   оказал   Ташкент,   где   1   ноября   1917   г.   была  установлена Советская власть. Совнарком Туркестанского края еще 6 декабря принял постановление об отстранении от должности и аресте комиссара Временного правительства в Семиречье Шкапского и роспуске Верненской городской думы. Но непосредственной военной помощи Семиречью Ташкент оказать не смог. Большевики Семиречья, уйдя в подполье, сплачивали и организовывали трудящихся   на   борьбу   за   установление   Советской   власти.    Основные рабочие организации Семиречья - союзы чернорабочих, "мусульманских рабочих", печатников, строительных рабочих и другие находились под большевистским влиянием. Рабочие требовали введения восьмичасового рабочего дня, установления рабочего контроля над производством, повышения заработной платы. Участились захваты крестьянской и аульной беднотой земель переселенческого фонда и Семиреченского казачьего войска. Росло освободительное движение казахских, киргизских и уйгурских трудящихся.1918 г. под руководством большевиков состоялся областной крестьянский съезд. Абсолютным большинством голосов тайным голосованием была принята предложенная большевиками резолюция, приветствовавшая установление в стране Советской власти. "Как видно из последних телеграмм, - говорилось в резолюции, - не верить которым значит выносить недоверие всему трудовому народу Центральной России, власть народа, власть Советов окрепла, опираясь на мощь фронта, примкнувшего к этому движению и поддержавшего эту власть своим мощным словом. Жалкие попытки ненасытившихся помещиков и капиталистов разбились о мощь и твердый дух народа, и мы, семиреченцы, отброшенные от Центра, открыто подаем свой голос товарищам крестьянам, борцам за свободу, за закрепление порядка и других завоеваний революции". Подавляющее большинство делегатов съезда приветствовало Советскую власть и открыто заявило о своей солидарности с рабочими и трудящимися крестьянами всей страны. Характерно, что съезд в своем постановлении записал: "Мы, крестьяне, протягиваем руку трудящимся казакам и коренному казахскому населению".Силы революции в Семиречье значительно возросли после возвращения из Ирана  советски   настроенного   2-го   Семиреченского   казачьего   полка,   в  котором была подпольная большевистская группа. 15 февраля 1918 г. недалеко от казарм полка состоялся массовый народный митинг, на котором выступили большевики Л.П. Емелев, А. М. Виноградов и другие с призывом свергнуть белогвардейскую диктатуру в Семиречье и установить Советскую власть. У Войскового Совета еще хватило сил, чтобы разогнать этот митинг, но он уже не мог предотвратить надвигающихся событий. 2 марта 1918 г. в казармах 2-го Семиреченского полка большевики созвали массовый митинг, на котором было принято постановление о вооруженном восстании    в    целях   установления    в   городе    Советской    власти.    Был сформирован Военно-революционный    комитет,    в    состав    которого    вошли    П.    М. Виноградов, Л. П. Емелев, П. Береснев, Токаш Бокин и другие. В ночь со 2 на 3 марта в Верном произошло     вооруженное     восстание.     Отряды     красногвардейцев     и революционно настроенных казаков 2-го полка разоружили юнкеров и алашордынскую милицию, заняли почту и телеграф, артиллерийский склад, важнейшие опорные пункты города. В Верном установилась Советская власть.

 

3.2 Политическое портрет  М. Шокая

 

Мустафа Шокай родился  в городе Ак-мечеть (нынешняя Кызылорда) 7 января 1890 г. в известной аристократической  казахской семье.. В шесть лет  Мустафа Шокай уже хорошо владел основами арабской письменности, полученными  им в семье. Для его родителей, хотевших видеть Мустафу Шокая на государственной службе, было ясно, что мусульманского образования для него недостаточно. Ему необходимо было дать европейское, русское образование, которое открыло бы ему многие двери в будущем. Именно поэтому он был зачислен в Ташкентскую мужскую гимназию, где преподавание велось на русском языке. он окончил с отличием, получив награду первой степени. На выбор его дальнейшего образования в значительной степени повлиял инспектор Гимназию А. Федоровский, который посещал Ташкентскую гимназию с инспекцией. Именно по его рекомендации Мустафа Шокай был отправлен в Санкт-Петербург, где с упехом поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Вполне возможно, что выбор им юридического образования был связан с тем влиянием, которое оказывала на него личность отца, являвшегося уважаемым в народе бием. Даже сейчас, спустя много лет после его гибели, имя Мустафы Шокая неизвестно не только многим молодым казахстанцам, но и людям среднего возраста. Это не вызывает большого удивления, если вспомнить, что в советский период информация о нем практически отсутствовала. Что касается старшего поколения, то им было известно лишь одно: Мустафа Шокай - враг народа и предатель, перешедший на сторону нацистов и ставший казахским прототипом генерала Власова.Но почему идеологи советского государства так усердно вычеркивали имя Мустафы Шокая из памяти людей, заклеймив его как "изгоя-предателя"? Судя по всему, для тоталитарной системы был опасен любой враг, реальный или мнимый, но опаснее всего являлся тот враг, который мог владеть умами людей и заставлял их снимать очки ирреального. Таким врагом и был Мустафа Шокай, который боролся за национальное самоопределение Туркестана, хотя, вполне возможно, часто оишйажя?»,выбеге средств и союзников.Мустафа Шокай родился в городе Ак-мечеть (нынешняя Кызылорда)7 января 1890 г. в известной аристократической казахской семье. Его социальный статус и положение гарантировали ему получение хорошего, по тем временам, образования, тем более, что он был не по годам сообразительным мальчиком. В шесть лет Мустафа Шокай уже хорошо владел основами арабской письменности, полученными им в семье. Для его родителей, хотевших видеть Мустафу Шокая на государственной службе, было ясно, что мусульманского образования для него недостаточно. Ему необходимо было дать европейское, русское образование, которое открыло бы ему  многие двери в будущем. Именно поэтому он был зачислен в Ташкентскую мужскую гимназию, где преподавание велось на русском языке. Гимназию он окончил с отличием, получив награду первой степени. На выбор его дальнейшего образования в значительной степени повлиял инспектор А. Федоровский, который посещал Ташкентскую гимназию с инспекцией. Именно по его рекомендации Мустафа Шокай был отправлен в Санкт-Петербург, где с упехом поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Вполне возможно, что выбор им юридического образования был связан с тем влиянием, которое оказывала на него личность отца, являвшегося уважаемым в народе бием.Судьба распорядилась таким образом, что Мустафа Шокай учился на одном курсе с Александром Керенским, будущим главой Временного правительства. Они быстро нашли общий язык по причине общности своих либерально-демократических взглядов, которые подтолкнули их к вступлению в ряды социалистов - революционеров. Стоит отметить, что начало жизненного пути и политического развития Мустафы Шокая имеет некоторую аналогию с судьбой Алихана Букейханова. Оба они были выходцами из аристократических семей. Оба получили русское, светское образование и их родители прочили им успехи на государственной службе. Оба учились в Санкт-Петербурге, где, кстати, и познакомились. В этом городе они впервые прошли первый урок в политической школе, будучи вовлеченными в политическую круговерть. На студенческих скамьях они сформировались как ученые, и здесь же они впервые вкусили плод инакомыслия.Кроме Алихана Букейханова, Мустафа Шокай был близко знаком и с другими представителями казахской интеллигенции -Ахмедом Байтурсыновым, Мунебером Кары, Махмудом-Ходжо Вехбуди и другими. Со многими из них он пройдет один политический путь и разделит общую трагическую судьбу. Но, несмотря на общие демократические убеждения, казахская интеллигенция, по мнению Алихана Букейханова, делилась на пантюркистов и западников. Если Алихан Букейханов относил себя к последним, то Мустафа Шокай представлял первую группу. Главной его целью было не просто создание казахской автономии, а объединение всех мусульман Туркестана в рамках единого тюркского государства. По своим политическим взглядам он был сторонником пантюркизма и панисламизма, что, впрочем, не превращало его в слепого религиозного фанатика и адепта религиозной нетерпимости, как это пытались представить его политические противники. Если Алихан Букейханов видел освобождение казахского народа от царского колониализма путем внедрения либерально-демократических идей и создания буржуазно-демократической республики, то для Мустафы Шокая основным средствомборьбы были идеи пантюркизма с элементами демократического общежития. В 1909 г. Мустафа Шокай заявлял о том, что уже пришел момент, когда необходимо развернуть знамя борьбы с самодержавием по всей России, и что только свергнув царя и его приспешников в Туркестане, мусульманские народы смогут избавиться от колониализма.После окончания Петербургского университета Мустафа Шокай возвращается домой, где ведет агитационную деятельность за создание мусульманской республики. Вернувшись опять в Петербург, Мустафа Шокай, как в свое время и Алихан Бу-кейханов, продолжил свое политическое образование в стенах Государственной Думы, где казахи не имели своих избранников, но у мусульманских народов была своя мусульманская фракция. В 1914 г. Мустафа Шокай, которому тогда было 24 года, начал свою деятельность в качестве секретаря по Туркестанским делам мусульманской фракции Госдумы. Как и Алихан Букейханов, Мустафа Шокай питал иллюзии насчет способности и желания Госдумы принимать во внимание мнение представителей мусульманских народов.   Если первая и вторая Госдумы еще имели право называться зубастым законодательным собранием, своего рода дитем 1905 г., то третья и четвертая Госдумы, после царского манифеста от 17 октября, превратились в банальную бутафорию "народовластия". Но, несмотря на это, Госдума была единственной доступной трибуной, с которой можно было поднимать проблемы мусульманских народов на общегосударственном уровне. Именно поэтому Мустафа Шокай пробыл на этом посту до самой Февральской революции. После падения царизма, в период формирования Временного правительства, Мустафа Шокай назначается на пост уполномоченного Временного правительства по Туркестанскому краю. Это назначение произошло по предложению Александра Керенского. В свою очередь, существуют свидетельства, что выдвижение Али-хана Букейханова на должность Туркестанского областного комиссара произошло благодаря Мустафе Шокаю, хотя это назначение часто приписывается масонам и лично Александру Керенскому.В новой должности Мустафа Шокай возвращается на родину, где он избирается председателем Комиссии Представителей от Туркестана, которая собиралась участвовать в выборах в Учредительное собрание. В Туркестане Мустафа Шокай выпускает газету "Бирлик туы", в которой дает обоснование идеи создания независимого Туркестанского государства. В этом вопросе между Мустафой Шокаем и Алиханом Букейхановым, вероятно, могли возникнуть разногласия, так как последний выступал за казахскую автономию, но в составе России. В то же время, их обоих объединяло общее разочарование в деятельности кадетской партии, которая проигнорировала в своей программе пункты о предоставлении нациям права на самоопределение.После Октябрьской революции, которая, по мнению Мус-тафы Шокая, произошла по вине самого Временного правительства и в результате хилости российской демократии, он приходит к мысли, что установление советской власти в Туркестане ничем не лучше колониального правления при царизме. Единственным выходом из этой ситуации, как считал Мустафа Шокай и его единомышленники, было создание независимой автономии. 22 ноября 1917 г. был проведен IV чрезвычайный Все-туркестанский мусульманский съезд в Коканде, на котором было провозглашено о создании Туркестанской (Кокандской) автономии. Таким образом, к концу 1917 г. на территории Туркестана существовало уже две автономии. Первым премьер-министром Кокандской автономии был избран М. Тынышпаев, после отставки которого на этот пост был избран Мустафа Шокай, которому тогда было 27 лет. В документах, принятых правительством автономии, речь шла о политической, национальной, правовой и культурной самостоятельности. При этом с Россией сохранялись экономические связи, которые должны были строиться на основе равенства и учета взаимных интересов.В советской историографии существовало утверждение о том, что свою деятельность в Коканде Мустафа Шокай вел от имени националистической организации "Шуро и ислами", которая и организовала этот съезд. Хотя другие историки говорят, что по этому поводу нет никаких документальных подтверждений. Мало объективной и полной информации существует и в отношении Кокандской автономии, которая просуществовала до января 1918 г. Именно в этот период пути Мустафы Шокая со своими давни-ми друзьями из числа алашордынцев расходятся. Если большинство алашордынцев к концу 1919 г. признали советскую власть и получили амнистию ценой упразднения автономии, то Мустафа Шокай прочно занимал антибольшевистские позиции, что заставило его бежать из захваченного большевиками Коканда. Его путь лежал через Кавказ в Турцию, затем в Берлин и, в конце концов, он селится в местечке Ногент-сюр - Марне, близ Парижа.

 

Заключение

Сложный и противоречивый путь прошла история советского общества более чем за семь десятилетий своего развития. Интерес к ее истории велик и понятен. В широком спектре суждений, выводов, которые высказываются и публикуются в наши дни, можно найти полярные точки зрения и оценки всего происходившего и созданного. Многие мнения категоричны, односторонни.И сеичас через 90 лет нам потомкам трудно разобратся в том что же произошло тогда как это могло произоити, кто виноват в братоубиственнои  гражданскои воине . мы считаем что правых и левых быть не могло ведь каждый человек боролся за свои идиалы, принципы, и за свои будущщи мир.Таким образом, революция 1917 года, начавшаяся Февральской, завершилась Октябрьской. Большевики и историки-марксисты (отечественные и зарубежные) назвали ее Великой Октябрьской социалистической революцией. Противники большевиков говорили о государственном перевороте, незаконном захвате власти и насилии над народом,но победи другие было бы по иному нам не дано знать.Большевики провозгласили установление в России экономического и социально-политического строя, не имевшего аналогов в мировой истории. Они распространили свою власть на огромную Евразийскую территорию, в том числе и Казахстан вовлекая в ее орбиту многие народы, отличавшиеся по уровню экономического, социального и культурного развития, национальному менталитету. Стремление построить социализм оказало непосредственное влияние на мировые процессы, судьбу многих народов и развитие капиталистического общества.

 

 

                 

 

Список использованной литературы:

1.  М. К. Козыбаев "История   Казахстана с древнейших  времен до наших дней", Алматы, 1993 г., очерк

2.  История Казахской  ССР, Алматы 1997 г., том 4

З.Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории  Казахстана в XX веке.-А.-1997

4.    Асыдбеков MX. Формирование  и резвитие кадров железнодорожников  Казахстан (1917-1970гг) - А.-1973

5.Сидоров А. Индустриализация  степи и национальный вопрос // Мысль, 1995, №7 86

б.Новейшая история Казахстана. Сб. док. И мат. Т.1 -А.-1998 7. История индустриализации Казахской ССР Т. 1,2 док. и мат. - А.-1967 8.Асылбеков    М.Х.    Индустриализация    Казахстана    и    ее    социально-экономические последствия// Мысль, 1993, №4 9.История Казахстана: белые пятна. - А.-1991

10. Осипов В.П. всматриваясь в 20-30 годы.-А-1991

11.Козыбаев М.К. История и современность. -А.-1991

Ю.Абылхожин Ж.Б., Бурханов К.Н, Кадырбаев  А.Ш., Султанов Т.И. Страна в

сердце Евразии. - А.-1998

Информация о работе Туркестанская автономия и ее деятельность